birmaga.ru
добавить свой файл

1
Виртуальные прогулки. Каналы и реки Петербурга.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия!

А.С.Пушкин


Введение

Общеизвестна историческая и художественная значимость Санкт-Петербурга. Этот великий город на Неве представляет собой уникальный музей- собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. «Создание этого дивного города, да и вообще вся жизнь его необычайны и пленительны,- подчеркивал писатель Всеволод Иванов.- Всякий, кто был в нем, кто читал о нем, кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов.- тот не забудет его никогда!»

Я посетила Петербург впервые в июле 2011 года. Родители решили совершить путешествие в Петербург и мы с братом охотно откликнулись на это предложение. Весь багаж моих знаний о Петербурге состоял из отрывочных сведений об истории города, его месте в истории нашей страны и о тех людях, которые здесь жили и творили.

Так как путешествовали мы на машине, а местом нашего жилья была определена улица Миллионная, то я окунулась в город сразу же, разглядывая его из окна машины. Состояние это напоминала просмотр какого-то захватывающего фильма, с той лишь разницей, что я сама была действующим лицом всего происходящего. Ощущение восторга и удивления не покидало меня всю поездку. На меня обрушилась мозаика впечатлений и сведений о памятниках истории, культуры и архитектуры, культовых сооружений, реликвиях прошедших веков и десятилетий.

Июль 2011 года выдался в Петербурге необычайно жарким. Стояла 30-ти градусная жара. И, наверное, поэтому наша первая прогулка по Петербургу состоялась на катере по рекам и каналам этого города.

Экскурсия началась на канале Грибоедова (пересечение с Невским проспектом), продолжилась по реке Мойке, реке Фонтанке, и через Крюков канал опять вернулась на канал Грибоедова. Таким образом , мы осмотрели часть старого, начального Петербурга. Мне бы хотелось рассказать о некоторых памятных местах этой водной прогулки.

Фотографии сделаны автором.


Место начала нашего путешествия -Канал Грибоедова. Канал Грибоедова (до 1923 года Екатерининский) проложен по руслу реки Кривуши (другое ее название — Глухая), исток ее в 1739 году соединили с рекой Мойкой. Длина канала — 5 км, через его извилистое русло переброшен 21 мост.

А ведь этот канал мог и не дожить до наших дней! Было много проектов по его ликвидации, так как он сильно обмелел, вода в нем застаивалась...

Предлагалось засыпать канал и устроить на этом месте проспект, украшенный бюстами членов семьи Романовых, фонтанами и цветниками. Большинство мостов подлежало уничтожению, лишь Львиный и Банковский планировалось перенести на другие места.

Рассматривался проект об устройстве электрической железной дороги «по ложбине, занимаемой каналом». Был отклонен и проект о заключении канала в трубу...

Канал остался жив. Как хорошо, что он существует, без него Петербург трудно представить.

Первое место нашей остановки – Храм Воскресения Христова.

Храм Воскресения Христова возведен на берегу Грибоедовского канала не случайно. На этом месте 1 марта 1881 года один из террористов «Народной воли» смертельно ранил императора Александра II, поэтому храм носит и другое название – «Спас на крови». Вместо временной часовни, поставленной на месте убийства, было решено построить храм-памятник. При строительстве храма были использованы архитектурные приемы московского и ярославского зодчества. Храм напоминает собор Василия Блаженного в Москве.

Торжественная закладка девятиглавого однопрестольного храма состоялась в 1883 году. Через 24 года, в 1907 году, храм освятили.

Здание храма расположено на самой кромке набережной, так как в собор включено место трагедии с участком мостовой , залитой кровью. Для этого потребовался тщательно укрепленный фундамент, а для колокольни сделали специальный выступ, который выдвинут в русло канала на 8 метров.

Фасады с колоннами, фигурными наличниками, карнизами, кокошниками, изразцами облицованы мрамором, гранитом, кирпичем «десяти тонов». На цоколе укреплены 20 досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II. Примечательно, что на колокольне собора помещены гербы губерний и областей России. Высота самого высокого купола – 81 метр. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем- золотой смальтой.

