birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 44 45

Бэрон Роберт, Ричардсон Дебора

Агрессия


Книга Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является первым учебным пособием в России по психологии агрессии. Исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных подходов, выводы и обобщения авторов представляют собой значительный вклад в сокровищницу психологической науки. Агрессия - одна из ключевых тем, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов - всех тех, кто профессионально занимается изучением природы человеческой агрессивности, агрессивного поведения, насилия.
Сандре, которая даже спустя пятнадцать лет еще подвигает меня совершать поступки, удивляющие меня самого.

Р. А. Б.
Всем особенным людям, которые - каждый по-своему - помогли мне понять, как важно различать, какая сила - любовь или власть - движет поступками.

Д. P.P.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................17

Новые главы: представление основных тенденций.................................. 17

Включение множества новых тем: учет современных данных .................. 18

Включение материалов современных исследований: в ногу с научным прогрессом .............................................................................................. 19

Изменения в авторском составе............................................................ 19

Что осталось без изменений: то, что работает, остается в силе................... 19

Организация.................................................................................. 19

Уровень и объем.............................................................................20

Иллюстрации.................................................................................20

Актуальность .................................................................................20


В заключение - просьба о помощи......................................................20
1. АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ..............22

Агрессия: рабочее определение.............................................................24

Агрессия как поведение...................................................................27

Агрессия и намерение......................................................................27

Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления.............29

Агрессия затрагивает живые существа..............................................30

Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения ... 30

Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии 31

Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт, побуждение или научение?........................................................32

Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению............................................................................ 32

Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход 33

Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода........................................................34

Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы ................38

Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба

или вреда другим............................................................................38

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия ..........................39

Агрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица ......43

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна 45

Агрессивное побуждение: заключительные комментарии ................45

Когнитивные модели агрессивного поведения....................................46


Модель образования новых когнитивных связей Берковица............46

Взаимозависимость познания и возбуждения.................................47

Что следует из когнитивных моделей ...........................................47

Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное

научение насилию...........................................................................48

Усвоение агрессивного поведения.................................................49

Регуляторы агрессивного поведения..............................................51

Концепция социального научения: некоторые важные выводы........52

Резюме ..............................................................................................53
2. МЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ.......55

Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях.....55

Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса...................57

Архивные исследования..................................................................57

Вербальная информация .................................................................58

Анкеты......................................................................................59

Личностные шкалы.....................................................................61

Оценивание другими ..................................................................63

Проективные методы ......................................................................64

Заключение...................................................................................65

Наблюдение агрессии..........................................................................66

Полевые наблюдения......................................................................67

Натуралистические наблюдения...................................................67


Автомобильные сигналы..............................................................68

Межличностные конфронтации....................................................70

Заключение...............................................................................70

Лабораторные наблюдения ..............................................................71

«Игровые» меры агрессии ...........................................................72

Измерение вербальной агрессии: когда слова (или оценки) ранят ... 74

Прямая физическая агрессия: вред без ущерба..............................77

Критические замечания относительно лабораторных методов изучения агрессии..............................................................................88

Заключение: каким образом исследователь выбирает метод и подход? . 89

Резюме ..............................................................................................90
3. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.......................92

Усвоение агрессивного поведения.........................................................93

Семейные взаимоотношения.............................................................93

Полные и неполные семьи...........................................................82

Отношения «родители - ребенок» ................................................94

Взаимоотношения с братьями и сестрами......................................94

Стиль семейного руководства...........................................................95

Наказания.................................................................................96

Контроль...................................................................................96

Другие факторы.........................................................................97

Резюме......................................................................................97


Модели семейного влияния..............................................................99

Особое примечание о наказаниях....................................................102

Вред, который могут причинить наказания...................................102

Эффективные наказания............................................................103

Взаимодействие со сверстниками.....................................................104

Научение агрессивным действиям...............................................104

Агрессия и социальный статус ....................................................104

Демонстрация моделей агрессивного поведения: влияние наблюдаемой

со стороны агрессии.......................................................................106

Обучение на живых примерах: глядя на других людей.................107

Став жертвой насилия................................................................108

Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению ...........................................109

Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии ..........................117

Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях........... 117

Интерпретация «посылов к агрессии»..............................................118

