birmaga.ru
добавить свой файл

1
Анализ работы в системе дополнительного образования детей в школе №641 имени Сергея Есенина


в 2008-2009 уч.году и задачи на 2009-2010 учебный год.


Основу дополнительного образования детей в Центре образования № 641 имени Сергея Есенина составляет образовательный блок, направленный на удовлетворение различных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования в школе 641 имени Сергея Есенина заняты 45 учителей и работников дополнительного образования, что составляет 52 % от всего педагогического коллектива школы, и охватывает 712 учащихся ,что составляет 85,3% от всех учащихся школы

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Цель дополнительного образования в ЦО №641 имени Сергея Есенина: обучение, воспитание, развитие учащихся в соответствии с их познавательными интересами и природными способностями.

Задачи на 2008-2009 год:

1.Развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;

2.создание условий для творческой реализации;

3.интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;

4.профилактика асоциального поведения;

5.приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

6.создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

7.формирование и закрепление традиций школы;

Эти задачи решал коллектив педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования .

В 2008-2009 году были разработаны новые программы объединений дополнительного образования, полностью соответствующие требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Содержание образовательных программ было направлено на решение задач, поставленных перед педагогами дополнительного образования в 2008-2009 уч.году. Многие дополнительные программы становятся прямым продолжением базовых программ, существенно углубляя их содержание и давая актуальные навыки. Все программы дополнительного образования были согласованы с директором ЦО и утверждены в Научно-методическом центре, оформлены в едином стиле.


Своеобразие дополнительного образования в Центре образования №641 имени Сергея Есенина проявляется:

в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

в возможности получить допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции в Центре образования № 641 имени Сергея Есенина . К ним относятся:

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей в школе № 641 имени Сергея Есенина является неотъемлемой частью образовательной системы школы. Поэтому не соперничество и конкуренция, а тесное сотрудничество характеризует отношения педагогов основного и дополнительного образования.


Вывод: в следующем учебном году необходимо вовлекать большее количество учеников в работу объединений дополнительного образования, обратить особое внимание на детей «группы риска».Так же необходима более частая взаимопосещаемость занятий педагогами дополнитенльного образования.

Содержание дополнительного образования в школе в 2008-2009 уч.году.
В школе №641 дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений:

художественно-эстетическое;

научно-техническое;

эколого-биологическое;

физкультурно-спортивное;

естественно-научное;

культурологическое;

1.Художественно-эстетическая направленность:

-хореографическая студия «Непоседы» (Зрнич С.В.)

- «Оригами» (Осадчук Т.В.

-«Лепка» (Осадчук Т.В.)

-«Вышивка» (Осадчук Т.В.)
Творческая деятельность школьников нашла отражение в различных школьных мероприятиях, выставках. Ни один праздник в школе не проходил без выступления хореографического ансамбля «Непоседы». Ансамбль «Непоседы» под руководством Зрнич С.В.принимал участие в торжественном мероприятии, посвященном дню рождения Сергея Есенина ,проводимом Управой района Кузьминки у памятника поэту. Так же результатом работы объединения «Непоседы» стали победы и участия в следующих конкурсах:

-1 место в окружном конкурсе «Юный таланты Московии»;

-2 место в окружном конкурсе детского танца «Времена года» ;

-Победители районных фестивалей «Юные таланты Московии» в составе школьной концертной программы;

-Участники окружной благотворительной акции «Неделя добра» ;

Объединениями дополнительного образования «Вышивка», «Лепка», «Оригами» устраивались тематические выставки на День рождения Есенина, День рождения школы, на неделе дополнительного образования, где были показаны работы, сделанные руками ребят ,посещающих эти объединения (руководитель Осадчук Т.В.) . Задача руководителя кружка «Лепка» Осадчук Т.В. - научить детей лепить игрушку самостоятельно, развить художественный вкус, привить любовь к народному искусству.


Многие работы учащихся были постоянными экспонатами выставок, проводимых в начальной школе.