Главной художественной особенностью храма «Спас на Крови» является его мозаичное убранство. Мозаика покрывает стены, своды, столбы церкви, поэтому о ней говорят как о единственном в России редчайшем собрании произведений русского мозаичного искусства. Общая площадь мозаик составляет 7050 квадратных метров. В технике мозаики выполнены для иконостаса замечательные иконы по эскизам М. В. Нестерова и В. М. Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Далее на пути нашего следования нам предстояло проехать под «Трехколенным мостом». Это место, где от Мойки берет начало канал Грибоедова. «Трехколенный» мост, сооружен в 1830 году по проекту Е. А. Адама и Г. Треттера. Эту необычную композицию составляют три моста: Мало-Конюшенный через Мойку, Театральный через канал Грибоедова и сухопутный, имеющий лишь декоративное значение.

Проехав под вышеназванными мостами, мы приблизились к Михайловскому или Инженерному замку. Мне кажется, что это одно из самых загадочных и романтических сооружений Петербурга.

История этого грандиозного и величественного сооружения необычайно сложна, этот замок-дворец издавна словно окутан какой-то великой неразгаданной тайной, и так, очевидно, будет всегда, так как ни архивные, ни иные исследования не могут окончательно решить вопросы, связанные с проектированием и строительством замка.

Совершенно правы те, кто называет замок воплощенной в камне мечтой Павла I, одного из самых незаурядных и трагических правителей России. Он родился в Летнем дворце Елизаветы Петровны, стоявшем на месте замка, и впоследствии говорил: «На том месте, где родился, хочу умереть». Дворец-замок, выстроенный на месте растреллиевского здания, был данью вкусам императора-романтика, мечтавшего о средневековье, о временах рыцарства. Он слишком поздно родился, и судьба его, казалось, была предопределена. Павел жил в постоянной тревоге, и она оказалась не напрасной — в ночь с 11 на 12 марта 1801 года император, прожив в своем любимом дворце всего шесть недель, здесь же был убит.

Замок-дворец торжественно заложили 26 февраля 179 7 года, его назвали в честь Михаила, предводителя небесного воинства, якобы явившегося солдату-часовому. Здание с церковью Михаила Архангела поднялось на острове между Мойкой, Фонтанкой и двумя ныне засыпанными каналами..

В 1782 году ПавелI, тогда еще великий князь Павел Петрович, вернулся в Россию из путешествия по Европе. Среди увиденных им архитектурных шедевров его особенно поразил замок-крепость Капрарола возле Рима, построенный в XVI веке зодчим и живописцем Б. Перуцци. Сильное впечатление на него произвели также дворцы французских королей. Павел решил построить себе похожую резиденцию.

Это загадочное сооружение является сплавом нескольких проектов, созданных разными зодчими и в разное время, и поэтому его надо считать результатом коллективного труда, в котором найдется место для ряда видных зодчих

Работы шли круглосуточно, без выходных, обычно на стройке было занято до 6000 человек, мастеров разных специальностей. Павел I торопил, ему не терпелось скорее поселиться в своем замке и избавиться от пребывания в екатерининских дворцах, где он не мог ощущать себя в безопасности. Даже по сегодняшним оценкам, построили замок действительно быстро — за 3,5 года, и 8 ноября 1800 года состоялось освящение замка и церкви Св. Михаила.

Здание замка-дворца не похоже на средневековые замки-крепости Европы. Обращает на себя внимание то, что все фасады здания разные.

В 1823 году здесь разместилось Инженерное училище, впоследствии Николаевская инженерная академия — главная кузница кадров военных инженеров-строителей, поэтому замок называют Инженерным.

Здесь, в Инженерной академии, учились, преподавали и даже жили в разное время Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович, И. М. Сеченов, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и многие другие деятели культуры.

Сейчас в здании находится филиал Государственного Русского музея.

Обогнув с одной стороны Михайловский замок, наш теплоход попадает в русло реки Фонтанки. Первоначально река называлась Ериком и Безымянным Ериком и была обычной болотной речкой. Ериком называют небольшую протоку, вытекающую и втекающую в реку. Во время строительства фонтанов в Летнем саду для снабжения их водой был прорыт многокилометровый Лиговский канал и построен водовод в виде моста через Фонтанку - акведук. Реку стали называть Фонтанной, а позже Фонтанкой.