Выбор реакции.............................................................................120

Оценка реакции.............................................................................120

Реакция утверждена и вступает в силу.............................................121

Устойчивость агрессивного поведения: можно ли на основе знаний об агрессивности в детстве делать прогноз об уровне агрессивности в зрелые

годы? ...............................................................................................122


Резюме ..........................................................................:..................123
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ........................ 125

Фрустрация: препятствия на пути к желаемому как предпосылка агрессии ...................................................................................................126

Свидетельства того, что фрустрация способствует агрессии ................126

Свидетельства того, что фрустрация не способствует агрессии............128

От фрустрации к агрессии: опосредующие факторы..........................130

Уровень фрустрации .................................................................130

Посылы к агрессии....................................................................131

Непредвиденность фрустрации...................................................132

Эмоциональные и когнитивные процессы.....................................133

Заключительный комментарий........................................................135

Вербальное и физическое нападение: реальная и кажущаяся провокация

как предпосылки агрессии..................................................................136

Ответная агрессия .........................................................................136

Почему люди мстят........................................................................138

Месть как защита......................................................................139

Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других.....141

Характеристики объекта агрессии: пол и раса объекта как предпосылки агрессии............................................................................................142

Пол объекта агрессии.....................................................................142

Раса объекта агрессии....................................................................144


Подстрекательство со стороны окружающих как предпосылка агрессии ... 147

Приказ есть приказ: подчинение власти...........................................147

«Сторонний наблюдатель» наносит ответный удар: эффект присутствия

и поступков третьей стороны...........................................................151

Слова и поступки наблюдателей .................................................151

Присутствие и статус посторонних..............................................154

Резюме .............................................................................................155
5. ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ............................... 157

Жара, шум, теснотаи загрязненный воздух ...........................................158

Агрессия и жара: «долгое знойное лето» возвращается......................158

Лабораторные эксперименты ......................................................159

Архивные исследования.............................................................163

Лабораторные исследования в противопоставлении архивным: разрешение противоречия...............................................................165

Шум и агрессия: звук насилия? ......................................................166

Эффекты тесноты ..........................................................................168

Воздействие загрязненного воздуха на агрессию...............................171

Продолжение саги про Билла и Диану.............................................173

Внешние посылы к агрессии как детерминанты агрессивного поведения ... 174

Индивидуальные характеристики как посылы к агрессии...................174

Предметы как зачинщики агрессии: заставляет ли курок нажать

на него?........................................................................................176


Масс-медиа как источник посылов к агрессии...................................178

Посылы к агрессии: заключительное замечание.................................181

Самоосознание: напоминания извне о том, кто мы и что мы из себя представляем ...........................................................................................182

Резюме .............................................................................................186
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР...................................... 188

Личность и агрессия: черты характера, имеющие отношение к насилию.... 190

Действительно ли личностные черты устойчивы? ..............................191

Личностные черты, имеющие отношение к агрессивности у нормальных

индивидов.....................................................................................192

Тревога и агрессия: страх социального неодобрения....................193

Предвзятая атрибуция враждебности: приписывание дурных намерений другим ............................................................................195

Раздражительность и эмоциональная чувствительность: бурная реакция на провокацию.................................................................197

Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия.............199

Модель поведения лиц, предрасположенных к коронарным заболеваниям, и агрессия: почему «А» в типе «А» может означать агрессию? ........................................................................................203

Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу ............................................................................................205

Личность и «нормальная агрессия»: некоторые заключительные

соображения.............................................................................207


Насильники: абсолютно не контролирующие и чрезмерно контролирующие себя агрессоры............................................................................208

Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: отсутствие сдерживающих начал...............................................................................209

Абсолютно не контролирующие себя агрессоры: некоторые предположения ...........................................................................................210

Чрезмерно контролирующие себя агрессоры: когда чрезмерная сдержанность становится опасной..........................................................211

Чрезмерно контролирующие себя агрессоры, абсолютно не контролирующие себя агрессоры и агрессия по отношению к женщинам:

близкий враг вновь наносит удар................................................213

Установки, система ценностей и агрессия..............................................215

Предрассудок и межрасовая агрессия..............................................216

Агрессия по отношению к «чужакам»: роль воображаемого конфликта.................................................................................................217

