birmaga.ru
добавить свой файл

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Школьный этап
6 КЛАСС


шифр (имя)

1

2

3

4

5

6

ИТОГО




max 8

max 9

max

11


max

8


max

10

max 10

max 5

max

10

max 10

max 10

max

91


































Работать следует прямо на этом листе.

Часть I

  1. Определите и назовите жанр по фрагментам текста. 8 баллов


Фрагмент

Название жанра

И с яркими слиялася лучами,

Как дым прозрачный, мгла,

Зрят на скале дитя между волнами;

И тонет уж скала.


Пловец гребет; челнок летит стрелою;
В смятении Варвик;
И озарен младенца лик луною;
И страшно бледен лик.




И тут девушка-чернавушка —

Бросала она вёдра кленовые,

Брала коромысло кипарисовое,

Коромыслом тем стала она помахивати

По тем мужикам новгородским;

Прибила уж много до смерти,

И тут девка приустала…





Утка сера в море села

И по волнам поплыла.

Девка смело к парню села,

Разговоры завела.






Торрес не только поощрял жандармов возгласами, но и сам вытащил нож; дело, безусловно, кончилось бы кровавой трагедией, как это нередко случается, когда вскипит оскорбленная латиноамериканская кровь, если бы вдруг не появилось десятка два вооруженных всадников, которые бесшумно выехали из-за деревьев и так же бесшумно стали хозяевами положения. Иные из этих таинственных незнакомцев были одеты в парусиновые рубашки и штаны, другие – в длинные холщовые рясы с капюшонами.

Жандармы и плантаторы в ужасе попятились, крестясь и бормоча молитвы.

– Слепой разбойник! – Суровый судья! – Это его люди! – Мы погибли! – неслось со всех сторон.




Но марсианин обращал не больше внимания на мечущихся людей, чем человек на муравьев, снующих в муравейнике, на который он наступил ногой. Когда, задыхаясь, я поднял голову над водой, колпак марсианина был обращён к батареям, которые все еще обстреливали реку; приблизившись, он взмахнул чем-то, очевидно, генератором теплового луча.





2. В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я). 9 баллов

А. Цветы глядят с тоской влюблённой __________________________

Безгрешно чисты, как весна, __________________________

Роняя с пылью благовонной __________________________

Плодов румяных семена. (А.Фет.) __________________________

Б. В сто сорок солнц закат пылал, ___________________________


в июль катилось лето, ___________________________
была жара,
жара плыла – ___________________________
на даче было это. (В.Маяковский.)
3. Вставьте пропущенные слова. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. 11 баллов

Ну ж был денёк!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

__________ с пёстрыми значками,

__________ с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.






Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать ____________






Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране ______________?

Что кинул он в краю _______________?..






4. Мифологическое сознание было свойственно нашим далёким предкам. Одна из функций мифа – объяснение тех или иных явлений природы. Так, миф о дочери Деметры Персефоне, проводящей треть года в подземном царстве, объясняет смену времён года. Постарайтесь заполнить таблицу, вспомнив соответствующие мифы. 8 баллов



миф, мифологический персонаж

объясняет явление природы

древнегреческий миф о Персефоне, Деметре и Аиде

смена времён года

славянский миф о поясе Лады и Леле




скандинавский миф о боге Торе и его молоте







появление источника, вдохновляющего поэтов




весенний расцвет природы и осеннее увядание


5. Перед вами жанр средневековой японской поэзии – хокку. Внимательно прочтите стихи, следя за особенностями стихотворного размера. 10 баллов
Мацуо Басё (1644-1694)

Исса Кобаяси (1763-1828)
Ёса Бусон (1716-1783)

Тишина кругом.

Проникают в сердце скал


Голоса цикад.

Котёнок-шалун

Тихонько трогает лапкой


Упавший листок.

С печалью в душе

Поднялся на холм, а там —

Шиповник в цвету.


Сочините хокку о природе. Обратите внимание на сопоставление внешнего и внутреннего, личного и всеобщего.

Часть II.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. Пишите на обороте этого листа или на особом листе. 45 баллов

МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892 – 1941)
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЁТЕ
Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом красном переплете.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам бывало.

– «Уж поздно!» – «Мама, десять строк!»...

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

Кладбище... Вещий крик совы...

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона...

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

– О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!


1. Почему мы можем говорить о том, что это стихотворение-воспоминание?

2. Какие книги упомянуты в стихотворении? Кто их автор?

3. Какие чувства вызывает у лирической героини прочитанное?

4. Как героиня относится к книгам? В каких словах отражено это отношение?

5. Какие имена собственные встретились вам? Зачем они названы?

6. Как героиня оценивает детство? В каких словах отражена эта оценка?

7. Какие слова повторяются в стихотворении? Почему?

8.Какие художественные приёмы вам встретились? Зачем автор их использует?

9.Почему в стихотворении много восклицательных предложений? Почему много многоточий?

10. В чём, на ваш взгляд, заключена основная идея стихотворения?