 

Здесь строили усадьбы и первой была летняя резиденция Петра Первого – Летний сад и Летний Дворец. До середины 18 века по линии Реки Фонтанки проходила южная граница Санкт-Петербурга. В 1780-1789 годах реку очистили и углубили, русло спрямили, а берега одели в гранит. На набережных появились первые монументальные строения и стали строиться мосты, ставшие настоящим украшением набережных.


 

Сколько стихов сложено о реке Фонтанке и кто не знает известную песенку про Чижика-пыжика, который на Фонтанке водку пил!



На въезде в реку Фонтанку, у Михайловского замка рядом с 1-м Инженерным мостом, на набережной, установлен самый маленький памятник из виденных мною. Высота его составляет всего 11 см. Это памятник Чи́жику-Пы́жику .

Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две —
Закружилось в голове.

В 1835 году в Санкт-Петербурге на Набережной Фонтанки в доме №6 было открыто Императорское правовое училище. Его учащиеся носили желто-зеленые мундиры, а шапка и воротник по цвету совпадали с цветом оперения чижика. Местные мальчишки быстро окрестили воспитанников училища чижиками-пыжиками. Переодевшись в обычную одежду, вечерами учащиеся тайно посещали расположенный поблизости трактир. О продолжении веселого вечера поется так:



Чижик-пыжик после пьянки 
Выпил воду из Фонтанки. 
Откачали эту птицу 

Только в Боткинской больнице.

В 1994 году установлен памятник легендарной птице. Для исполнения желания надо кинуть чижику монетку так, чтобы она удержалась на этом постаменте, что сделать очень трудно. У меня это, к сожалению, не получилось.

На пересечении Фонтанки с Невским проспектом можно увидеть один из самых красивых мостов города . Это - Аничков мост . В 1715 году по приказу Петра Первого на пересечении с Невским проспектом был построен деревянный мост. Название, данное в 1739 году — Невский,— не прижилось. Деревянный мост, построенный в 1715 году, пришлось укреплять еще в петровское время для пропуска по нему подарка от шаха Ирана — слонов.

Свое современное название мост получил по имени полковника Аничкова, командовавшего строительным батальоном, строившим мост. В названии Аничков ударение надо делать на втором слоге, хотя многие его ставят на А, называя мост в честь какой-то Анички. В 1785 году, когда перестраивались многие переправы Санкт-Петербурга, Аничков мост стал каменным, одним из семи известных мостов с башнями. В 1841 году башни убрали и переправу расширили. Арочные пролеты выложили из кирпича и гранитом облицевали опоры. Появилась красивая чугунная решетка с изображением русалок и морских коньков, выполненная немецким мастером Карлом Шенкелем.

Две пары бронзовых коней, выполненные Петром Клодтом, были установлены на западной стороне моста в 1841 году. С восточной части временно установили их гипсовые копии, так как еще до открытия моста две пары были отправили в качестве дипломатического подарка в Берлин.

Несколько раз Петр Клодт изготавливал для моста скульптуры из бронзы, но их в качестве подарков отвозили в Неаполь и Берлин, Петергоф и усадьбу Голицыных под Москву. Только в 1851 году Клодт изготовил новые композиции с другим сюжетом, которые украсили переправу с восточной стороны. И теперь мы видим известные всему миру 4 разных этапа покорения  коня. Во время войны скульптуры были закопаны в Аничковом саду и только благодаря этому уцелели. От взрыва бомбы пострадала решетка, которую восстановили незадолго до окончания войны.

Талантливый скульптор увековечил свое имя, написав на бронзовой доске «Лепил и отливал барон Петр Клодт».


Мосты на Фонтанке

Первый каменный мост – Прачечный- был построен в 1769 году. В 1780-х годах было построено 7 однотипных каменных мостов с башнями. Центральный деревянный пролет у мостов был разводным, а в башнях находились подъемные механизмы. Из 7-ми мостов сохранились только 2 моста Ломоносова (ранее Чернышев мост) и Старо-Калинкин. Сегодня мы ходим по Ломоносовскому мосту, облик которого сохраняется с екатерининских времен.

