birmaga.ru
добавить свой файл

1
А.А.Горобец

Святитель Астраханский, бывший Моздокский Исаакий (Положенский). Краткий биографический очерк

(по материалам епархиальных ведомостей)

Биографии ряда архиереев Русской Православной Церкви, чьи послушания проходили в том числе и на Кавказе, до настоящего времени не получили дОлжного освещения. Один из этих святителей - Преосвященный владыка Исаакий (Положенский), почти четверть века трудов которого были посвящены пастырскому, а затем архипастырскому окормлению жителей северокавказского региона.

Преимущественно на основании публикаций, размещенных в епархиальных ведомостях кафедр, которые возглавлял и где трудился епископ Исаакий, в данной статье описаны его жизнь и церковное служение.

Епископ Астраханский и Енотаевский Исаакий (Иоанн Каллиникович Положенский) родился 23 января 1828 года1 в Лужском уезде Петербургской губернии, в семье священнослужителя. Начальное образование получил в Санкт-Петербургском Петропавловском училище, затем поступил в духовную семинарию.

В 1849 году, по окончании курса Санкт-Петербургской духовной семинарии, как один из лучших ее выпускников продолжил образование на академическом курсе. 14 сентября 1851 года при переходе на старший курс Петербургской академии Иван Положенский был пострижен в монашество с именем Исаакий; 26 сентября того же года — возведен в сан иеродиакона, а 30 июня 1853 года — во иеромонаха.

В числе однокурсников отца Исаакия выпускниками двадцатого курса СПбДА были несколько будущих архипастырей Русской Церкви: Павел (Лебедев), Феогност (Лебедев), Иустин (Охотин), Гурий (Охотин), Анастасий (Добрадин), Анатолий (Станкевич)2.

Отец Исаакий окончил академический курс в 1853 году с правом на получение магистерской степени. 30 октября 1853 года он был назначен смотрителем Боровичского духовного училища. 16 апреля 1855 года состоялась защита степени кандидата богословия, а 29 февраля 1856 года — магистерской степени. В том же 1856 году он был переведен на место смотрителя Кирилловского духовного училища (Новгородская губерния); 4 сентября 1857 года — получил место профессора Новгородской духовной семинарии.

Кавказский период служения.


В 1857 годы начался 24-летний «кавказский» период жизни священнослужителя. 29 ноября 1857 года отец Исаакий был назначен инспектором Кавказской духовной семинарии, находившейся в городе Ставрополе и вскоре, 14 марта 1858 года, он возведен в сан архимандрита.

Инспекторское служение продлилось пять с небольшим лет, после чего 1 мая 1863 года архимандрит Исаакий был назначен ректором этого учебного заведения.

Спустя еще 8 лет, 25 февраля 1871 года отец Исаакий был освобожден от должности ректора Кавказской духовной семинарии с назначением епископом новоучрежденного 21 декабря 1870 года Моздокского викариатства Кавказской епархии3. Епископская хиротония над ним была совершена 9 мая 1871 года.

Содержание нового викарного архиерея было отнесено на счет Моздокской Успенской церкви. Объяснялось это тем, что в тот период в этом храме находилась ныне утраченная чудотворная Иверская икона Божией Матери, что предполагало постоянный приток паломников и пожертвований.

Тем не менее, владыка Исаакий по-прежнему находился преимущественно в г. Ставрополе при приписной к архиерейскому дому Свято-Андреевской церкви. Причиной его не-пребывания в викарном городе считалось отсутствие во всем Моздоке подходящего здания для проживания епископа.

Двенадцатилетняя служба отца Исаакия при семинарии дала ему возможность «основательно ознакомиться с бытом и нуждами кавказского духовенства и применить свои знания к делу в новом служении Кавказской Церкви в сане епископа»4. Исполнение им учебно-административных функций было эффективным: под руководством епископа получили образование более четверти всех священнослужителей и значительная часть причетников Кавказской епархии, служивших к 1881 году. Также при деятельном участии архипастыря местные духовно-учебные заведения были организованы по новым уставам5.