Система ценностей и агрессия: эффект от обращения к внутреннему

миру.............................................................................................218

Гендер и агрессия: действительно ли мужчины и женщины и в этом отличаются друг от друга? И если это так, то почему? .................................220

Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.....................221

Гендер и агрессия: мужчины и женщины как объекты агрессии...........222

Первопричина гендерных различий в агрессии: генетика или социальные роли?.....................................................................................223

Резюме .............................................................................................225

7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.....................227

Роль наследственного фактора в формировании агрессивного поведения

человека............................................................................................227

Аномалии, вызванные половыми хромосомами ......................................230

Гипотеза Y-хромосомы...................................................................230

Гипотеза Х-хромосомы...................................................................232

Заключение...................................................................................233

Гормоны и агрессивное поведение........................................................233

Доказательства..............................................................................234

Объяснения...................................................................................236

Заключение...................................................................................239

Центральная нервная система..............................................................240

Лимбическая система.....................................................................240

Кора головного мозга.....................................................................241

Взаимодействие головного мозга и окружающей среды......................243

Возбуждение и агрессия .....................................................................244

Влияние возбуждения на агрессию..................................................244

Предрасположенность к возбудимости, или реактивность...................248

Влияние агрессии на возбуждение...................................................250

Заключение...................................................................................251

Предостережения относительно биологических объяснений....................253


«Искажение истины» .....................................................................253

«Ложные ожидания» .....................................................................254

«Опасения биологического вмешательства»......................................254

Резюме .............................................................................................254
8. АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ...........................256

Наркотики ........................................................................................256

Алкоголь ......................................................................................257

Модели воздействия алкоголя на агрессивность поведения............258

Способы контролирования агрессии у человека в состоянии алкогольного опьянения ...................260

Марихуана....................................................................................260

Сексуальная агрессия.........................................................................261

Характеристики сексуального агрессора...........................................262

Алкоголь и сексуальная агрессия ....................................................263

Влияние алкоголя на агрессию по отношению к женщинам ...........263

Влияние алкоголя на сексуальное возбуждение............................264

Модель влияния алкоголя на сексуальную агрессию.....................265

Влияние порнографии на агрессию......................................................266

Влияние эротики на агрессию: способствует или подавляет?..............266

Влияние на женщин ..................................................................270

Влияние интенсивной демонстрации порнографии ........................271

Влияние эротики на отношение к женщинам....................................273


Агрессия по отношению к женщинам...........................................274

Природа сексуального/агрессивного образа ................................275

Выводы........................................................................................278

Агрессия, связанная со спортивными событиями....................................278

Агрессия зрителей .........................................................................279

Агрессия среди участников.............................................................279

Межличностный конфликт в естественных условиях.............................280

Резюме .............................................................................................284
9. ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ И УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ........286

Наказание: эффективное средство предупреждения агрессии?................288

Страх наказания: когда он «срабатывает», а когда нет.......................289

Как сильно разгневаны потенциальные агрессоры?.......................289

Получение выгоды посредством агрессии.....................................291

Сила и вероятность боязни возможного наказания........................292

Реальное наказание: чему оно учит?................................................293

Наказание и уголовное право: возможные парадоксы........................295

Катарсис: неужели «выход из себя» действительно помогает?................296

Разрядка напряжения с помощью агрессивных действий: когда страдания другого приводят к хорошему настроению..............................297

Эмоциональный катарсис: некоторые специфические условия........299

Катарсис и поведенческая агрессия: действительно ли насилие сегодня ведет к прощению завтра?..........................................................301

Воздействие моделей неагрессивного поведения: заразительное влияние сдержанности....................................................................................303


Влияние моделей неагрессивного поведения: примечание об относительной эффективности..................................................................306

Когнитивные методы контроля агрессии: атрибуции, смягчающие обстоятельства и оправдания........................................................................307

Атрибуции и агрессия: как ответ на вопрос «за что?» может повлиять

на ход агрессии.............................................................................308

Смягчающие обстоятельства: взаимозависимость эмоций и познания

в процессе управления агрессией.....................................................310

Извинения или оправдания: почему выгодно говорить «простите»......314

Индукция несовместимых реакций: эмпатия, юмор и умеренное сексуальное возбуждение как средства предотвращения человеческой агрессии ....316

