birmaga.ru
добавить свой файл

1

БЕРДЯЕВ CONTRA БОГДАНОВ

От редакции. Публикуемая ниже полемика Н.А.Бердяева и А.А.Богданова - тогда еще начинающих философов, которым не было и 30 лет, - развернулась в начале ХХ в. в самом авторитетном российском философском журнале “Вопросы философии и психологии” (рецензия Бердяева на книгу Богданова “Познание с исторической точки зрения” - в 4-м (64) номере за 1902 год, ответ Богданова - в следующем, 5-м (65 номере того же года) и была продолжением философских дебатов среди вологодских политссыльных (см. воспоминания И.Е.Ермолаева в предыдущем выпуске “Вестника Международного Института А.Богданова”). В 1927 г. в ответе на запрос Института Ленина о вологодской ссылке вспоминал, что приехал в Вологду в начале 1901 года и нашел там несколько десятков ссыльных, в том числе группу киевлян с Бердяевым, который в этом время был на пути “от марксизма к идеализму” и готовил свою первую книгу - критику народнической социологии и материалистического понимания истории. Богданов сделал ряд докладов об историческом материализме (большая часть из них потом в была издана в виде статей сборника “Из психологии общества”), Бердяев обычно оппонировал. По словам Богданова, Бердяев “был хороший оратор (лучше нас), но по научным знаниям стоял невысоко, а в философии хорошо знал лишь неокантианские школы, отнюдь не позитивные (попадал в неловкое положение по поводу Авенариуса и Маха)... В 1902 году приехал Луначарский и стал сразу резко полемически выступать против Бердяева, которого уже тогда превосходил как оратор”. Богданов и Луначарский возглавили “демократию” среди вологодских ссыльных (в основном сторонников РСДРП), Бердяев представлял “аристократию” - вместе с правоведом Б.А.Кистяковским, писателем А.М.Ремизовым, историком П.Е.Щеголевым, “артистом авантюры” Б.Савинковым, датским писателем О.Маделунгом (см. документальную повесть В.И.Новоселова “Марсиане из-под Вологды”, 1994). В своей философской автобиографии “Самопознание”(1940) Бердяев вспоминал о своем оппоненте:

“А.Богданов был очень хороший человек, очень искренний и беззаветно преданный идее, но по типу своему совершенно мне чуждый. В то время меня уже считали “идеалистом”, проникнутым метафизическими исканиями. Для А.Богданова это было совершенно ненормальным явлением. По первоначальной своей специальности он был психиатр. Он вначале часто ходил ко мне. Я заметил, что он мне систематически задает непонятные вопросы, как я себя чувствую по утрам, каков сон, какова моя реакция на то или иное и тому подобное. Выяснилось, что склонность к идеализму и метафизике он считает признаком начинающегося психического расстройства, и он хотел определить, как далеко это у меня зашло. Но вот что интересно. У самого Богданова в последствии было психическое расстройство, и он даже некоторое время сидел в психиатрической лечебнице. Со мной же этого не произошло. Я не был психиатром, но сразу заметил, что у Богданова была какая-то маниакальность. Он был тихий и незлобивый помешанный, помешанный на идее. Богданов очень благородно держал себя во время большевистской революции. Он был старым большевиком, участвовал в ряде сборников и журналов вместе с Лениным. Но в эпоху торжества большевизма он оттолкнулся от его уродливых сторон, признал не настоящим и занимал очень скромное положение”.


Здесь надо уточнить, что Богданов не “сидел в психиатрической лечебнице”, а в 1915 г. три месяца лечился в клинике нервных болезней от экземы, вызванной тяжелыми переживаниями на фронте мировой войны во время трагического похода русской армии генерала Самсонова. Бердяев же еще во время вологодских дебатов пугал окружающих нервным тиком в разгаре полемики (широко открывая рот, высовывал язык). Возможно, именно этим объяснялись “непонятные вопросы” Богданова.

По воспоминаниям Богданова, по поводу публикуемых ниже статей “Б.А.Кистяковский открыто признал, что Бердяев “оконфузился с Авенариусом”... влияние Бердяева в колонии свелось на нет а отношение к нему со стороны социал-демократов было вообще ироническое”. Дальнейшим развитием полемики стали выход известного сборника с участием Н.А.Бердяева “Проблемы идеализма”(1902) и организация в ответ А.А.Богдановым и А.В.Луначарским сборника “Очерки реалистического мировоззрения”(1904).