В должности викарного Преосвященного владыка Исаакий оказал заметную помощь правящему архиерею Кавказской и Екатеринодарской епархии епископу Герману (Осецкому) в организации епархиального женского училища, открытого в 1875 году. К 1881 году, когда владыка Исаакий покинул епархию, состоялся уже второй выпуск окончивших курс воспитанниц6.


30 ноября 1873 года в Ставрополе состоялось торжественное открытие миссионерского Андреевского братства. Божественную литургию в праздничный день в Андреевской церкви города и молебен Первозванному апостолу совершил владыка Исаакий7. Он же, согласно уставу братства, как викарий Кавказской епархии стал председателем общих собраний8.

Усердие архипастыря было замечено и 30 мая 1881 года епископ Моздокский Исаакий получил новое послушание — в качестве правящего архиерея он был переведен на Красноярскую (Енисейскую) кафедру9. Накануне отъезда владыка совершил прощальные визиты всем священнослужителям г. Ставрополя и наставникам духовно-учебных заведений. 27 июня он покинул Ставрополь, «напутствуемый искренними благожеланиями Преосвященного архипастыря Кавказского Германа и всего духовенства и граждан Ставрополя»10.

Провожая архиерея, современники отмечали, что владыка Исаакий «с всегдашнею готовностью и сердечным участием удовлетворял разнообразным духовным нуждам православного населения епархии и в частности жителей города Ставрополя и снискал себе искреннее уважение и любовь как со стороны архипастыря и духовенства Кавказского, так и со стороны паствы»11.
Служение в Красноярске


На Енисейской кафедре епископ Исаакий стал четвертым с момента основания епархии архипастырем.

Долгая дорога к новому месту служения пролегала через города Саратов, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Ачинск. Владыка прибыл в Красноярск 28 июля. По прибытии он направился в кафедральный собор, где встретился с представителями города, военными и гражданскими чинами. При входе в собор архипастыря приветствовало все городское духовенство: «при пении архиерейским хором Символа веры прошел в алтарь, приложился к святому престолу и вышел с посохом в руке к своей пастве»12. Затем епископ Исаакий обратился к пастве: «Кто знаком с пастырским служением, тот согласится, что для добросовестного прохождения этого служения требуются и труды немалые, и силы крепкие. Я не из числа людей, которые могут похвалиться богатством своих дарований, хорошо сознаю свою немощь, но несмотря на это, берусь за предстоящий мне труд не без упования и дерзновения»13, — отметил в своем приветствии владыка.


Из Ставрополя в Красноярск епископа Исаакия сопровождал некий игумен Игнатий, описавший затем путешествие. Новое место служения архиерея было суровым в климатическом отношении, с непростыми бытовыми условиями. Говоря об архиерейском жилище в Красноярске, отец Игнатий отмечал, что дом этот «деревянный и весьма неприглядный: расположение комнат беспорядочное, комнаты нечисты, двор грязный и тесный, напротив парадного крыльца расположена конюшня и навес для телег; вся обстановка производит тяжелое впечатление. Богослужение в архиерейской церкви не имеет должного благолепия, ибо певец только один, он же чтец. Средства архиерейского дома очень скудные. Первый снег выпал здесь 30 августа, а теперь — настоящая зима»14. Впрочем, сложные природные и бытовые условия не смутили епископа Исаакия.

По прибытии архипастырь передал пострадавшим от произошедших 17-18 апреля 1881 года в Красноярске больших пожаров пожертвования православных жителей Ставропольской епархии и 300 рублей собственных средств — всего же 700 рублей. Одновременно с этим пожертвованием владыка призвал паству к дальнейшему сбору помощи погорельцам15.

При новом епископе происходят заметные изменения. Так, с 1 февраля 1884 года здесь стали издаваться епархиальные ведомости — ныне важный источник по истории Православия в Сибири.

Заслуги архипастыря в деле христианского просвещения пасомых были отмечены знаками императорского внимания. 24 марта 1885 года последовал указ императора Александра III, в котором в частности говорилось: «В изъявление Монаршего благоволения к постоянно ревностному пастырскому служению вашему в отдаленных пределах Отечества и особым трудам по утверждению святой веры Христовой среди туземных инородцев, Всемилостивейше сопричислили Мы вас к Императорскому ордену Нашему святого равноапостольного князя Владимира II степени, знаки коего при сем препровождая, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению»16.


