birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок математики в 1 классе.Тема:"Волшебные цифры.Римские цифры."

На этом уроке уточняется разница между числом и цифрой.Учащиеся убеждаются,что натуральное число-это количественная характеристика совокупности предметов,а цифра же-это знак для обозначения числа.Этот знак может выбираться произвольно.Дети знакомятся с римской нумерацией.

Тема: Волшебные цифры.Римские цифры.

Цели: систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах; познакомить с первыми девятью римскими цифрами; закрепить знание состава чисел 2-9;развивать речь, мыслительные операции, математические способности ; совершенствовать вычислительные навыки.

Оборудование: образец решения карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационное начало.

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

2.Актуализация опорных знаний.

Постановка прблемы.Открытие нового.

1. Числовой ряд.

Счет:

1)Счет до 20 (прямой и обратный);

2)Счет от 7 до 15, от 11 до 2.

-Назовите соседей числа 6,14,18.

-Какое число стоит между числами 10 и 12, 16 и 18?

-Назовите предыдущее число 14.

Как получить предыдущее число?

-Какое число стоит слева от 12,справа от 9?

2.Игра"Заселяем дома".Состав чисел 2-9.

Работа в группах.

3.Числовой отрезок.Цифры и числа.

-Начертите в тетради отрезок.

-Как превратить его в числовой отрезок?

-Что происходит с числом при перемещении его направо,налево?

-Что можно увидеть с помощью числового отрезка?(Место каждого числа в натуральном ряду)

-Что вы написали под каждым делением. (Цифры.)

-Что же такое цифра?(Это знак для обозначения числа.)

-Как вы думаете,а если мы вдруг окажемся с вами в ка-

кой- нибудь волшебной стране, какими могут быть знаки для

обозначения числа, т.е. количества чего-либо?

Предположения детей.

3.Действия с волшебными цифрами.


-А теперь откроем страницу 40 и попадем в Волшебную страну.Что интересного вы видите?(Числа обозначают по-другому,другими цифрами.)

-Чем отличаются число и цифра?

-Какими цифрами обозначены в Волшебной стране числа 0,2,5,8?

-Какое число обозначено флажками?Листиком?Грушей?

-На сколько листочек больше грибка?На сколько грибок меньше, чем листочек?

-Объясните, как будете решать первый пример.

№2,с.40. Сравнение волшебных цифр.

Рассуждение(пример):

Груша<чашки,так как находится на числовом отрезке левее.

№3,с.40 Работа в парах.

4.Знакомство с римскими цифрами

№4,с.40.

-В древности люди записывали числа словами,затем стали придумывать знаки.Наиболее долговечной из древних систем цифр является римская нумерация,которая возникла более 25 веков назад,т.е. более 2500 лет назад.

-Сравните цифры в таблице.(1-одна палочка,2-две,3-три палочки.)

-Как обозначена цифра 5?(Знак похож на раскрытую ладонь.)

-Как получили 4?(Это пять без одного.)

-Остальные?(10-похоже на две ладони.)

№5,с.40

-Сложение и вычитание чисел,записанных римскими цифрами.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-это деревья в лесу.

Руки согнули,кисти встряхнули-ветер сбивает росу.

В стороны руки,плавно помашем-это к нам птицы летят.

Как они сядут,тоже покажем-крылья сложили назад.

№6,с.40

-Сравнение чисел,записанных римскими цифрами.

3.Повторение и закрепление пройденного.

1.Соотнесение числа и цифры.

№7,с.41.

2.Логическое упражнение.

№8,с.41.

Пальчиковая гимнастика.

3.Поиск закономерности,графический рисунок.

С.41 учебника.

4.Итог.

-Что нового узнали на уроке?

-Хотели бы вы сами придумать игру с римскими цифрами?