 

Набережная реки Фонтанки представляет из себя настоящий архитектурный музей. Здесь расположены такие памятники архитектуры как здание Императорского училища правоведения и Дом Олсуфьевых, Дом Пашковых и Шуваловский дворец (Дворец Д. Нарышкина).   Шереметевский Дворец и Екатерининский институт, Дворец Белосельских-Белозерских и Цирк Чинизелли – каждый дом здесь имеет интересную историю. Река Фонтанка и ее набережные привлекают туристов в любое время года. В ненастную погоду можно посетить Аничков Дворец и музей Р.Г. Державина, Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова и музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Мне бы хотелось рассказать о некоторых из них. После водной экскурсии мы с семьей обошли набережную пешком, заглянули в парки, более внимательно рассмотрели эти величественные строения.

На набережной Фонтанки,34 расположен дворец Шереметьевых («Фонтанный дом»). В 1712 году генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев получил на берегу Безымянного Ерика (будущей Фонтанки) участок под дворцовое строение. Местоположение оказалось весьма престижным, а усадьба позднее была названа Фонтанным домом.

В 1740-х годах архитектор С. И. Чевакинский построил на участке дворец в барочном стиле. За дворцом вплоть до Литейного проспекта разбили регулярный сад.

Интересен сад тем, что в одном из его уголков был установлен «печальный монумент» -непременный атрибут садов романтизма конца XVIII — начала XIX века — саркофаг, увенчанный волютами и пальметтами (архитектурными деталями) с бронзовой доской, на которой были выбиты стихи на французском языке, посвященные трагически погибшей в 1803 году супруге нового владельца дома и сада Николая Петровича Шереметева крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

Сейчас в Фонтанном доме находится музей Анны Ахматовой, открытый 24 июня 1989 года, к столетию со дня рождения поэтессы.



В доме Олениных на набережной Фонтанки (ныне д. № 101) А. С. Пушкин бывал очень часто. На одном из вечеров он увидел А. П. Керн, племянницу Е. М. Олениной, и познакомился с ней. Именно ей было посвящено одно из самых знаменитых стихотворений в русской лирике :

Я помню чудное мгновенье:


Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Литературный и аристократический салон Алексея Николаевича Оленина (1763-1843) и его жены Елизаветы Марковны, урожденной Полторацкой, в просвещенных и художественных кругах славился особым гостеприимством. Салон Оленина, по свидетельству современника, «соединял в себе все, что было замечательного в Петербурге по части литературы и искусства». Хозяин его являлся президентом Академии художеств, а после смерти А. С. Строганова был назначен директором Публичной библиотеки. Это был писатель, художник, археолог, знаток и ценитель древностей. Как справедливо заметил один из современников Оленина, он «был членом всех ученых обществ».

Оленин отличался лояльностью взглядов. В его салоне царила терпимость, эти качества хозяина дома объединяли вокруг него значительную группу образованнейших людей своего времени.

Собирались почти ежедневно к обеду и засиживались часто до поздней ночи, беседовали, шутили, критиковали произведения друзей — музыкантов, художников, писателей.

«Кружок, собиравшийся в доме Оленина, был в те годы почти единственным, где собирались представители настоящей литературы от Карамзина до Пушкина».

Возник салон Оленина в начале первого десятилетия XIX века, а окончил свое существование, вероятнее всего, во второй половине 30-х годов.

Проплывая дальше по Фонтанке, можно увидеть небольшом садик, особую прелесть которому придает дикий виноград, обвивающий каменные стены и фонари. Это зеленое фойе театра «Буфф» (ныне Молодежный театр на Фонтанке, 114). История его началась еще в 1724 году, когда ПетрI пожаловал графу Александру Ивановичу Румянцеву, своему бывшему денщику, участок на левом берегу Фонтанки. В 1730-х годах на участке был построен дом и разбит регулярный сад с партерами и широкой подъездной аллеей. В свое время благодаря жене А. И. Румянцева Марии Андреевне сад выделялся роскошью и изобилием редких растений. Здесь часто собиралось избранное петербургское общество.

В 1820-х годах сад арендовало Танцевальное собрание, дававшее платные вечера с музыкой и иллюминацией. Планировка сада постепенно утрачивала регулярные черты и все больше превращалась в пейзажную. В глубине сада построили деревянный театр. А в 1896 году архитектором П. Резвым был построен театр с использованием оригинальных металлических конструкций инженера В. Г. Шухова.