Так же, как и на Кавказе, особенное внимание архипастырь уделил развитию церковных образовательных учреждений. В течение 1885 года в епархии было открыто до двадцати церковно-приходских школ. Благодаря заботам владыки, к услугам священнослужителей была представлена образцовая школа при семинарии, в которой диаконы и псаломщики в качестве первых кандидатов на учительство в церковно-приходских школах, могли присутствовать на уроках и таким образом практически знакомиться с приемами преподавания17. По его предложению с 1886/87 учебного года в Красноярске было открыто трехклассное женское епархиальное училище с двухгодичным курсом в каждом классе. Сам владыка обязался содержать в училище двух учениц из неимущих семей — одну на собственные доходы, другую на средства архиерейского дома18.

При обозрении церквей Красноярского округа в конце 1885 года епископ Исаакий обратил специальное внимание на организацию в приходах внебогослужебных собеседований, причем «каждый священник должен был дать отчет в этом деле и в присутствии архипастыря беседовать с прихожанами о предметах веры и нравственности христианской»19. Наглядно подтверждая свое предложение, он лично обращался со словом к пастве.

Важнейшей для архиерея стала миссия среди коренных народов Сибири. С целью ее лучшей организации, владыка Исаакий зимой 1885 года совершил поездку в затуруханскую тундру. В Дудинке «архипастырь имел утешение совершить Литургию при многочисленном стечении разноплеменных инородцев и князей их — язычников из отдаленных туруханских тундр и лично просветил святым Крещением несколько инородцев»20.

Очевидная необходимость просвещения туземцев и воспитания туземного духовенства послужила причиной создания (помимо уже действовавшей в Ачинском округе частной школы) аналогичного учебного заведения в Туруханском крае. Кроме того, в епархиальном духовном училище были открыты три стипендии для детей коренных жителей21.


Свидетели отмечали, что архипастырские поездки по епархии, совершавшиеся по большей части дважды в год, обыкновенно в сопровождении только диакона и келейника, отличались особенным характером: помимо обозрения церквей, владыка знакомился с религиозно-нравственным состоянием населения и просветительской деятельностью духовенства. «Такая деятельность заслуживает особенного внимания потому, что она совершалась на окраине России, в епархии едва ли не самой малонаселенной и раскинутой на тысячи верст, … при неблагоприятных внешних, а отчасти и внутренних условиях», — отмечал епархиальный летописец22.

8 марта 1886 года последовало назначение архипастыря епископом Томским и Семипалатинским.

Оценивая итоги пятилетнего управления Енисейской епархией владыки Исаакия, епархиальные ведомости отмечали, этот период стал отдельным характерным временным отрезком, когда епархиальному управлению было дано поступательное движение вперед, по примеру лучших русских епархий. Достигнуть же этого результата «возможно только единственно при помощи твердой веры в осуществление доброго дела, беззаветной преданности ему, особенного терпения и непреоборимой энергии, несмотря ни на какие препятствия отвне. Именно таким характером и отличалась деятельность нашего незабвенного архипастыря»23.

Заботами епископа Исаакия была организована экономическая сторона жизни епархии, исправлено положение мужского духовного училища. Владыка благословил учредить общество вспомоществования бедным воспитанникам училища св. блгв. князя Александра Невского, открыл епархиальное женское училище.

Как печальное событие для региона, лишившегося «твердого и заботливого архипастыря», называл перевод владыки Исаакия из Красноярска генерал-губернатор Восточной Сибири граф А.П. Игнатьев24.

27 апреля городское духовенство устроило в честь архипастыря обед, на котором присутствовал также начальник Енисейской губернии И.К. Педашенко. 29 апреля архипастырь посетил Красноярское духовное училище, где обратился к воспитанникам. От преподавателей ему была поднесена икона святого Александра Невского. Епископ Исаакий поблагодарил корпорацию преподавателей за усердную деятельность, одновременно выразив «сожаление, что ему не довелось довести до конца постройку училищных зданий»25.


