birmaga.ru
добавить свой файл

1
Вопросы к экзамену


по курсу «Теория отраслевых рынков»

для студентов 4 курса ВШУБ, специальности «Экономика»

на 2012-2013 учебный год
1. Становление и этапы развития теории рыночных структур. Предмет экономики отраслевых рынков

2. Методология исследования отраслевых рынков и ее особенности.

3. Фирма как субъект рынка. Основные концепции фирмы.

4. Рынок и идентификация его границ. Рынок и отрасль.

5. Структура рынка и факторы ее определяющие.

6. Концентрация производства и ее показатели.

7. Рыночная власть: понятие, показатели.

8. Монополия и источники монопольной власти. Максимизация прибыли монополией.

9. Последствия монопольной власти: чистые потери благосостояния, возникающие вследствие монополизации отрасли.

10. Х- неэффективность монополии.

11. Поведение монополии в поисках ренты (альтернативные издержки монополизации отрасли).

12. Экономическая природа естественной монополии.

13. Природа, экономическое содержание и показатели продуктовой дифференциации. Виды дифференциации продукта.

14. Горизонтальная продуктовая дифференциация: модель Хотеллинга.

15. Дифференциация продукта: продукт как набор характеристик (модель Ланкастера).

16. Вертикальная дифференциация продукта: модель Дорфмана-Штайнера.

17. Равновесие на рынках дифференцированных продуктов: монополистическая конкуренция.

18. Олигополия и стратегическое поведения фирм в условиях олигополии. Модель Бертрана и ценообразование в условиях ограничения по мощности.

19. Модели олигополии и сравнительная статика.

20. Олигополия и теория игр. Игры с последовательным выбором:

обратная индукция и обязательство.

21. Олигополия и теория игр: повторяющиеся игры и жесткая возмездная стратегия.

22. Доминирующая фирма и ее стратегические конкурентные преимущества. Ценовое лидерство доминирующей фирмы (модель Форхаймера).


23. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы и стратегия лимитирующего ценообразования.

24. Динамическая модель ценообразования на рынке с доминирующей фирмой.

25. Природа и формы кооперативного взаимодействия фирм в условиях олигополии. Сговор и картели. Стабильность сговоров.

26. Практические проблемы функционирования картелей.

27. Альтернативные способы координации ценообразования в условиях олигополии.

28. Отраслевые барьеры: природа: классификация. Нестратегические барьеры и их виды.

29. Стратегические отраслевые барьеры входа в отрасль и их типология.

30. Слияния и поглощения фирм на отраслевом рынке.

31. Показатели входа и выхода на отраслевой рынок.

32. Ценовая дискриминация: понятие, условия и типы. Совершенная ценовая дискриминация (дискриминация первой степени).

33. Ценовая дискриминация второй степени и ее модель.

34. Ценовая дискриминация третьей степени и ее экономические последствия.

35. Ценовая дискриминация и экономическое благосостояние.

36. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза и пути его разрешения..

37. Вертикальные рыночные связи и вертикальные ограничения.

38. Вертикальная интеграция: выгоды и издержки. Решение проблемы «двойной надбавки» или «двойной маржинализации».

39. Формы вертикальных ограничений. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений.

40. Природа инновационной деятельности и стимулы к ее осуществлению. Структура рынка и НИОКР.

41. Патентная защита и ее анализ с точки зрения благосостояния.

42. Альтернативные виды защиты от имитации и альтернативные стимулы к НИОКР.

43. Неэффективность рыночных структур и необходимость государственной промышленной (отраслевой) политики. Цели, типы и структура отраслевой политики.

44. Антимонопольная политика государства: цели, направленность, механизм реализации.

45. Государственное регулирование естественной монополии.

45. Антимонопольная политика в развитых странах и ее особенности.

46. Государственная отраслевая политика в Республике Беларусь.

Вопросы утверждены на заседании кафедры 25 июня 2012 г., протокол № 12.


Зав. кафедрой В.А. Воробьев

Преподаватель Л. Н. Новикова