birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
РАМИ ЮДОВИН

БИБЛИЯ В ДОКУМЕНТАХ ИСТОРИИ


В героическом эпосе о Гильгамеше рассказана история о потопе,немало похожая на библейскую. Эпос о Гильгамеше, как полагают, был написан в Шумере приблизительно 4000 лет до н.э.

В пятеро суток заложил я кузов;
Треть десятины площадь,борт сто двадцать локтей высотою.
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил на девять отсеков.
Три меры смолы туда налил я.
Нагрузил его всем,что я имел живой твари,
Поднял я на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверей,всех мастеров поднял я.
Я вошёл на корабль,засмолил его двери.
Едва появилось сияние утра,
С основания небес встала чёрная туча.
Адду гремит в её середине.
Из-за Адду цепенеет небо,
Что было светлым-во тьму обратилось.
Ходит ветер шесть дней,семь ночей,
Потопом буря покрывет землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те,что сражались подобно войску.
Успокоилось море,утих ураган-потоп прекратился.
И всё человечество стало глиной!
Плоской,как крыша,сделалась равнина.

При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись,голубь назад вернулся;
Места не нашёл,прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись,ласточка назад вернулась:Места не нашла,прилетела обратно.
Ворона вынес и отпустил я;
Ворон же,отправившись,спад воды увидел,
Не вернулся;каркает,ест и гадит.
Я вышел,на четыре стороны принёс я жертву. [1]

Египетские казни. Сведения из папируса Ипувера, и из надписей на гранитной усыпальнице,
найденной в прошлом веке в Эль-Арише.


Мор по всей земле.Всюду кровь:река превратилась в кровь.Люди содрогались пробуя её (воду)-существа человеческие жаждали после этой воды.

В книге Исход 7:22-24 написано:”И была кровь по всей земле Египетской”.

“И копали все египтяне вокруг реки,(чтобы найти) воду для питья, ибо не могли пить воду из реки”.

Поистине земля поворачивается,как гончарный круг.Города разрушены.Верхний Египет стал сухой пустыней.Всё сокрушено.Дворец перевернулся за минуту”.
Ни одной травинки не найти:голод.Все животные страждут в своём сердце.Скот стонет…Смотри,оставлен блуждать,и некому согнать его в стадо
На земле не было светло. В продолжение девяти дней сотрясения была такая буря,что ни люди,ни боги не могли видеть лиц своих соседей.

В книге Исход 10:22 написано:”И простёр Моше(Моисей) руку к небу,и была тьма густая на земле Египетской три дня”.

Деревья поломаны.Не нашли ни плодов,ни трав.Поистине зерно погибло повсюду.Нижний Египет льёт слёзы.Дворец остался без всяких доходов.Ему принадлежат пшеница и ячмень,гуси и рыба.

Исход 9:25 “И побил град по всей земле Египетской всё,что было в поле, от человека до скота; и все деревья полевые поломал”.

Воистину княжеские дети были выгнаны на улицу.Воистину княжеских детей швырнули об стены.Стон стоял по всей земле,смешанный с жалобами.Он,который поместил своего брата в землю (возм.похоронивший близкого) пребывает повсюду.
Исход 12:31 “И был великий вопль в Египте,ибо не было дома, где не было бы мертвеца”.
Его величество нашёл на этом месте,называемом Пи-Кироф.Теперь,когда великий Ра-Хармашиса сразился со злодеями в этом озере,в месте Водоворота,злодеи не одержали победу над его величеством.Его величество прыгнул в так называемый Водоворот.

Исход 14:9 “И погнались за ними египтяне,и все кони с колесницами фараона, и всадники и всё войско его,и настигли их расположившихся у моря,при Пи-ахирофе,пред Баал-Цефоном”.

В книге Еошуа 8:31 написано:”Тогда Еошуа (Иисус) устроил жертвенник Йеове Богу Исраэля на горе Эйвал (Гевал),как заповедал Моше (Моисей),раб Йеовы,сынам Исраэля,о чём написано в книге закона Моше,-жертвенник из цельных камней,на которые не поднимали железа;и принесли на нём всесожжение Йеове и совершили жертвы мирные”.


На горе Эйвал был обнаружен огромный,разрушенный жертвенник из цельных камней (неотёсанных),внутри этого жертвенника были найдены кости сотен животных.Экспертиза установила,что все кости принадлежат ритуально чистым по Торе животным,большая часть из которых уже не обитает в окрестностях горы Эйвал.