1 мая состоялся прощальный обед, устроенный начальником Енисейской губернии. Накануне отъезда от имени представителей городского общества архипастырю был поднесен адрес. Общество благодарило архипастыря за «беспримерную деятельность в религиозно-нравственном направлении как учащегося юношества, так и общества» и выражало сожаление в связи с расставанием.

Перед дорогой на новое место служения епископ Исаакий молился во всех красноярских храмах, а также посетил жилища не только священников, но и низших членов клира, средние и начальные красноярские школы, благословил дома и многих граждан Красноярска26. 5 мая владыка отбыл из Красноярска, причем многие горожане провожали на значительное расстояние от города.
Архипастырское послушание в Томске


В Томск епископ Исаакий приехал 12 мая 1886 года27. По прибытии архиерей посетил кафедральный собор города, где обратился к православной пастве. В своем слове владыка приветствовал также старообрядцев и даже язычников, «пребывающих во мраке идолопоклонства», с искренним пожеланием просвещения светом истинной веры.

На следующий день состоялось знакомство архиерея с сотрудниками духовной семинарии, консистории, мужского и женского духовных училищ, клириками городских храмов. В ходе встречи владыка высказал намерение немедленно начать посещения городских церквей.

Беседуя с представителями духовных учебных заведений, Преосвященный Исаакий отметил, что учебное дело будет составлять одну из самых первых и главных для него забот28. «Вступив в управление Томскою паствою, я немедленно принял посильные меры к развитию у нас школьного дела, обратил на этот предмет заботливое внимание духовенства, снабдил все церкви программами предметов, назначенных для преподавания в церковно-приходских школах, разрешил приспособлять под помещение школ церковные сторожки с употреблением на этот предмет церковных сумм и надеюсь, что при усердии и бдительном отношении духовенства дело о церковно-приходских школах оживится и у нас», — отмечал позже владыка29. В итоге его деятельности, ко времени перевода владыки из Томска количество церковно-приходских школ в епархии (помимо школ Алтайской духовной миссии) значительно возросло, насчитывая около 150 учреждений.


Для наблюдения за правильным ведением дела в церковно-приходских школах епископом Исаакием были назначены наблюдатели из местного духовенства, проводившие регулярные ревизии и сообщавшие о результатах в епархиальный училищный совет30. Также по благословению владыки начальствующими духовной семинарии были произведены полные и тщательные проверки Томского, Барнаульского и Красноярского духовных училищ.

Усилия святителя по повышению статуса Томского трехклассного епархиального женского училища увенчались успехом: указом Святейшего Правительствующего Синода от 18 сентября 1889 года учебное заведение было преобразовано в шестиклассное31. «За совершение такого дела… нельзя не отнестись с глубокою признательностью к отеческим попечениям и энергически-деятельной заботливости … Преосвященнейшего Исаакия, задумавшего, направлявшего и доведшего до желанного осуществления дело преобразования и возможного благоустройства училища»32, — отмечалось в епархиальных ведомостях. Для училища была также открыта домовая церковь, освященная владыкой 9 сентября 1890 года.

В целях улучшения положения воспитанников Томской духовной семинарии 26 апреля 1887 года было учреждено попечительство о бедных учащихся этого учебного заведения. Присутствовавший на открытии владыка Исаакий был избран покровителем и руководителем организации33.

Стремясь к развитию миссии, 22 июня 1886 года владыка вступил в члены Томского отделения противораскольнического братства имени святителя Димитрия, пожелав также быть покровителем организации34.

5 октября 1886 года по благословлению архипастыря в Томске при архиерейской домовой церкви были возобновлены религиозно-нравственные чтения для народа. Открытие чтений совершил сам епископ Исаакий35. На эти чтения собиралось много слушателей. Несмотря на их продолжительность (по окончании чтений читался акафист Божией Матери), посетители выслушивали беседы «с напряженным вниманием и удовольствием»36.


Епископ Исаакий неоднократно посещал Алтай, где знакомился с просветительской деятельностью Алтайской духовной миссии. В декабре 1887 года святитель совершил поездку в Нарымский край, проповедуя у остяков. Архипастырский визит в этот край стал первым за 30 лет37. До него сюда приезжал епископ Парфений (Попов), замещавший Томскую кафедру в 1854-1860 годах.

