birmaga.ru
добавить свой файл

1

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ



ДЛЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ





  1. Предмет философии и специфика философского знания. Основные содержательные разделы философского знания и главные мировоззренческие направления в его развитии.

  2. Общая характеристика античной философии. Её космоцентризм. Основные натурфилософские школы и виднейшие их представители.

  3. Античная философская классика: моральная философия Сократа, «идеи-эйдосы» в философии Платона, материя и форма в философии Аристотеля.

  4. Общая характеристика средневековой философии. Её основные направления и виднейшие представители. Теоцентризм средневековой философии.

  5. Характеристика философии эпохи Возрождения. Социально-исторические и научные предпосылки её становления. Антропоцентризм и гуманизм в творчестве представителей философии Возрождения.

  6. Характеристика философии Нового времени (ХУ1- ХУ11 вв.). Её основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Локк, Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Беркли, Юм).

  7. Философия французского Просвещения ХУ111 в., её представители. Рационализм и социальный гуманизм французского Просвещения (философия истории и просветительные версии общественного прогресса).

  8. Немецкая классическая философия и её проблематика. Философия Канта и её основные проблемы. Понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума.

  9. Критика кантовской философии Фихте и Шеллингом. Принцип «наукоучения» в философии Фихте. Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.

  10. Идеализм философии Гегеля. Система и метод в философии Гегеля. История как процесс саморазвития «мирового духа».

  11. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как форме отчуждения родовой сущности человека.
  12. Философия марксизма, основные этапы её развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории.


  13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы её развития и виднейшие представители. Предмет философии, философия и наука.

  14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.

  15. Философская программа неопозитивизма: аналитическая философия ХХ ст. (Витгенштейн, Рассел), «постпозитивизм» и философия науки.

  16. Русская философия Х1Х в.: западничество и славянофильство 30-50 гг. Оценка исторического прошлого России и разработка славянофильской идеологии.

  17. Философия русской радикальной демократии 50-80 гг. (Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев). Народничество в России, его социально-философское содержание.

  18. Развитие русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца Х1Х в. и первой половины ХХ в. (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н. Бургаков, П.А.Флоренский).

  19. «Русская идея» как основная проблема отечественной философии истории (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин).

  20. Космизм в русской философии (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.О.Чижевский, В.И.Вернадский). Его основные положения.

  21. Марксистская философия в России – легальное и революционное направления (П.С.Струве, М.И.Туган-Барановский, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

  22. Бытие, материя и сознание как основополагающие онтологические категории, их взаимосвязь и различие.

  23. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.

  24. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира.

  25. Проблема сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность.

  26. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности.
  27. Структура научного знания. Её эмпирический и теоретический уровни. Их различие и характер взаимосвязи.


  28. Эмпирический уровень научного познания и его составляющие - наблюдение, измерение, эксперимент. Роль приборов в процессе познания. Научные факты и формирование научной проблемы.

  29. Теоретический уровень научного познания. Роль конструктивных методов (абстрагирование, моделирование, идеализация) в формировании научной теории.

  30. Научная картина мира, её исторические формы и когнитивные функции. Философские основания научной картины мира.

  31. Динамика научного знания. Формирование научной парадигмы и проблемные ситуации в науке.

  32. Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Прогностическая роль философии.

  33. Характеристика современной постнеклассической науки и перспективы научно-технического прогресса. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  34. Проблема истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и её роли в познании.

  35. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Их основные формы и методы.

  36. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.

  37. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей. Две концепции развития.

  38. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания.

  39. Понятие общества. Основные идеи формационного, техногенного и цивилизационного понимания общественной жизни и истории.

  40. Трудовая деятельность людей как определяющий фактор антропосоциогенеза. Социальное бытие и духовная культура, характер их соотнесенности.
  41. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности.


  42. Структура производительных сил и производственных отношений. Роль производительных сил и техники в развитии общества.

  43. Социальная структура общества и этнические общности людей. Исторические формы социальных и сословно-классовых общностей.

  44. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.

  45. Социальная революция и её роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе.

  46. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание.

  47. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия.

  48. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности.

  49. Научная и религиозная формы общественного сознания. Характер их исторического развития. Их роль в современном обществе.

  50. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности. Материальная и духовная культура, характер их соотнесенности.

  51. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала человека.

  52. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура.


ЛИТЕРАТУРА:

Введение в философию. Часть 1 и 2. М., 2004 г. (под ред. И.Т.Фролова).

А.Г.Спиркин. Основы философии. М.,1998.