birmaga.ru
добавить свой файл

1
 

Выступление заместителя Министра транспорта Российской Федерации Чингиза Измайлова на выездном заседании Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в Минтрансе России 19 февраля 2004 года


«О РОССИЙСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ РЕЕСТРЕ СУДОВ»

В современных рыночных условиях судоходные компании России испытывают серьезные экономические и финансовые трудности в конкурентной борьбе на мировом рынке транспортных услуг. Динамика развития флота за последнее десятилетие показывает, что суммарный дедвейт морского торгового флота под российским флагом сократился с 10,6 млн. т. в 1992 г. до 2,6 млн. т. в 2003 г., т.е. в 4,1 раза. К настоящему времени уже не существует Балтийского пароходства, нет ни одного судна на балансе Камчатского пароходства, флот Сахалинского пароходства сократился на 98%. Уменьшается объём перевозок - соответственно и валютные поступления от работы морского флота, а также количество рабочих мест, как среди плавсостава, так и на берегу. Объем перевозок внешнеторговых грузов России морем за последние годы возрос с 204 млн. т. в 1998 г. до 378 млн. т. в 2003 г., соответственно увеличивается и стоимость фрахта на перевозку внешнеторговых грузов России: с 4 млрд. долл. США в 1998 г. до 7,8 млрд. долл. США в 2003 году. В 2003 году величина фрахта, полученного российскими судоходными компаниями, составила 350 млн. долл. США, что составляет около 5% от общего объема фрахта за перевозку внешнеторговых грузов России. Если в советские времена рост объемов перевозок внешнеторговых грузов сопровождался соответствующим ростом тоннажа, то в настоящее время такой тенденции не наблюдается. Более того, в 1997 г. ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, которое обеспечивает равный доступ для всех судовладельцев к российской грузовой базе.

Одной из причин кризисного положения российских судоходных компаний является высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран, имеющих международные реестры, с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом рынке.


Из 206 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2003 гг., 90% имеют иностранный флаг. Это объясняется тем, что российские коммерческие банки обеспечивают кредитование судостроения только на короткий период (до 3-х лет) под высокие процентные ставки (12-14%), а зарубежные банки выдают кредиты на срок 7-9 лет по ставкам "LIBOR" плюс 1¸ 1,5%. Для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредитные учреждения требуют регистрации новых судов в международных реестрах с благоприятными налоговыми условиями, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования. При регистрации в России судов, приобретенных за рубежом, отечественные судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой: необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 24,2 % от стоимости судна (было 26,2 %). Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства.

Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы в последнее десятилетие для преодоления аналогичных трудностей стали создавать международные судовые реестры, которые являются наиболее эффективным средством государственной поддержки национальных судовладельцев. Основной особенностью международных реестров является запрет на транспортировку грузов между национальными портами, чтобы в каботаже не было давления на действующие перевозки существующим флотом. В октябре 2003 г. ЕС подготовил руководство по поддержке морского транспорта, в котором рекомендуется проводить политику создания в странах ЕС международных судовых реестров. Эта политика приостановила отток флота в страны удобного флага и наметила тенденцию по возврату флота в ЕС. В начале 2004 года в международных судовых реестрах и странах удобного флага было зарегистрировано 62,5% всего тоннажа мирового торгового флота, который продолжает увеличиваться. С целью сохранения национального флота, морских кадров, привлечения инвестиций, многие страны, включая Норвегию, Данию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Италию, Германию, Турцию, Китай, Бразилию и др., без привлечения бюджетных средств создали международные реестры судов. Исходя из иностранного опыта представляется, что единственно приемлемым для России видом поддержки, не требующим дополнительного государственного финансирования, является создание Российского международного реестра судов.


Проект Закона о Российском международном реестре предусматривает применение к зарегистрированным в Реестре судам особого налогового режима, создающего для эксплуатации этих судов экономические условия, аналогичные действующим в зарубежных странах, где такие Реестры уже созданы. Режим налогообложения для судов, зарегистрированных в Реестре, будет предусматривать:


  • регистрационный и ежегодный потоннажный сборы, уплачиваемых в виде государственной пошлины;

  • в соответствии с проектом закона предусматривается создание особого юридического лица (судоходной компании) для эксплуатации судов, зарегистрированных в Реестре, которые должны использоваться исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров.

Таким образом, речь идет о введении особого режима для объекта налогообложения, который ранее отсутствовал (новые суда, построенные в России, либо суда, переведенные под российскую регистрацию из-за рубежа). Как и во всем мире, основной целью создания Реестра является не получение доходов от регистрации судов, а мультипликативный эффект для экономики страны в целом, включая защиту внешней торговли от резких колебаний фрахтового рынка, обеспечение экономической безопасности экспортно-импортных операций страны, оживление связанных с судоходством отраслей экономики и обеспечение высоких международных стандартов к судам. При этом налоговая база может возрасти только за счет регистрации в России судов, которые в действующих условиях уже зарегистрированы за рубежом. Расчеты показывают, что только судами, зарегистрированными в Реестре, может быть к 2010 году освоено 183,6 млн. тонн внешнеторговых грузов России, при этом стоимость фрахта, полученного российскими судовладельцами, может составить 2,3 млрд.долл. США.

Проект Закона прошел международную экспертизу экспертов Берлинского университета, Датской морской администрации, крупнейших английских компаний "МООР СТИВЕНС" и «ПрайсВотерХаус КУПЕРС АУДИТ», которые дали положительную оценку и пришли к выводу, что создание Реестра будет способствовать повышению конкурентоспособности российского флота на международном фрахтовом рынке.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации, двух его поручений, а также двенадцати поручений Правительства Российской Федерации законопроект согласован и в установленном порядке представлен в Правительство Российской Федерации 26 декабря 2003 г. В связи с подготовкой законопроекта к рассмотрению в феврале 2004 г. на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и на заседании Правительства Российской Федерации Минтранс России доработал законопроект с учетом замечаний, представленных Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Минтранс России считает, и с этим согласно судоходное сообщество, что деятельность российских судоходных компаний на международном фрахтовом рынке должна осуществляться исключительно в соответствии с требованиями этого рынка и не может регулироваться только национальным законодательством. Нарушение этого принципа приведет к окончательной потери статуса России в мире как морской державы.