Свидетель этих поездок отмечал, что владыка в ходе последних «обращал особенное внимание на благолепие святых храмов, благоповедение приходского духовенства, на внутреннее и внешнее состояние церковно-приходских школ, принимая тут же, если возможно, соответствующие меры»38. Также святитель «всюду совершал богослужение, заботливо входил в нужды прихожан, подолгу беседовал с духовенством, убеждал открывать школы, вести собеседования со своими прихожанами, а главное — в своей жизни показывать пример истинно-христианского поведения»39. По завершении богослужений владыка нередко «собирал вокруг себя детей и подолгу проводил с ними время в беседе о молитве, о кресте и о его силе, о почитании родителей и о пользе грамоты»40.

За пятилетний период управления Томской епархией епископ Исаакий полностью преобразовал духовную консисторию. На этот результат его трудов указывалось, как один из весьма заметных: «в производстве дел этого учреждения введена возможная правильность и скорость; лично назначавшиеся Преосвященным внезапные ревизии дел и сумм консистории способствовали установлению здесь точности и аккуратности в ведении отчетной части»41.

Также следует отметить, что трудами епископа Исаакия дело постройки кафедрального собора в Томске значительно подвинулось вперед и к моменту его отъезда близилось к концу42.

12 января 1891 года святиель был назначен на Кишиневскую и Хотинскую кафедру. Указ о его переводе на новое место служения был получен 7 февраля. Торжественное публичное прощание с архипастырем состоялось в воскресный день 17 февраля. В этот день Преосвященный Исаакий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Томска. «Соборный храм едва мог вместить массу молящихся, желавших в последний раз присутствовать при служении любимого архипастыря»43, — отмечается в хронике.


После проповеди, которую произнес уезжающий архипастырь, исполняющий обязанности городского головы М.М. Димитриев в сопровождении именитых граждан города поднес владыке на серебряном блюде от имени томичей драгоценную святительскую панагию44. На следующий день, 18 февраля владыка покинул Томск.

Уехавший архипастырь «оставил в гражданах Томска добрую о себе память, как первосвященник, совершитель богослужения. Громкое, внятное, отчетливое и вместе живое и задушевное произношение богослужебных молитв и возгласов; истовое и величавое отправление церковных служб с соблюдением установленной обрядности; торжественная обстановка крестных ходов и других церковных церемоний, имеющих общественный характер всегда привлекали массы молящихся всякого звания и состояния на те богослужения, которые были совершаемы самим Преосвященным»45, — писал современник. Каждый воскресный и праздничный день, а часто и в будни, архипастырь совершал богослужение в домовой крестовой или в городских церквях46.

Описывая человеческие качества владыки, биограф отмечал доброту, снисходительность, общительность и доступность епископа Исаакия: «В домашней жизни Преосвященный отличался простотою и экономною бережливостью. Летом в свободное от занятий время он своими руками работал в саду и огороде, копал гряды, садил овощи, поливал их и т.п. Любимым развлечением Преосвященного в свободное от служебных занятий время служило ужение рыбы. При скудных средствах на содержание архиерейского дома, физический труд Преосвященного представлял некоторое подспорье в его домашнем хозяйстве. Благодаря экономии и бережливости, Преосвященный в пятилетний период своего управления епархией успел очистить архиерейский дом от значительного долга, сделанного на устройство архиерейской домовой церкви и простирающегося до 15 тысяч рублей»47.
Святитель Исаакий в Молдавии

На новое место служения епископ Исаакий прибыл 17 марта 1891 года. Его встречало множество народа, в том числе бессарабский губернатор А.П. Константинович, городской голова К.А. Шмидт, начальник полиции, представители учебных заведений и городского духовенства48. На момент прибытия владыки обязанности временного управляющего епархией по указу Святейшего Синода исполнял викарный архиерей епископ Аккерманский Аркадий (Филонов)49.


