birmaga.ru
добавить свой файл

1
Алгоритм анализа результатов предметной олимпиады


Котова Марина Юрьевна

(ver640@yandex.ru),

учитель биологии,

Стороженко Лидия Васильевна

(ver640@yandex.ru),

учитель географии и биологии,

Щербинина Вера Георгиевна

(ver640@yandex.ru),

заместитель директора по УВР

МОУ «Гимназия № 139» г.Омска
Олимпиадное движение призвано выявлять талантливых учеников, предоставлять им условия и возможности для продолжения образования. Олимпиады должны являться мощным стимулом популяризации наук, способом для появления и развития познавательного интереса к различным предметам. Напомним, олимпиада не является мини-экзаменом по предмету, следовательно, вопросы олимпиады должны содержать не только программный материал по предмету, но и иметь творческую направленность, выявлять умения участников олимпиады применять знания по предмету в нестандартных ситуациях, мыслить, анализировать, делать выводы. Одним из способов повышения качества подготовки участников олимпиады, на наш взгляд, является анализ результатов предыдущих олимпиад, выявление проблем и определение путей их решения.

Мы предлагаем два варианта алгоритма анализа для определения качества подготовки учащихся к олимпиадам по различным предметам.

Алгоритм анализа результатов предметной олимпиады для выявления уровня подготовки участников олимпиады в целом. (Алгоритм 1)

1. Определить уровень подготовки участников олимпиады по каждому заданию теоретического и практического туров. Для этого баллы, полученные при решении каждого задания занести в таблицу №1

Таблица №1

Тур

1 тур (теоретический)


2 тур (практический)

задание
%

выполнения

1

2

3

1

2

3

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

0-25%





































25,1- 50 %




































50,1 – 75 %






































75,1 – 100%





































2. На основании полученных результатов сделать выводы о качестве подготовки участников олимпиады по разделам предмета, а также по качеству теоретической и практической подготовки.

3. Представить рекомендации по совершенствованию качества подготовки обучающихся по предмету

В качестве примера предлагается анализ результатов участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников Омской области в 2009/2010 учебном году по биологии в 9 классе.

тур

1 тур (теоретический)

2 тур (практический)

задание

%


выполнения


1

2

3

1

ботаника

2

зоология

3

человек

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

0-25%

6

9,8

16

26,2

1

1,6

19

31,1

28

45,9

3

4,9

25,1- 50 %

51

83,6

39

63,9

23

37,7

31

50,8

29

47,5

25

41,0

50,1 – 75 %

4

6,6

6

9,8

37


60,7

11

18,0

4

6,6

23

37,7

75,1 – 100%

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

16,3

Вывод: 1.Теоретический тур: 1 и 2 задания выполнили более чем на 50% только около 8% участников. Высокий % выполнения 3 задания теоретического тура возможно связан с построением вопросов, где необходимо ответить «да» или «нет», т.е. вероятность правильного ответа составляет 50%.

2. Практический тур: Наиболее высокий уровень выполнения практического задания показан участниками олимпиады в разделе «Человек и его здоровье». Возможно, такой результат показан в связи с тем, что человек изучается в 8 классе, а также, данный раздел биологии наиболее интересен и значим для обучающихся. 54% участников справились с заданием более чем наполовину.

Более низкий уровень при выполнении практических заданий показан на этапах «Ботаника» и «Зоология». Данные разделы изучаются в 6 и 7 классах. Возможно, отсутствие навыков работы особенно по зоологии связно с недостатком материальной базы общеобразовательных учреждений.

Предложения: 1. Необходима более качественная подготовка участников олимпиады по биологии в целом.

2. В связи с тем, что около 25% участников показали низкий уровень знаний по вопросам, требующим в ответе несколько правильных вариантов (2 задание теоретического тура), проводить тренинг, связанный с выполнение заданий подобного типа.


3. Усилить практическую направленность подготовки участников олимпиады.

4. В учебных заведениях организовать курсы по разделам ботаники и зоологии.

В целях выявления уровня подготовки каждого участника олимпиады предлагается алгоритм №2

Алгоритм анализа результатов предметной олимпиады для определения качества подготовки каждого участника олимпиады.

1.Распределить ответы каждого участника олимпиады в таблицу «Уровни вопросов олимпиады» (матрица вопросов) Примечание: если таблица отсутствует, создать ее, распределив вопросы по разделам и уровням сложности.

2.Определить количество правильных ответов по каждому разделу и уровню вопросов.

3.На основании полученных результатов сделать выводы о качестве подготовки каждого участника олимпиады по отдельным разделам предмета.

4. Сделать выводы об уровне подготовки участников олимпиады в теоретическом и практическом направлении

5. Выявить проблемы в подготовке участников олимпиады по различным направлениям.

6. Представить рекомендации по совершенствованию качества подготовки обучающихся по предмету.

Матрица таблицы «Уровни вопросов олимпиады»

раздел




Уровень вопросов

1(стандарт)

2(выше стандарта)

3(творческий)

№ вопроса












































Ф.И. участника














































Ф.И. участника














































Ф.И. участника












































Пример заполнения таблицы:

раздел

ботаника

Уровень вопросов

1(стандарт)

2(выше стандарта)

3(творческий)

№ вопроса

1

2

8

9

12

17

20

3

4

5

10

13

14

15

6

7

11

12

16

18

19

Иванова Ирина

+





+

+

+

+

+

+

+




+

+




+

+




+

+







+

Петрова Анна

+

+




+

+




+

+




+

+




+

+




+

+













Кузнецов Игорь




+




+










+




+











+

+




+




+

+

Из анализа подобной таблицы можно сделать выводы:

1. О качестве подготовки каждого участника олимпиады по разделам

2. Об уровне подготовки участника олимпиады.

Данный алгоритм предполагает детальный анализ качества подготовки каждого участника олимпиады, позволяет определить наиболее проблемные направления при дальнейшей подготовке к олимпиаде по предмету. В связи с отсутствием полных ответом обучающихся на вопросы олимпиады, провести анализ результатов олимпиады с использованием данного алгоритма не представляется возможным.