Эмпатия: реакция на страдания других............................................317

Юмор и смех................................................................................319

Умеренное сексуальное возбуждение: неужели ощущение возбуждения генерирует самообладание? .............321

Еще один вариант гипотезы несовместимых реакций: производственный конфликт.................322

Тренинг социальных умений: как научиться не создавать себе проблемы..........324

Управление человеческой агрессией: заключительный призыв к оптимизму ...............................................................................................326

Резюме .............................................................................................328

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Впервые представляемая на русском языке книга американских психологов Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон является одним из наиболее значительных достижений мировой психологии в области изучения агрессии. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. На эту тему написано огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцатом веке. И эта реакция представляется нам вполне адекватной и своевременной. Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества разнообразных данных и сделанных на их основании выводов в новое качество знания о феномене агрессии, приблизились ли мы к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения человека. Бесспорно одно: все это колоссальное количество данных, полученных в ходе проведения многочисленных исследований по агрессии, - теоретических и экспериментальных, оригинальных и проверочно-репродуктивных - острейшим образом нуждается в систематизации и обобщении. Выполнение этой нелегкой работы и взяли на себя Р. Бэрон и Д. Ричардсон. С удовлетворением можно констатировать - удача сопутствовала им, успех очевиден.

Этот фундаментальный труд с полным основанием мог бы называться «Психология агрессивного поведения человека». Конечно, агрессия изучается далеко не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Однако, как заметил выдающийся философ двадцатого века Бертран Рассел, проблема различий между любовью и ненавистью находится в ведении преимущественно психологии. Думаю, с этим трудно не согласиться. По крайней мере, сами психологи вряд ли захотят оспаривать эту мысль. Как бы то ни было, можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. В чем, собственно, несложно убедиться, ознакомившись с работой Р. Бэрона и Д. Ричардсон.
Но вполне естественно, что и в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается множество нерешенных проблем, а вновь возникших вопросов едва ли не больше, чем найденных ответов. Ведь, как правило, если речь идет о подлинно научном знании, один решенный вопрос ставит перед исследователем целый ряд новых. В случае с агрессией вопросы начинают возникать уже при попытке дать ей определение. Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии может и должно рассматриваться только внешне выраженное действие, либо же агрессивными могут быть мотивы, установки, эмоции? Как соотносится агрессия с понятием «намерение»? Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Можно ли считать действия агрессивными, если реципиент не стремится избежать нападения? Всегда ли агрессия - зло, или она может иметь конструктивный характер? На некоторые из этих вопросов уже получены ответы, в той или иной мере удовлетворяющие большинство специалистов, другие по-прежнему остаются дискуссионными.
14

Так, например, некоторые исследователи считают, что термин «агрессия» уместно использовать применительно лишь к тем случаям, когда жертва стремится избежать причинения ей физического или морального ущерба. В частности, такой взгляд на проблему подразумевает исключение из числа поведенческих проявлений, квалифицируемых как агрессия, те специфические действия, которые совершаются в контексте садомазохистских отношений. Однако эта позиция представляется достаточно уязвимой. Ведь вне зависимости от того, идет ли речь о насилии в рамках ритуализованных взаимоотношений садомазохистской пары (группы) или об «обычном» избиении или изнасиловании, с точки зрения психологии личности и в том и в другом случае речь идет об агрессии, и все различия лежат не в личностно-психологической, а в правовой плоскости. По существу, в садомазохистских отношениях мы имеем дело с отреагированием (проявлением) агрессивных импульсов, но только в социально приемлемой форме. Не менее сложным является и вопрос о том, как следует квалифицировать действия субъекта, направленные на сознательное причинение вреда самому себе. Должны ли эти действия расцениваться как агрессия? Ответ на этот вопрос также будет зависеть от того, включается ли в определение агрессии такой критерий, как наличие у потенциальной жертвы стремления избежать внешнего воздействия, способного причинить ущерб или представляющего угрозу для жизни. Соответственно, в зависимости от ситуации, членовредительство или суицид могут квалифицироваться либо как проявление аутоагрессии, либо как разновидность оборонительной поведенческой стратегии.