Так же, как и на прежних местах архипастырского служения, в Кишиневской епархии владыка Исаакий уделял особое внимание образовательным учреждениям. На следующий после прибытия день, 18 марта святитель официально вступил в управление епархией50. Встретившись в этот же с корпорациями семинарии и духовных училищ, владыка расспрашивал о ходе учебно-воспитательного дела и мерах по развитию церковности в воспитанниках. В ходе беседы Его Преосвященством была отмечена необходимость непосредственного ознакомления учеников с содержанием церковно-богослужебных книг и изучения церковного пения по нотным богослужебным книгам51.

27 и 28 марта он посетил духовную семинарию, а также мужское и женское духовные училища. В ходе своего визита епископ Исаакий осмотрел помещения, присутствовал на уроках и пожертвовал по 25 рублей на ученические библиотеки каждого учебного заведения, а также 100 рублей в пользу семинарского братства52.

В 1890/1891 и 1891/1892 учебных годах усилиями владыки постановка школьного образования в епархии была значительно улучшена. Количество церковно-приходских и школ грамоты увеличилось за два года со 15153 до 243; количество учащихся — с 5514 до 7979; окончивших курс учения в церковно-приходских школах и школах грамоты — со 14254 до 24555.

Специальное внимание святитель уделил упорядочению дел в консистории56.

В год вступления в должность епископ Исаакий признал необходимым созвать окружные училищные съезды, равно и общеепархиальный съезд духовенства епархии. В рамках последнего духовенству было предложено принять меры к улучшению положения епархиального женского училища и обсудить вопрос о сроках открытия причетнического класса57.

26 марта 1892 года архипастырь совершил чин торжественной закладки здания больницы при епархиальном женском училище58, корпус которой бы выстроен по инициированному епископом Исаакием в мае 1891 года проекту.


Важное внимание уделялось святителем делу миссии и катехизации. 21 мая 1891 года владыка предписал максимально широко распространить в епархии внебогослужебные собеседования пастырей с прихожанами об истинах веры и христианского благочестия, как «лучшей и полезнейшей для сельских жителей формы проповеди». Одной из мер для реализации этого было создание при каждой приходской церкви библиотеки пособий для проведения собеседований59.

3 июня 1892 года правящий архиерей обратился в общеепархиальный съезд депутатов от духовенства Кишиневской епархии с предложением улучшить миссионерскую деятельность путем открытия шести (пяти против старообрядцев, одной против «сектантов рационалистического направления») штатных единиц миссионеров. 18 сентября того же года шесть священников были допущены к исполнению указанных обязанностей60.

Помимо училищной больницы, владыка принял активное участие в осуществлении иных строительных проектов в епархии. 25 марта 1892 года на праздник Благовещения епископ Исаакий в сослужении викария Кишиневской епархии епископа Аккерманского Аркадия совершил малое освящение обновленного кафедрального собора Рождества Христова в г. Кишиневе. Значительно обветшавший собор, первое освящение которого состоялось в 1836 году, в течение семи месяцев был полностью отремонтирован на пожертвования, собранные по благословению архиерея. Большую часть пожертвований (пять из восьми тысяч рублей) владыка изыскал самостоятельно, обратившись к городскому правлению61.

По благословению епископа Исаакия состоялось полное обновление основанной в 1814 году Крестовой церкви при архиерейском доме. Освящение храма после ремонта было совершено им 20 сентября 1892 года62. Спустя месяц, 22 октября 1892 года епископ Исаакий освятил новую единоверческую церковь в Кишиневе63.

21 ноября 1892 года архипастырь получил назначение быть епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени его здоровье, подорванное в суровых условиях Сибири, значительно ухудшилось. Миссионерские поездки, предпринятые в Томске и соединенные со множеством потрясений для организма, «не могли не оказать неблагоприятного влияния на здоровье Преосвященного, уже надломленное предшествовавшею его служебною деятельностью в еще более суровой Енисейской епархии»64. Еще в 1891 году в связи с переводом владыки в Кишинев в епархиальных ведомостях отмечалось, что «климатические условия ожидающей … местности представляются очень благоприятными для его немощи»65.


Однако на новую кафедру святитель направиться не смог — его разбил паралич. 19 декабря 1892 года епископ Исаакий был уволен на покой, с назначением наместником Гербовецкого заштатного Свято-Успенского монастыря Кишиневской епархии.