Это один из самых уютных и любимых мною садов Петербурга.


Почти напротив Молодежного театра распологается Юсу́повский дворе́ц ( Фонтанка, 115)

В 1724 году на обширном прямоугольном участке между Фонтанкой и Садовой улицей был построен деревянный дом. В середине XVIII века на его месте возвели каменное здание в стиле барокко, обращенное главным фасадом к реке. За домом разбили регулярный сад с партерами, каналами и фигурными прудами.

В 1790-х годах по заказу владельца усадьбы Николая Борисовича Юсупова архитектор Дж. Кваренги перестроил дворец в классическом стиле. Сад приобрел пейзажные очертания. Появились различные сооружения, насыпные горки, свободно растущие деревья и кустарники. В композицию был включен большой искусственный пруд. В то время сад часто посещали Г. Р. Державин и П. А. Вяземский.

В 1810 году усадьба была продана железнодорожному ведомству. Территория ее постепенно стала сокращаться.

В 1865 году в Юсуповском саду открыли каток. Среди его посетителей были первые русские фигуристы. С тех пор история сада неразрывно связана с фигурным катанием. В 1887 году «Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках» организовало в саду первую в России школу фигурного катания. В 1890 и 1901 годах на катке проходили международные соревнования фигуристов, а в 1896 и 1903 годах — соревнования на первенство Европы по фигурному катанию.

В 1791 году знаменитый русский поэт XVIII века Г. Р. Державин купил обширный участок на южном берегу Фонтанки(Набережная Фонтанки,118. Было сооружено здание сохранившееся до наших дней, в котором почти четверть века проживал Гаврила Романович Державин. Дом Державина считался одним из культурных центров Санкт-Петербурга с начала 90-х годов восемнадцатого века вплоть до смерти поэта. В нем при жизни Гаврила Романовича собиралась литературная и политическая элита столицы: Строганов, Крылов, Карамзин, Жуковский, Фонвизин.

Сейчас здесь находится музей-усадьба Г. Р. Державина .

Наше путешествие продолжается по Крюкову каналу.

Первоначально прорыт в 17191720 от Невы до Мойки в транспортных целях. С 1738 носит имя —Семёна Крюкова. С 1830 Крюковым каналом стал называться и участок от Мойки до Фонтанки, также прорытый для создания водной коммуникации, но не оправдавший своего назначения. В 18011807 обустроены гранитные набережные.

При въезде в Крюковский канал перед нами открывается изумительный вид на Никольский морской собор.

Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегий М. М. Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение, в котором предлагалось: «В воздаяние достойной памяти славных дел Флота Российского», за счет коллегии и доброхотных сборов учредить в столице храм в честь святого чудотворца Николая — покровителя моряков. Императрица Елизавета Петровна подписала указ о «построении каменной церкви на Морском полковом дворе», и через десять лет засиял золотом пяти глав бело-голубой двухэтажный Николо-Богоявленский собор с пристроенной к нему стройной четырехъярусной колокольней, завершающейся позолоченным шпилем. Значительные размеры собора, орнаменты на золотисто-синем фоне, лепнина и резьба по камню и дереву — все это производило яркое, незабываемое впечатление.

Построенный в середине XVIII века (1753-1762) собор «Николы Морского» — уникальный памятник барокко в городе на Неве. Собор стал одним из символов Петербурга; он неотъемлем от самого духа города.

Проект «Николы Морского» исполнил Савва Иванович Чевакинский — зодчий огромного таланта. Торжественное освящение храма состоялось 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II. Она преподнесла собору в подарок десять икон с изображениями святых, в дни которых русский флот одержал победы над турками. Иконы были богато украшены драгоценными камнями.

Святынями храма сегодня являются: месточтимая икона Св. Николая Чудотворца, греческого письма XVII века, с частицей его мощей.

На протяжении почти уже двух с половиной столетий Никольский собор почитается не одним поколением русских военных моряков. С 1770 года здесь совершались торжественные богослужения и панихиды в честь моряков. На мраморных досках начертаны в храме имена воинов русско-японской войны1904-1905 годов. Стены храма — свидетели многих событий, связанных с флотом: уход в плавание, возвращение корабля к родным берегам, закладка будущего корабля и спуск нового на воду... По каждому случаю совершались молебны, проходили службы. А выпускники военно-морских училищ по традиции здесь приносили присягу на верность флоту.

