birmaga.ru
добавить свой файл

1
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»

1. Содержание

1.Одна из версий создания стихотворения «Пророк». Вот ее краткое содержание: «9 июля 1841 года поэт внезапно осознает в своей душе перемену: «Если он прежде был как бы пророком любви-убийцы, то теперь не должен ли он стать пророком любви к ближ­нему». Он вспоминает свои беседы с А.И. Одоевским, погружается в чтение Евангелия, сосредоточивается на истории апостола Павла, вчитывается в его высказывания о судьбе пророка. Павел, тринадцатый апостол, бывший гонитель христиан по имени Савл, или Саул. По дороге в Дамаск ему явил­ся в сиянии сам Господь. Тогда умер Савл и родился Павел, стал апосто­лом, совершил три миссионерских похода по странам Малой Азии и Евро­пы, Евангелием и Крестом покорял людей. Вот что он писал о себе: «Я... был в трудах, безмерно в ранах, более в темнице и многократно при смер­ти... Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от язычников, в опасностях от разбойников; в опасно­стях от единомышленников, в опасностях в городе, в опасностях в пусты­не... В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе...»

10 или 11 июля в записной книжке Одоевского появилось стихотворе­ние «Пророк».

Некоторые исследователи говорят о наличии внутренней конфликтности в произведениях Лермонтова, в основе которой лежит «столкновение страстного устремления к жизни с горестным признанием неосуществимости этого устрем­ления» (У.Р. Фохт).

«Пророк», написанный в 1841 году,— одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. В начале творческого пути принесло ему известность и славу, но в то же время и определившее дальнейший «тернистый путь» стихотворение «Смерть поэта» 1837 года, утверждающее святость для России «дивного гения» Пушкина и бросающее гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы». Так сошлись начала и концы в творчестве Лермонтова, так сам поэт протянул связующую нить от поэзии Пушкина к своему творчеству. Оба они заложили основу того особого понимания искусства и миссии поэта, которое отличает русскую литературу. «Поэт в России — больше, чем поэт».

Безусловно, «Пророк» Лермонтова сознательно продолжает пушкинского «Пророка», написанного в 1826 году.

Мотив противостояния личности и общества

Тема стихотворения поэта и поэзии

Сюжет Пушкинского «Пророка» — это становление пророка. Лермонтовского — это жизнь поэта, ставшего пророком.


2. Современники о произведении

«Пророк» Лермонтова является ответом или возра­жением на пушкинское стихотворение, свидетельст­вующее о пессимизме автора, разрушении высоких на­дежд на роль поэта-пророка.

Б.М. Эйхенбаум

Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненуж­ного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало.

Г. П. Макогоненко

...наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться исправителем людских пороков, — это либо невежество, либо гордость.

Б.М. Эйхенбаум

Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненуж­ности его миссии, трагическом уделе презираемого и го­нимого певца.

И. Каплан

3. Страстная, мятущаяся душа лирического героя не знает покоя, «из пламя и света рожденное слово» жжет и стремится воспламенить других «железным стихом, облитым горечью и злостью». Как показательна с этой точки зрения тематическая рифма в «Пророке»: «ученья» — «каменья». Каменья брошены в непризнанного «Пророка», но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих».

В библейском смысле пустыня— это символ страдания и очищения. Недаром здесь и только здесь поэту может явиться посланец Неба— «шестикрылый серафим», который производит страшные, болезненные, но необходимые для будущего рождения пророка преобразования поэта, а «перепутье» — это символ духовного поиска.

Именно в пустыне пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи», тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет предвечного», ему не только «тварь покорна ... земная», но его слушают звезды, «лучами радостно играя». Одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием.


4. Люди не поняли и не приняли пророка, потому что в их очах лишь «страницы злобы и порока»? Или же сам пророк оказался не способен исполнить великую миссию, возложенную на него?

Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненуж­ного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало.

Образ поэта, наделенного сверхъестествен­ным даром. Основа стихотворения — библейские источники, Плач Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимо­отношениях пророка и тех, кому он хотел служить).

Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка — свой. Но главное для любого из пророков — хранить свято «завет предвечного» и несмотря ни на что нести его людям. Когда-то Лермонтов задавался вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Пророк «проснулся», но теперь он стал мудрее: людской род несовершенен, и пороки, и злоба присущи ему; но есть в нем то, что вызывает «странную любовь» поэта, которая одна может найти путь к сердцам людей и принести им слово любви Божественной.

Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом поэт видел свой долг перед современ­никами.

Поэт обладает даром пророчества.

В стихотворении церковно-славянская лексика уступает современному язы­ку - это переносит в настоящее, лишает торжественности.

У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои// Бросали бешено каменья».

Образы стариков и детей создают представление о трагедии поэта?

В пустыне находит душевное спокойствие лермонтовский поэт.

Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ Отечества поэта.

11. Форма

1. Жанр. Элегия

2. Размер — четырехстопный ямб с пиррихием. В стихотворении больше взрывных согласных «посыпать пеплом главу» «и бежать из городов в пустыню, что создает определенную напряженность и прерывистость звучания и акцентировка на гласном.

Библейская лексика


Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.