Спустя девять месяцев, 18 сентября 1893 года, указом Святейшего Синода за №4215 владыке было поручено заведывание Тихвинским первоклассным монастырем Новгородской епархии «со всеми правами настоятеля» оного66. В Тихвине владыка оправился от болезни настолько, что «после Рождества Христова начал по воскресным и праздничным дням совершать Божественную литургию». Однако незадолго перед Пасхой он вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Месяц спустя, несколько оправившись от болезни, он предполагал в июле отправиться на свою малую родину, в Санкт-Петербургскую епархию, и даже успел испросить в начале мая у архиепископа Новгородского и Старорусского Феогноста (Лебедева) отпуск.

Планам не суждено было осуществиться — 11 мая 1894 года в 3 часа пополуночи святителя не стало. Причиной смерти стал разрыв сердца: «Накануне своей смерти покойный владыка чувствовал себя здоровым и вечером этого дня ездил даже кататься в принадлежащую Тихвинскому монастырю пустынь. По возвращении с прогулки он спокойно опочивал в своей спальне до 3-го часа пополуночи, когда раздался его последний предсмертный крик; келейник поспешил в спальню владыки, но когда схватил его на свои руки, владыка оказался уже мертвым»67.

Чин погребения почившего в церкви Двенадцати апостолов Тихвинской обители по благословению владыки Феогноста совершил епископ Кирилловский Арсений (Иващенко)68.

13 мая в кафедральном соборе г. Кишинева епископ Кишиневский и Хотинский Неофит в сослужении епископа Аккерманского Аркадия и всего городского духовенства совершил заупокойную Литургию, а затем панихиду по почившему епископу Исаакию. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся духовно-учебных заведений Кишинева, представители города, начальствующие светских учебных заведений и горожане69.


1


ССЫЛКИ и ПРИМЕЧАНИЯ:
 Исаакий (Положенский) // сайт «Русское Православие» — http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_548 (посещение 9 февраля 2011 года).

2 Известия и заметки // Кишиневские епархиальные ведомости. [далее ЕВ] — 1891. — 1 февр.

3 Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895). — СПб., 1896. С. 100.

4 Б.а. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе. — Ставрополь, 1888. С. 55.

5 Б.а. Проводы Преосвященного Исаакия // Кавказские ЕВ. — 1881. — 1 июля.

6 Там же.

7 Торжество открытия Андреевского братства в г. Ставрополе // Кавказские ЕВ. — 1873. — 16 дек.

8 Список членов Ставропольского Андреевского братства за 1873/4 год // Кавказские ЕВ. — 1874. — 1 дек.

9 Списки архиереев… С. 61.

10 Б.а. Проводы Преосвященного Исаакия…

11 Там же.

12 Енисейские губернские ведомости. — 1881. — №28.

13 Речь, произнесенная Преосвященнейшим Исаакием, епископом Енисейским и Красноярским, при вступлении его в Енисейскую паству // Енисейские ЕВ. — 1884. — 1 февр.

14 Из письма игумена Игнатия, сопровождавшего Преосвященного Исаакия Енисейского от Ставрополя до Красноярска // Кавказские ЕВ. — 1881. — 16 нояб.


15 Поучение Преосвященнейшего Исаакия, епископа Енисейского и Красноярского, произнесенное 1 августа 1881 года при первом служении в Кафедральном соборе // Енисейские ЕВ. — 1884. — 16 февр.

16 Высочайшая грамота Преосвященному Исаакию, епископу Енисейскому и Красноярскому // Енисейские ЕВ. — 1885. — 16 мая.

17 Б.а. С Новым Годом // Енисейские ЕВ. — 1886. — 1 янв.

18 Журналы XVI съезда духовенства Енисейской епархии, бывшего в г. Красноярске в 1885 г. по делам Красноярского духовного училища. Журнал №3. Об открытии в Красноярске епархиального женского училища // Енисейские ЕВ. — 1885. — 1 окт.

19 Б.а. С Новым Годом…

20 Там же.

21 Там же.