Большинство специалистов настаивают на том, что в качестве агрессии может рассматриваться только поведение, включающее в себя намеренное причинение вреда живым существам. Введение последнего критерия в большинство существующих определений агрессии представляется вполне обоснованным. Однако и здесь есть свои проблемы. Как, скажем, должно интерпретироваться битье посуды во время ссоры? Это вообще не агрессия (ведь в данном случае нельзя говорить о «причинении вреда живым существам») или все-таки агрессия, например, в том случае, если посуда принадлежит не самому агрессору, а его жертве? Обсуждаемый критерий можно принять, но при одном существенном уточнении: вред (или ущерб) человеку (или другому живому существу) может причиняться даже посредством причинения вреда неживому объекту, если от состояния этого объекта зависит физическое или психологическое благополучие его обладателя или пользователя. Существует и более общая точка зрения, состоящая в том, что вообще все действия, имеющие «деструктивный» характер, есть агрессия, все они имеют общую психологическую природу, сходную мотивацию и, в конечном счете, представляют собой отреагирование агрессивных импульсов на эрзац-объекты.

Особо значительное внимание в книге Р. Бэрона и Д. Ричардсон уделяется рассмотрению социальных детерминант агрессии. Причем рассматриваются они не только в разделах, специально посвященных этому аспекту проблемы агрессии - например, при изложении теории социального научения и анализе результатов эмпирических исследований, выполненных в русле этой теории, - но и при обсуждении фрустрационной теории агрессии и анализе данных, подтверждающих эту концепцию или не согласующихся с ней. Представление о социоонтогенетическои детерминации агрессивности подкрепляется многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности. Исследования процесса социального научения показали, в частности, что специфический характер межличностных взаимодействий в семьях, из которых выходят высокоагрессивные дети, приводит к постепенному, идущему как бы по расширяющейся спирали, освоению и закреплению агрессивного поведенческого стереотипа, воспроизводящегося снова и снова в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ре-

15
бенком в семье ведет не только к совершению агрессивных поступков этим ребенком при общении с другими детьми того же возраста, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости в зрелом возрасте, к превращению физической агрессии в жизненный стиль личности. В пользу концепции социального научения говорит и то, что действительное различие между агрессивными и неагрессивными детьми заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, так как в их поведенческом репертуаре отсутствуют «сценарии» конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

В связи с вопросом о социальных детерминантах агрессии в книге рассмотрена и проблема мести. Месть рассматривается как ответная реакция на агрессивное воздействие, как оборонительная стратегия и как способ сохранения или восстановления «социального лица». Очень важно, что авторы сочли необходимым специально остановиться на данном вопросе. И важно это не только потому, что обсуждаемая проблема имеет высокую социальную значимость, но и потому еще, что вопрос о связи мести и агрессии заслуживает специального и очень тщательного обсуждения. В некоторых концепциях, в противоположность тем, которые представлены в книге, месть рассматривается не как адаптивная оборонительная стратегия, а как проявление деструктивной агрессии (например Э. Фромм). При этом считается, что акт мщения не выполняет функции защиты от угрозы, так как всегда осуществляется уже после того, как вред причинен, и потому месть в любом случае деструктивна. Однако, по нашему мнению, проблема гораздо глубже, ведь зачастую причинение вреда обидчику не является для «мстителя» самоцелью, истинная цель мщения - возмещение причиненного ущерба, нейтрализация деструктивных последствий акта агрессии. Дело в том, что сфера витальных интересов человека чрезвычайно широка и никоим образом не может быть прямо сведена к интересам биологическим. В большинстве культур такие ценности, как социальное признание, уважение в микросоциуме и любовь близких, имеют первостепенное значение. Если же говорить о тех культурах, где силу неписаного закона имеет обычай кровной мести, который зачастую является единственно эффективным способом произвести впечатление, то в этом случае отказ от совершения акта возмездия представляет самую прямую угрозу реализации вышеназванного витального интереса. Причем угроза потерять уважение, признание, стать изгоем нависает не только над отказывающимся совершать акт мести, но и над всей его семьей, всем его родом.