Письмо царя Ерушалаима к фараону.Время написания письма совпадает со временем захвата евреями Ханаана.

“Все страны договорились между собой вести против меня войну.Вот смотри: земля города Гезер,земля города Ашкелона и город Лахиш дают им (хабиру) еду;масло и прочее…Поэтому да пошлёт царь(фараон) своих лучников против этих людей,ибо совершают преступление против господина моего царя.Если лучники придут в течении этого года,тогда все земли…верны господину моему,но если не прибудут лучники,тогда правители земель не будут верны царю.Взгляни на землю города Ерушалаима!…И взгляни на дело,которое сделал Малькиэль и дела сыновей Лувии.Они отдали хабиру (скорей всего хабиру-это евреи) землю царя.И взгляни,господин мой царь,что справедливость со мной[2]

Письмо Сувардаты,ханаанейского правителя.

“Владыке,господину моему,моему солнцу,моему богу сообщаю:так (говорит) Сувардата,твой слуга,слуга владыки и прах под его ногами,земля по которой тебе ступать:У ног владыки моего,солнца небес,семижды,семижды паду я ниц,на живот мой и на спину.
Владыке,господину моему,следует знать,что народ хабиру в землях,которые бог всех владык,господин мой, дал мне,и что я побил их,и что лишь я и Абди Хеба остались сразиться с вождём хабиру.А Зурата,правитель Акко(Суд.1:31),и Индарута,правитель Ахсафа(Нав.11:1),поспешили мне на помощь в обмен на 50 колесниц,которых теперь я и лишился.И вот,они сражаются против меня,и да будет милостив владыка,господин мой,и пошлёт Джанаму,чтобы мы могли достойно встретить противника и восстановить земли владыки,господина моего,в их прежних границах.[3]

Отрывок из памятника посвящённого победе Мернептаха царя Египта над Лувом (Ливией).Датируется примерно 1207 годом до н.э.


“Правители склонились к земле,сказавши:мир.Никто не поднимает свою голову между девятью луками.Опустилась Техену(Ливия),притих Хет,постыжен всяким злом Ханаан.Взят Ашкелон,схвачен Гезер,Янаом уничтожен,Исраэль опустел,остался без потомства..Из-за Египта сделался Харо(Ханаан) вдовой.Все земли в безмолвии.Кто болтался-зажат,царём верхнего и нижнего Египта-Мернептахом.[4]

Недавно найдены в Ерушалаиме две таблички,одна размером 9.7 на 2.7 см.,другая 3.9 на 1.1 см. На них несколько слов из благословения священников(Числа 6:24-25).Исходя из формы букв надпись датируется 6 или 7 веком до н.э.Имя Бога упоминается в двух табличках пять раз.
Восстановленая надпись второй таблички :

Благословит тебя ЙЕОВА(звучание Имени примерное,так как неизвестно как звучало Имя ранее),сохранит тебя,осветит ЙЕОВА тебя лицом Своим,и даст тебе мир.
В 1967 году в Тель-Дир-Але,в Иорданской долине,были обнаруженны осколки штукатурки.На них имелись обрывочные надписи,выполненные красными и чёрными чернилами.Датируется надпись 8 веком до н. э.Найденная надпись пробудила значительный интерес исследователей,так как упоминается имя Бильама сына Беора (Валаама) , упоминаемого в книге Чисел гл.22-24

Книга Бильама сына Беора,прорицателя Бога.И пришли к нему ночью боги…
И сказали Бильаму сыну Беора:так будет действовать в последние…
И встал Бильам утром …плачет…
И поднялся к нему народ,и спросили Бильама сына Беора:почему постишься и почему плачешь?
И сказал им:сядьте и скажу вам…
И пошли и увидели дела Бога;сплотились и собрались шеды(существа имеющие нечеловеческую природу) в срок и сказали:послать…швы и запоры неба,там тьма,а не свет…
Ласточка,журавль…орёл,и голос коршуна ответит…смятение и бедствие…цапля,воробей,орлы,голубь и ципор(птица).
Там где овцы пасутся,там вороны будут клевать.
Не будут пить вина из кубков.
Послушайте наставление…