2.Физкультурно-спортивная направленность:

-Баскетбол (Петухова Е.К.);

-Волейбол(Круглова В.В.);

-ОФП (Круглова В.В.);

-Настольный теннис;

Спортивное направление включало работу спортивных секций по баскетболу, волейболу, общей физической подготовки. Это одно из самых любимых учащимися направлений. В нем заняты более 90 учащихся. Педагоги этого направления Круглова В.В.и Петухова Е.К. главной задачей своих программ ставят укрепление здоровья учащихся, развитие их спортивных наклонностей, формирование здорового образа жизни. В рамках их программ в этом году проводились «Дни здоровья», спартакиады, соревнования. Результатом работы этого направления являются:

-



Ф.И. ученика

Класс

Вид спорта

Конкурс

Место

1.

Иванова Полина

6 «В»

Настольный теннис

Район

2

2.

Иванова Полина

6 «В»

Бадминтон

Район

3

3.

Иванов Тимофей

10 «А»

Бадминтон

Район


2

4.

Команда мальчиков

8

баскетбол

район

2

5.

Команда




Боулинг

Район

2

6.

Сивачёв Ярослав

6 «В»

Боулинг

Район

2

7.

Савченко Илья

9 «В»

Лыжи

Район

1

8.

Айриян Мария

7 «А»

Шахматы

Район

1

9.

Трофимов Николай

8 «В»

Шахматы

Район

3

10.

Команда




« Знатоки олимпизма»

Округ

1

11.

Команда


«Знатоки Олимпизма.


Город

Детско- юношеские игры « Олимпийские надежды».

3

Кубок Мэра г.Москвы.

12.

Савченко Илья

9 «В»

Бег 1000 м.

Район

Весенняя спартакиада допризывной молодёжи

1

13.

Футбольная команда




Мини- футбол

Район

Юношеские Олимпийские игры «Будущее стартует здесь!».

2

14.

Команда




Легкоатлетическая эстафета

Район

Юношеские Олимпийские игры «Будущее стартует здесь!».

4

15.

Футбольная команда

5-6 кл.

Футбол

Районые соревнования

3

16.

Команда девочек




Легкоатлетическая эстафета

Кузьминское кольцо, посв .64 годовщине Победы

3

10. Районные соревнования по футболу 1996-1998 год рожд. – III место Кравцов А. 6 «В», Куликов М. 5 «В», Олигер Е. 5 «В», Батченко А. 6 «В», Новрузов А. 5 «А», Комлев С. 5 «А», Ермаков К. 6 «В», Шулич С. 6 «В», Харадуров И. 5 «В», Зайцев М. 5 «А»


11.Традиционная легкоатлетическая эстафета «Кузьминское кольцо», посвященное 64-й годовщине Победы в ВОВ 1941-1945

- III место (районные соревнования).

-Команда детей,отдыхающих в детском оздоровительном лагере « Есенинец»- 3 место по боулингу,3 место по футболу.
3.Культурологическая направленность:

-Гид-экскурсовод (Привалова Т.И.);

-Клуб интеллектуально-творческого развития «Что,где,когда?» (Пряжникова О.В.)

-Театр на английском языке (Рубинян И.Г.)

-«Мир вокруг нас» (Овсянникова Л.Н.);

-«Играй, учись» (Овсянникова Л.Н.);

-«Вокруг света с английским»(Смирнова Т.Ф.);

-«Занимательная грамматик» (Сержантова Л.Б.);

-«Занимательное страноведение»(Сержантова Л.Б.);

-«Занимательная грамматика» (Ужанцева Т.А.);

-«Занимательная грамматика»(Сычева Л.Н.);

-«Играй,учись»(Сычева Л.Н.);

-«Страноведение» (Карпова Н.Н.)

-«Юный издатель» (Анушкевич И.Г.);

-«Загадки русской фразеологии»(Успенская Л.И.);

-Интеллектуальная мастерская (Макарова О.И.);

-КИТ(Клуб интеллектуального творчества»(Виноградова А.А.);

-«Юный кулинар»(Латышева Г.А.);

-«История Москвы» (Городничий А.Г.);

-«Психологическая азбука» (Храмова Л.В.;)

-«Играй, учись» (Мелентьева О.Ю.);

-«Театр-студия» (Немчинова Л.В.);

В культурологической направленности занято самое большое количество детей и педагогов. Эта направленность включает в себя развивающие циклы по физике, химии, географии, кружки иностранных языков, языкознание. Она охватывает 346 учащихся младшего ,среднего и старшего звена. Программы этого направления ставят целью привитие интереса к предмету, расширение предметного кругозора. Результатом этой работы являются различные презентации, мини-спектакли, спектакли на английском языке («Мэри Поппинс»,«Остров сокровищ»,«Золушка»),фотовыставки ,кулинарные выставки, игры «Что,где,когда?» среди школьников старшего и среднего звена.