Является ли антиципация такой угрозы и месть, как упреждающая реакция на эту угрозу, агрессией или это поведение следует обозначать иным понятием? Может быть, дальнейшие исследования феномена мести покажут, что отсроченная агрессия в одних случаях может носить оборонительный, доброкачественный характер, а в других - иметь деструктивную, злокачественную природу. По крайней мере, само понятие «месть» нуждается в серьезном уточнении.
Пожалуй, труднее всего согласиться с довольно распространенным представлением о том, что в основе всех форм наказания (в том числе и официально узаконенных) лежит механизм деструктивной мести. То, что наказание применяется post factum, спустя некоторое время после причинения вреда, вовсе не является доказательством его деструктивной природы. Потенциальная возможность применения к агрессору юридически институционализированной меры наказания выполняет социально ориентационную функцию, так как, будучи официально, регулярно и предсказуемо применяемым, то есть имея правовой характер, наказание уже не является местью, а играет роль превентивного механизма, средства профилактики контрнормативного, асоциального поведения. Антиципация правовых последствий не может не воздействовать на индивидуальное сознание и требует от человека более внимательного отношения к возможным последствиям своих поступков, отсутствие же правовой идеи наказания ослабляет это внимание. Эксперименты показали, что ожидание даже таких относительно безопасных последствий агрессивного поведения, как простая необходимость письменно или устно отчитаться о совершенных действиях, снижает проявление агрессивности даже при групповых формах агрессии.
16

Значительным достоинством книги Р. Бэрона и Д. Ричардсон является то, что ее авторы не ограничиваются обсуждением вопросов, уже получивших однозначные ответы, а касаются самых сложных и дискуссионных тем, давая читателю возможность ознакомиться с самыми разными - иногда диаметрально противоположными - точками зрения на проблему. (Сравните, например, названия двух соседствующих разделов книги: «Доказательства того, что фрустрация облегчает проявление агрессии» - «Доказательства того, что фрустрация не облегчает проявление агрессии».) Конечно, это не означает, что у авторов нет собственной точки зрения. У них имеются свои специфические предпочтения и симпатии, связанные с индивидуальными особенностями их теоретических позиций, которые сформулированы ими вполне отчетливо и открыты для критики. Благодаря всему этому читатель получает возможность вступить в свободный интеллектуальный диалог и разобраться в собственном отношении к проблеме и к позициям всех остальных участников ее обсуждения.

В заключительном разделе книги, обсуждая вопрос о возможности установления контроля над человеческой агрессией и приходя к той мысли, что агрессия не является абсолютно иррациональной и неуправляемой стихийной силой, Р. Бэрон и Д. Ричардсон сетуют на то, что несмотря на столь оптимистический вывод они ничего не могут поделать с окутывающей их книгу аурой пессимизма. Думается, это тот редкий случай, когда авторы серьезно ошибаются. Нам представляется, что книга Р. Бэрона и Д. Ричардсон - в отличие от множества других, действительно пессимистических работ по агрессии - заряжена здоровой дозой оптимизма и, в известном смысле, может быть названа «оптимистической энциклопедией агрессии».
Член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук,

профессор А. А. Реан,

Санкт-Петербургский Государственный университет,

факультет психологии

17

ВВЕДЕНИЕ
(РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЕМ ПЕРЕРЫВЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ИЗДАНИЯМИ)
Пятнадцать лет - еще не вся жизнь, но, несомненно, большой ее отрезок. Оглядываясь назад, трудно поверить, что первое издание «Агрессии» было опубликовано в конце 1977 года. Президентом Соединенных Штатов был тогда Джимми Картер, еще не был отснят первый эпизод «Звездных войн», и все еще были в ходу большие автоматы с газированной водой. Аятолла Хомейни не был столь известен, термин «озоновая дыра» был непривычен, а аббревиатура СПИД мало что говорила и, конечно, не вызывала ужаса у тех, кто с ней случайно сталкивался. Да, во многих отношениях это был совершенно другой мир.
Прошлого не вернешь, и невозможно сократить промежуток между первым и вторым изданиями этой книги. Если сверхусилие поможет наверстать упущенное, то мы, конечно, сделали все возможное, чтобы усовершенствовать и расширить книгу, внеся в нее для этого множество изменений. О наиболее важных из них говорится ниже.

НОВЫЕ ГЛАВЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Возможно, наиболее важным - и, несомненно, наиболее заметным - изменением в этом новом издании является включение трех новых глав:


следующая страница >>