В 1908 году недалеко от собора воздвигли обелиск в память павших на броненосце «Александр III» в битве при Цусиме.

По преданию, в храме находится икона Св. Пророчицы Анны, пожертвованная Анной Андреевной Ахматовой.

Собор никогда не закрывали. В 1941 году ему присвоен статус кафедрального.


После Крюкова канала наш путь продолжился вновь по каналу Грибоедова . Два незабываемых моста встретилось нам на пути.

Львиный мост. Львы не только сторожат старинные дворцы и особняки, не только раскатывают шары. Они еще и поддерживают мост.

Маленький пешеходный Львиный мост переброшен через канал Грибоедов у Малой Подьяческой улицы. Он был выстроен в 1826 году. Львы скульптора П. П. Соколова, автора сфинксов у Египетского и грифонов Банковского мостов, держат в полураскрытых пастях стальные тросы. Львы попарно сидят на тумбах, их хвосты закинуты на мускулистые тела. Волнами сбегает на мощную грудь грива. Скорее всего, эти львы обладают самой пышной гривой среди иных своих собратьев в городе.

Львы, отлитые из чугуна, состоят из двух половин, соединенных между собой. Внутри полых скульптур — каркасы, к которым присоединены тросы.

Банковский мост. Помимо сфинксов Египетского моста скульптор П. П. Соколов исполнил модель грифонов Банковского моста у здания Ассигнационного банка. В 1826 году грифоны с высокими золочеными крыльями и львиными мордами предстали перед петербургской публикой во всей своей красе.

Грифоны в греческую мифологию пришли из древних государств Востока — Ассирии и Вавилонии. Грифоны считались самыми надежными стражами золотых кладов. Древнегреческий историк Геродот рассказал о том, что согласно легенде грифоны выкололи глаза разбойникам, пытавшимся похитить золото Зевса.

Грифоны Банковского моста должны были охранять не только мост, но и золотые запасы, что находились в Ассигнационном банке.

Заканчивается наше путешествие у Казанского собора.

Казанский собор — один из самых величественных храмов Петербурга.

«В этом огромном, полукруглом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона — Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей империи»,— читаем мы в историко-церковной энциклопедии.

По преданию, Казанская икона явилась впервые в Казани в XVI веке, сопровождала войско князя Д. М. Пожарского, воевавшего с врагами. Позднее икона находилась в Москве. Предполагают, что из Москвы ее доставила в Петербург царица Параскева Федоровна. С 1932 года икона находится в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне.

Трехпридельный собор для Казанской иконы заложили в царствование АлександраI в 1801 году, а через десять лет, в 1811 году, его освятили.

Убранство храма было необычайно богатым. Лучшие скульпторы, живописцы, резчики, мастера-литейщики участвовали в оформлении интерьеров. Здесь хранилось множество подарков, церковных ценностей, превосходных изделий из серебра. Особенную величественность внутреннему убранству храма придают 56 гранитных колонн, стоящих вдоль стен. При этом алтарь просматривается буквально из каждой точки огромного внутреннего пространства. На торжественных богослужениях присутствовали члены императорской фамилии, видные государственные деятели. В большие церковные праздники молебен совершали прямо на площади перед собором.

В 1893 году в храме отпевали П. И. Чайковского. В начале 1932 года, разграбив все церковные ценности, собор закрыли. С осени 1932 года в храме существовал Музей истории религии и атеизма. С 1991 года в храме ведутся богослужения.


Заключение

Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.



Я пробыла в Петербурге две недели. Мне казалось, что я узнала этот город очень хорошо. Но лишь когда я вернулась домой и рассказывала о нашем путешествии своим друзьям и знакомым, когда пересматривала сделанные фотографии и вспоминала о наших прогулках по городу и пригородам , я поняла, что только лишь прикоснулась к этому волшебному городу и его жителям. Мне хочется подружиться с ним ближе, чтобы я с гордостью могла сказать: «Я знаю и люблю тебя, Петербург!»