22 Б.а. Несколько слов по поводу отбытия из Красноярска на Томскую кафедру Его Преосвященства, Преосвященнейшего Исаакия // Енисейские ЕВ. — 1886. — 1 мая.

23 Там же.

24 Проводы из Красноярска Преосвященнейшего Исаакия // Енисейские ЕВ. — 1886. — 1 мая.

25 Там же.

26 Там же.

27 Известия и заметки // Енисейские ЕВ. — 1886. — 1 мая.

28 М. Приезд в г. Томск и встреча Томскою паствою Преосвященного Исаакия, епископа Томского и Семипалатинского // Томские ЕВ. — 1886. — 15 мая.

29 Извлечение из журналов Томского епархиального съезда духовенства, бывшего в январе месяце 1887 года. (Продолжение) // Томские ЕВ. — 1888. — 1 янв.


30 М.М. Прощание с Томскою паствою и отъезд из г. Томска Преосвященного Исаакия // Томские ЕВ. — 1891. — 15 марта.

31 Распоряжения высшего начальства // Томские ЕВ. — 1889. — 1 нояб.

32 М.М. Освящение храма при Томском епархиальном женском училище // Томские ЕВ. — 1890. — 15 сент.

33 Открытие Попечительства о бедных воспитанниках духовной семинарии // Томские ЕВ. — 1887. — 15 мая.

34 Известия и заметки // Томские ЕВ. — 1886. — 1 июля.

35 Известия и заметки // Томские ЕВ. — 1886. — 15 окт.

36 Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1886 год. (III. Утверждение православной паствы в вере и благочестии) // Церковные ведомости. — 1889. — 14 янв.

37 Известия и заметки // Томские ЕВ. — 1888. — 15 янв.

38 М.М. Прощание с Томскою паствою…

39 Федотов Ф. Прощание Томской паствы с Преосвященным Исаакием и отбытие его в Кишинев // Церковные ведомости. Прибавления. — 1891. — 13 апр.

40 Там же.

41 М.М. Прощание с Томскою паствою…

42 Там же.

43 Там же.

44 Там же.


45 Там же

46 Федотов Ф. Прощание Томской паствы…

47 М.М. Прощание с Томскою паствою…

48 Прибытие в Кишинев Преосвященного Исаакия // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 1 апр.

49 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Кишиневской духовной консистории // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 1 февр.

50 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Кишиневской духовной консистории благочинным // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 15 апр.

51 Прибытие в Кишинев Преосвященного Исаакия…

52 Известия и заметки // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 15 апр.

53 Отчет о церковно-приходских школах и школах грамоты за 1890-91 учебный год. (Окончание) // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 1 дек.

54 Там же.

55 Там же.

56 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Кишиневской духовной консистории благочинным // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 1 мая.

57 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Кишиневской духовной консистории благочинным // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 15 мая.

58 Закладка больничного здания при Кишиневском епархиальном женском училище // Кишиневские ЕВ. — 1892. — 15 апр.

59 Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Кишиневской духовной консистории // Кишиневские ЕВ. — 1891. — 15 июня.


60 Первый съезд миссионеров Кишиневской епархии в г. Кишиневе с 1 по 7 июня 1893 года. (Продолжение) // Кишиневские ЕВ. — 1893. — 1 авг.

61 Владимир, иеромонах. Освящение Кишиневского Кафедрального собора // Кишиневские ЕВ. — 1892. — 1 мая.

62 Владимир, иеромонах. Торжество освящение обновленной Крестовой церкви при архиерейском доме в Кишиневе // Кишиневские ЕВ. — 1892. — 1 окт.

63 Известия и заметки // Кишиневские ЕВ. — 1892. — 1 нояб.

64 М.М. Прощание с Томскою паствою…

65 Там же.

66 Правительственные распоряжения // Кишиневские ЕВ. — 1893. — 1 окт.

67 Некролог // Новгородские ЕВ. — 1894. — 1 июня.

68 Б.а. Преосвященный Исаакий, бывший епископ Астраханский и Енотаевский // Церковные ведомости. Прибавления. — 1894. — 28 мая.

69 Б.а., б.н. // Кишиневские ЕВ. — 1894. — 15 мая.