Возьмут тебя к мудрым плакальщицам,варящим мирру(помазать мертвеца)и жрицам…

Проходящий мимо…
И услышат глухие издалека и все видят посланное бедствие…
В дом не зайдёт проходящий гость и не придёт туда жених…
И черви в могиле… от страсти человеческой и от вожделения…
Веселья не проявится,и цари у тебя не будут царствовать…
Покроешься одной одеждой…
…под головой,ляжешь навеки…
Труп…
Возьмёт смерть младенца утробы…
Просьба царя…
Просьба твоя…далека от тебя…
Знать книгу,слово для народа своего,на языке…
Осудить…[5]
В 1868 году был найден базальтовый камень,на котором обнаружена надпись на моавитском диалекте,близком к древнееврейскому языку,датируется надпись 840 годом до н.э.Текст прославляет Мешу(Месу)-моавитянского царя,упоминаемого в Библии в 4 Цар.3:4-5

Я -Меша,сын Кемаша…царя Моава…
Мой отец был царём Моава в продолжениие тридцати лет,и я стал царём после моего отца;и я построил это святилище Кемашу в Керихе(столица Моава)-святилище для беженцев,ищущих укрытия;ибо он спас меня от моих угнетателей и даровал мне превосходство над всеми моими врагами.Омри(Амврий) царь Исраэля угнетал Моав многие дни,ибо Кемаш гневался на его страну.И сын пришёл ему на смену и также сказал:”я подавлю Моав”;в мои дни сказал он это,но я превозмог его и дом его;и Исраэль погиб,погиб на веки вечные…
Омри взял землю Медеба,и жил в ней во дни свои и половину дней сына своего,сорок лет.Но Кемош возвратил (землю) в мои дни,и я построил Бааль-Меон.И я построил колодец (резервуар для воды),построил Кириот.
Люди Гада,живут в земле Атерет издревле.А царь Исраэля построил Атерет для себя,а я воевал против города и захватил его.И убил всех жителей города,в жертву для Кемоша и Моава.И предал мне Ариэля,,и предал его огню.

Кемош сказал мне:захвати у Исраэля Нево.И пришёл я ночью,и воевал с ним от рассвета до заката.И захватил я его и семь тысяч мужчин, и женщин и пришельцев и предал заклятию для Аштар(Астарты) и Кемоша.И взял оттуда сосуды Йеовы (Бога Исраэля),и принёс их перед Кемошем.

И царь Исраэля построил Яац,и жил в нём и воевал против меня.И прогнал Кемош его,и я взял от Моава двести человек,и пришёл в Яац и захватил его.
Построил я Кериху,стену города и ворота,я построил крепостную башню.
И я построил дом для царя и резервуар для воды[6]
В 1960 году,в развалинах Явне-Яма,были обнаружены три остракона (текст,написанный чернилами на глиняном черепке) с надписями на иврите.Один из них письмо крестьянина,у которого забрали плащ в залог,который служил постелью,одеждой и покрывалом”.Если возьмёшь в залог одежду ближнего твоего,до захождения солнца верни её ему,ибо она единственный покров его;она одеяние тела его:в чём он будет спать?И будет,как возопиёт он ко Мне,Я услышу,ибо Я милостив” (Исход 22:26).Исследователи пришли к выводу,что надпись выполнена в 7 веке до н.э.профессиональным писцом,со слов жалующегося.

Услышит господин мой князь(начальник),слово раба твоего,жатва прошла,раб твой был в Хацер Асаме.И пожал раб твой (урожай),и положил на хранение в амбар.До твоего возвращения,когда все рабы твои пожали (урожай),и положили на хранение,пришёл Ошияу сын Шевы,и взял одежду(плащ) раба твоего,после того как измерили собранное мной,взял одежду,и все мои братья истинно подтвердят,жнущие вместе со мной под зноем солнца,что я не в долгу перед ним.Прошу,верни мою одежду[7]


В 1935 и 1938 годах,в развалинах Лахиша были обнаружены письма и отрывки из писем,написанные на глиняных черепках.Надписи датируются 588 г. до н.э.

Да даст услышать Йеова господину моему во всякое время добрые вести,то,что приказал господин мой,так и сделал раб твой,написал на двери то,что послал господин мне и то,что послал господин мой для дома Арпада.Нет там человека.
И Самхияу взят,Шмаяу взял его в город.И раб твой,господина моего,выброшен Шмаяой за спину…
Я вижу огонь из Лахиша (возм. знаки для оповещения).