Театральные занятия формировали представление об образе героя в театре. Дети размышляли над характерами героев, достигали понимания исполнительского замысла и исполнительского мастерства .В теоретической части учащиеся познакомились с понятиями «театр», «драматургия», «актер», «режиссер», «этюд», «мизансцена». Во время проведения недели дополнительного образования ребятами из объединения «Театр-студия»,руководитель Немчинова Л.В. был показан спектакль по мотивам басен И.А.Крылова.

Следует отметить, что работа по этому направлению особенно способствует развитию духовности учащихся.

Особое место в системе дополнительного образования занимает музейная педагогика .В школе работает музе «Тропа к Есенину».Руководитель музея педагог дополнительного образования Привалова Т.А. своей главной целью считает ,чтобы учащиеся школы как можно лучше знали биографию поэта Сергея Есенина, культуру и историю родной страны, обычаи, нравы и традиции русского народа.

Интересно велась работа в кружке «Юный кулинар», руководитель Латышева Г.А.. Ребята научились готовить, узнали много интересного о национальных кухнях.

Так же результатом работы объединений дополнительного образования культурологической направленности явилась победа творческой группы 8 Г класса (объединение дополнительного образования «Юный издатель» руководитель Анушкевич И.Г.) в окружном конкурсе « Чеховский сад»

4.Научно-техническая направленность

-«Основы программирования» (Горбунова Л.Н.);

-«Юный редактор» (Лашманова Ю.В.);

-Школьное научное общество «Эврика»(Кадыкова О.М.);

-«Компьютерное моделирование»(Ткачева Т..);

На занятиях кружков этого направления педагоги давали возможность всем учащимся осваивать компьютер с 5 класса, позднее- грамотно и правильно работать с текстовым, графическим редактором, с электронными таблицами в глобальной сети Интернет, создавать презентации, сайты.

На школьной научно-практической конференции учащиеся выступали со своими проектами, делали презентации. Было проведено 2 конференции ШНО, на каждой конференции проводилась деловая игра по мотивации и активизации научно-исследовательской деятельности «Мы- будущее России».К каждой конференции готовился социологический опрос, предзащиты проектных работ, заслушивались работы учащихся, которые выдвигались на окружные и городские конкурсы. Так же в этом учебном году начала работать секция ШНО «Начальная школа»,где заслушивались проекты, выполненные учениками начальной школы. Победителями в этом направлении являются Мазохин Алексей и Репин Илья (3 Б класс), занявшие первое место в городском конкурсе проектных работ с проектом « Завораживающая сила циркового искусства», объединение дополнительного образования « Юный интеллектуал»,руководитель Куделина Г.С.


Объединением дополнительного образования «Компьютераня графика»,руководитель Пожидаева З.А. было выпущено 4 журнала под названием «Журнал нашего времени» о жизни Центра образования имени Есенина, событиях, происходящих в школе, праздниках и достижениях. Журналы красочно оформлены, иллюстрированы фотографиями, рисунками.

5.Эколого-биологическая направленность

-«Фито-ландшафиный дизайн»(Попова О.А.);

-«Онтогенез и репродуктивное здоровье человека»(Попова О.А.);

-«Путешествие в царство органического мира»(Осьмакова Г.Г.);

-«Валеология»(Осьмакова Г.Г);

-«Эрудированный биолог»(Тотоева М.Э.);

На занятиях кружков эколого-биологической направленности (педагоги Попова О.А. и Осьмакова Г.Г.) старшеклассники делали интересные презентации. Главным девизом старшеклассников под руководством Поповой О.А. стал девиз «Если не я, то кто же?» На занятиях кружка «Валеология», «Путешествие в царство органического мира» учащиеся знакомились с многообразием растительного и животного мира, узнавали о необходимости бережного отношения к богатствам природы, учились ухаживать за растениями, работали в зимнем саду. Во время проведения недели дополнительного образования ребята из объединения «Путешествие в царство органического мира» подготовили презентации на тему о вкусной и здоровой пище и показали их на открытом занятии. .Старшеклассники работали на пришкольном участке, принимали активное участие в оформлении пришкольной территории, зимнего сада.

Работа руководителей этого направления имела замечательные результаты:


1.

