birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок №59.


Тема: Ареалы обитания. Закономерности размещения животных. Миграции

Задачи: сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является результатом эволюции.

Оборудование: географическая карта Европы и Азии.
Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

Задания для самостоятельной работы:

Вариант 1.

1.Выберите правильные утверждения.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.

  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.

  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.

  5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.

  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.

  7. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.

  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.

  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)

2.Установите соответствие между терминами и понятиями.

1.атавизм

2.рудимент

3.эволюция

4.дивергенция

5.гомологичный орган


А. необратимое историческое развитие организмов.

Б. орган, утративший функцию.

В. Появляющийся орган у отдельных особей от предков

Г. органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.

Д. Процесс расхождения признаков у родственных форм.


(правильный ответ: В-1,Б-2, А-3, Д-4, Г-5).
Вариант 2.

1.Выберите правильные утверждения.

  1. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.

  2. Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.

  3. Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.

  4. Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.

  5. Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.

  6. Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.

  7. В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.

  8. Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.

  9. Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.

  10. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

2.Установите соответствие.

орган

пример

1.Гомологичный орган

2.Рудимент

3.Атавизм.

А.Ласт кита

Б.Крыло киви

В.Задние конечности питона

Г.Крыло летучей мыши

Д. Трехпалость лошадей

Е.Рука обезьяны

Ж.Тазовые кости дельфина


(правильный ответ: 1 – А, Г, Е; 2- Б, В, Ж; 3 – Д)

  1. Изучение нового материала

Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?

Для существования вида нужны определенные условия. А территория, на которой обитает вид называется ареал.



  1. Ареалы обитания. Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Ареалы обитания» по вопросам:

  • Что называют ареалом?

  • Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала?

  • Что служит причиной возникновения разорванного ареала?

  • Для каких животных характерен реликтовый ареал?

  • На какие группы делят животных по характеру занимаемой территории в пределах ареала и численности?

  • Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?

http://festival.1september.ru/articles/525254/01.gif

Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.

Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.

Реликтовый ареал - ареал реликтового вида.

Эндемики - относительно небольшие по численности группы животных, живущих на определенной территории, часто небольших участках и нигде более не встречающихся.

Реликты – виды, сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох, живущие на определенной территории.


Космополиты – виды, распространенные на больших территориях.


  1. Закономерности размещения животных. Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Закономерности размещения животных» по заданию: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, проиллюстрировав их примерами.

  2. Миграции. Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Миграции» по вопросам: что называют миграцией? Почему миграции являются закономерным явлением в жизни животных? Что служит причиной сезонных миграций? В чем причина нерегулярных миграций? В чем опасность нерегулярных миграций? Какая закономерность в расселении животных привела к образованию фауны? Какие процессы привели к образованию фауны Новой Зеландии и Австралии?




  1. Закрепление знаний

Работа с вопросами на с.266.

V. Задание на дом

Изучить § 52 до миграций, ответить на вопросы в конце параграфа.