Хранить(передать) все знаки,которые для господина моего,так как не видно Азэка (вар.не видно знаков из Азэка-город северне Лахиша). [8]


Полагают что это письмо написано после разрушения Азека и во время разрушения Лахиша,так как эти два города остались последними во время разрушения Иудеи.”Между тем,войска царя Вавилона воевали против Ерушалаима и против городов Иудеи,которые остались,против Лахиша и Азэка,ибо они остались среди Иудеи городами укреплёнными“(Иеримия 37:7).
На триумфальном обелиске ассирийцев,в честь побед Салманасара III (858-824 до н.э.),изображена вереница тяжело нагруженных послов.В тексте,
относящемуся к этому изображению,говорится:

Дань Иауа из Бейт-Хумри:я получил от него серебро,золото,золотую вазу,золотые кубки,золотую чашу,золотые кувшины,скипетры для царя и бальзамовое дерево. [9]
Иауа-это Йейу (Иуй),упоминавшийся в 4 Царств в гл 9 и 10,Бейт -Хумри это дом Омри (Амврия).


В клинописном тексте Тиглатпаласара III, упоминаемого в 4 Царств 16:5,
говорится о разрушение Северного царства (Исраэля),ассирийские сообщения находятся в полном согласии с библейскими,правда ассирийские хронисты излагают более подробно,чем иудейские.

Его сановников я посадил на кол живыми и выставил на обозрение на его земле.Я истребил все его плодовые сады.Я осадил и захватил родной город Резона (Рецина)-Дамаск.800 человек с их имуществом увёл я оттуда.Поселения в 16 районах Дамаска я оставил лежать в развалинах,подобно холмам после потопа.(Из отчёта о походе на западные земли 734-733 гг. до н.э.)
В прошлых походах я присоединил к своим землям все города Бейт-Омри (Исраэля),и остался лишь один город-Самария…Я присоединил к Ассирии всю
землю Неффалима.Я поставил там править моих сановников.Я присоединил к Ассирии всю землю Бейт-Омри,и всех её людей с её имуществом.
Они свергли своего царя Факея,и сделали Осию царём над ними.(Из отчётов о походе на Газу и на Дамаск.) [10]

Хизкия (Езекия) царь Иудеи сделал пруд и водопровод и провёл воду в город

(4 Царств 20:20).Также в книге Паралипоменон написано:”Езекия запер верхний проток вод Геона,и провёл их вниз к западной стороне…(2 Пар.32:30).
Этот туннель был обнаружен Э.Робинсоном в 1838г. И исследован позднее Ч.Уорреном и отцом Х.Винсаном.
Он проходит под горой Давида по совершенно необычным S-образным кривым.Почти шестисотметровый туннель Хизкияу был прорублен без вертикальных шахт,что затрудняло ориентировку,делало работу чрезвычайно трудной из-за недостатка воздуха и света.Две группы работников двигались навстречу друг другу,и драматический момент встречи двух групп работников запечатлен в туннеле.Надпись была высечена на стене туннеля близ выхода из него.Текст её гласит:
«И было так с туннелем: в то время как [каменотёсы рубили] своими топорами,один вслед за другим,и в то время как оставалось вырубить около трёх локтей,услышали вдруг голос работника,который звал своего товарища,ибо там была трещина (?) в камне,справа и [слева].И в тот день они пробили туннель,каждый напротив друг друга,топор напротив топора.И хлынула вода из источника к водоёму в тысячу двести локтей.И на сотни локтей возвышалась гора над головами каменотёсов».


В Ниневии обнаружен любопытный документ царя Ассирийского Санхерива.
Третий поход Санхерива царя Ассирии (701 г.до.н.э.)
В третьем походе на землю Хати действительно ходил я.
Лулию царя Сидууни (Сидона),страх великолепия моего ошеломил его,и он убежал в удалённые места,на острова
(= к сердцу моря) (второй вариант: из города Цура в землю Яднан убежал) и исчез безвозвратно.
Сидуунун великий,Сидуунун малый,Бэйт Зайт,Царфат,Махалиба,Усо,Ахзив,Акку(Акко),города его на скалах,дома ограждённые стенами,место пастбищ и орошенное,места прибыли.
Страх молнии и оружия (бога) Ашура (Ассирии),господина моего,ошеломил их и они пали к моим ногам.
Этбааля посадил на престоле царства над ними.Возложил на него приношения из года в год неизменяемое.

Минуухим (Менахем) из города Самсимуруна,Этбааля из города Сидууна(Сидона),Абдильята из города Аруда(Арада),Урумилки из города Гуубла(Гавли),Митиинти из города Ашдуда(Ашдода),Пудуула из города Байт Аммана(Амона),Камусунади из города Мааба(Моава),Араму из городаУдиима(Адома).