Укладова Кристина

10 А

«Эрудированный биолог»

Эффективность воздействия эмицидина на эмбрионез при нарушении абиотических факторов инкубатора.


Тотоева М.Э.

Городская конференция школьников

«НТТМ-Москва»

Шаг в будущее.

2 место

2.

Назарычев Александр

Гусева Анна

Туряница Денис

9 В
11 Б

Онтогенез и репродуктивное здоро

вье челове

ка

Вода- сама жизнь

Попова О.А.

Чащина С.Ю.

ЮТМ

Жанр Исследовательская деятельность учащихся

округ

2 место

3.

Назарычев Александр

Гусева Анна

9 В

Онтогенез и репродуктивное здоро

вье челове

ка

Вода- сама жизнь

Попова О.А.

Чащина С.Ю.

Город

Ярмарка идей МФЮА

2 место

4.

Марушенкова Ульяна

Алексеева Дарья

Кольцова Светлана

9 Б

Онтогенез и репродуктивное здоро

вье челове

ка

Сравнительный анализ некоторых психофизиологических особенностей поведения человека в оптимальных и экстремальных( условиях.

Попова О.А.

ЮТМЖанр «Исследовательская деятельность учащихся

округ

3 место


6.

Марушенкова Ульяна

Алексеева Дарья

Кольцова Светлана

9 «Б»

Онтогенез и репродуктивное здоро

вье челове

ка

Сравнительный анализ некоторых психофизиологических особенностей поведения человека в оптимальных и экстремальных( условиях.

Попова О.А.

XVIВсероссийские чтения имени В.И. Вернадского

Диплом

3 степени

7.

Будина Татьяна

Болотина Екатерина

11 Б




Анорексия

Попова О.А.

XVIВсероссийские чтения имени В.И. Вернадского

Вышли во

второй тур

Сертификат

9.

Дмитриева

Алина

10 А

Биоло

гия

Анатомия в работах Леонардо

Тотоева М.Э.

Округ. ЮТМ

1м.





В этом учебном году результатом работы дополнительного и общего образования стали 14 побед творческих работ в различных творческих конкурсах.

Итогом работы объединений дополнительного образования стала неделя дополнительного образования, во время проведения которой педагоги дополнительного образования Куделина Г.С. ( Юный эрудит», Шумакова Е.В. («Путешствие в страну знаний»),ОсьмаковаГ.Г. («Валеология»), ЛатышеваГ.А.(«Юный кулинар»),Овсянникова Л.Н («Мир вокруг нас»), Рубинян И.Г («Театральная студия на английском»),Попова О.А.(«Онтогенез и репродуктивное здоровье человека») ,Лукина И.В.(«Волшебный мир кино») дали открытые занятия своих объединений, на которых ребята показали умение общаться между собой, делать выводы, логически мыслить, работать в команде, знание языка, умение применять новые термины и понятия. Так же руководители всех объединений сделали презентации своих объединений в печатном виде, красочно оформленные, отражающие суть работы объединения, его цели и задачи, оформленные фотографиями и детскими рисунками.


В то же время не все педагоги дополнительного образования своевременно заполняют журналы по дополнительном у образованию, отмечают отсутствующих.Это Калинина У.В., Лашманова Ю.В., Осьмакова Г.Г. Хочется, чтобы в дальнейшей своей работе эти педагоги учитывали замечания завуча при проверке журналов дополнительного образования. Так же при составлении и сдаче программ учителя английского языка несвоевременно правильно оформили свои программы, поэтому эти программы были подписаны также несвоевременно .
ВЫВОДЫ:

1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

4.Предметное консультирование по биологии ,химии ,физике, истории, русскому языку, английскому языку способствовало обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по данным предметам.

5.Система дополнительного образования в ЦО № 641 способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

6.Педагогам дополнительного образования необходимо чаще проводить мастерклассы, открытие уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать творчески, в коллективе.
Задачи дополнительного образования на 2009-2010 уч.год
1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным направлениям.

2. Охватить новые направления, по которым не работали


ранее .

3.Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе.

4.Подготовить и утвердить больше авторских программ.

5.Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений дополнительного образования.

6.Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.

Также в 2009-2010 году необходимо продолжать работу с детьми «группы риска»,выявлять и развивать творчески одаренных детей ,подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах, заботиться о физическом здоровье учащихся.