Все западные цари,(принесли)многочисленные дары,обременительные дани в четыре раза больше чем принято,принесли и своё оружие к моим ногам.
А Цидка царь Ашкалуна (Ашкелона),который не пошёл под моё ярмо,я обнажил его и привёл в Ашур (Ассирию),и богов отца его.Его самого,жену его,сыновей его,дочерей его,братьев от семени отца его.
Шаралудари сына Рикивти царя прежнего назначил над людьми Ашкалуна,и выплату дани,многие дары возложил я на него,и он понёс ярмо моё.Во время моего похода я притеснил дом Дагана (Дагона),Яапу (Яффо),Банай Барку,Азуру,города Цидки,который не поспешил пасть к моим ногам.Я захватил (их) и опустошил их.
Начальники Экрона,князья и люди,которые сковали железными цепями Пади-царя их,и нарушили клятву (данную) Ашуру,и предали с враждою Хазакиу (Хизкияу-Езекии) Яудею (Иудею),испугались они дела своего предательского,преступного (они позвали) царей Муцуисри (Мицраима-Египта).И войско и всадников,колесницы,коней царя Куша,несчеслимого войска,и собрались против меня,и на помощю им пришли.
На равнине Алтаку собрались против меня,и наострили оружие своё.С помощью (бога) Ашура господина моего,воевал я сними,и разбил их.Колесничих и принцев Мицуисри вместе с колесничими царя Куша.Алтаку и Таану (Тимну) притеснил я,захватил и опустшил.На Экрон напал,убил мечём начальников и князей,которые восстали.И на крепостных башнях (которые) вокруг города повесил я трупы их.И сынов города (горожан),которые совершили преступление и восстали против Ашура-предал на поругание (вар. ограбил).Остальных,которые не согрешил,которых вина не доказана,приказал освободить,Пади царя их из Урсалима (Ерусалима) вывел я,и посадил его на престол царства над ними.Приношение возложил на него.

А (в отношении) Хазакияу Яудея,который не покорился игу моему,осадил я сорок шесть его городов,города-крепости и маленькие города вокруг них,которым нет числа.(Посредством) осадных валов,и мощью осады,нападением пеших воинов,(через) подкопы и разломы в стене,и взбираясь по осадным валам захватил их.

150,200 человек,малого и большого,мужчин и женщин,коней,мулов,ослов,верблюдов,крупного и мелкого скота без числа,вывел я из городов,а их города предал на опустошение.
А его запер как птицу в клетке,внутри Урсалима,города царствования его и окружил город и выход города сделал мерзостью.Города его,которые разграбил,вырвал из земли его,отдал их в подарок царю Ашдода,для Пади царя Экрона,и Цельбааля царя Азы,уменьшил его землю.Прежнюю дань,дары возложил на него.И самого Хазакияу ошеломило великолепие царства моего и он послал за мной в Ниневию,город царства моего. «Урев» и избранное подразделение его,которое привёл в Урсалим-город царства его,для защиты его,послал зо талантов золота,800 талантов серебра,лучшую краску для ресниц,огромные каменные блоки,кровати из слоновой кости,шкуру слона,бивни,дерево уши,буковое дерево,и всякие драгоценности,льняные одежды,пурпур,багряницу,медные орудия,железо,бронзу,олово,колесницы,латы,коршунов,броню,железные мечи,пояс,луки и стрелы,дочерей своих и наложниц своих,музыкантов и певиц.И посланника отправил ко мне (договорится) о выплате дани,и продолжении полного подчинения (мне). [11]

В книге 4 Царств 18:14 написано: “И возложил царь Ассирийский на Езекию,царя Иудейского триста талантов серебра и тридцать талантов золота”.
Но Санхерив неудовлетворился этим и начал осаду Ерусалима,покорив до этого всю страну,но случилось нечто неординарное-Санхерив снял осаду с непокорного города и удалился не наказав Езекию,и не разграбив город,что немыслимо для того времени.Ассирийские хроники умалчивают причину снятия осады;однако Библия сообщает:”И случилось в эту ночь:вышел ангел Йеовы и поразил в стане Ассирийском 185 тысяч.И встали утром,и вот все они-мёртвые тела.И возвратился Санхерив в Ниневию.И было,когда он поклонялся в доме Нисроха,бога своего,сыновья его,убили его мечём,а сами бежали в землю Арарат.И стал царём вместо него Асар-Хаддон,сын его”(4кн.Царств 19:37).



следующая страница >>