birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4


Министерство образования и молодежной политики

Чувашской республики

Чувашский республиканский институт образования

Межпредметный элективный курс
«Химия и экология»


Автор: учитель химии

МОУ СОШ №14 г.Новочебоксарск

Дикина Н.Е.


Научный руководитель

Старший преподаватель

Кафедры естественнонаучных

дисциплин ЧРИО

Николаева М.В.


2005 г.
Программа межпредметного элективного курса

«Химия и экология».
Автор: учитель химии 1-ой категории

МОУ СОШ №14 г.Новочебоксарска

Дикина Н.Е.
Пояснительная записка.
В последние годы слово «экология» приобрело исключительную популярность. Однако совсем недавно, еще в 60-е годы, оно было известно лишь узкому кругу ученых, в основном биологов. Кроме того, слово экология для многих тождественно охране окружающей среды, а это не совсем правильно. Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце девятнадцатого века определивший экологию «как общую науку об отношениях организмов с окружающей средой».

Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно.

Научные достижения ХХ века создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов – все это противоречит возможностям планеты (ее ресурсным потенциалам, запасам пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).

Поэтому в настоящее время экологическая наука бурно развивается не только вглубь, но и вширь, ответвляя области своих знаний (экологическая химия, география, социальная экология, экология городов, атмосферы, гидросферы и т.д.)


В основе многих современных экологических проблем лежат реальные химические процессы. Чтобы эффективно разрешить ту или иную экологическую проблему необходимо выявить химическую причину ее возникновения. Отсюда следует необходимость «химизации» экологических знаний. Более того, конкретные решения большинства экологических вопросов связаны с достижениями химической науки. Часто в химии усматривают только причину нарушения экологического равновесия в природе, что порождает желание объявить именно ее виновницей всех экологических бед. Однако без химии невозможно комфортное существование человечества и, что важно, решение накопившихся экологических проблем. Экологические проблемы порождает не наука химия, как таковая, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по химии и экологии, развитие познавательных интересов учащихся с целью предпрофессиональной ориентации старшеклассников; формирование на основе экологических знаний и учений ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде.
Задачи курса:


  1. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.

  2. Развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком)

  3. Формирование умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде.

  4. Используя задачи экологического содержания закреплять навыки решения расчетных и практических задач по химии.

  5. создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.


Элективный курс «Химия и экология» рассчитан на 36 часов (из них 2 часа резервного времени). Предусматривает 3 практических занятия, 4 семинарских занятия, на которых разбираются проблемные экологические ситуации, проводятся тестовые работы, решаются задачи экологическо-химического содержания (расчет жесткости воды, расчет содержания питательного элемента в удобрении, расчет нормы внесения удобрения в почву и др.) и 24 теоретических занятий, в проведении которых участвуют учащиеся, делая рефераты, доклады, обсуждая те или иные вопросы экологии.


В данном курсе рассматриваются следующие вопросы.


Часть 1. Введение (1 час)
Рассматривается история развития экологии как науки. Определение экологии как науки. Основные задачи, структура современной экологии. Почему необходимо экологическое образование и экологическая культура.

Часть 2. Химические элементы в биосфере.
Рассматривается кратко эколого-химический аспект происхождения жизни на земле. Дается понятие об экологической химии. Деление химических элементов биосферы на биогенные, макро- и микроэлементы, их роль и закономерности содержания в организмах. Организм как открытая система, обменивающаяся с внешним миром веществом и энергией. Понятие о биогеохимических циклах элементов. Особенности циклов газообразных веществ и осадочных циклов. Биогеохимические циклы основных (углерода, азота, фосфора) и второстепенных (цезия-137, стронция-90, ртути) элементов в биосфере. Причины несбалансированности этих биогеохимических циклов.

Понятие о веществах-загрязнителях окружающей среды. Токсичность (средне смертельная летальная доза, пороговая доза). Стандарты качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, ПДВ и др.) Эффект суммации и его учет при нормировании загрязнения.

Часть 3. Экология атмосферы.

Строение, состав и изменения атмосферы. Изменение климата вследствие парникового эффекта: сущность парникового эффекта, парниковые газы, возможные последствия парникового эффекта на Россию и другие страны. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства. «Озонный щит и озонные дыры»: озон - фактор, обеспечивающий биологически безопасный уровень УФ-излучения у поверхности Земли, влияние на климат стратосферного и тропосферного озона, причины разрушения озонного слоя и меры необходимые по его «спасению». Загрязнители тропосферы: оксиды серы, оксиды азота, монооксид углерода, тропосферный озон, твердые взвешенные частицы и др., являющиеся причинами кислотных дождей, фотохимического смога, экологических ловушек. Влияние их на здоровье людей и окружающую природу.


Характеристика состояния атмосферы в России и Чувашской Республике.

Часть 4. Экология гидросферы.
Вода, как основа жизненных процессов в биосфере. Гидрологический цикл. Понятие о чистой и грязной воде. Стандарты качества воды. Эутрофикация водоемов. Сточные воды и их обработка.

Металлы как загрязнители гидросферы (токсические свойства и перемещения в окружающей среде ртути, свинца, кадмия). Последствия теплового загрязнения воды. Пластмассы, ХОС, ФОС, ПАВ, кислотные дожди, нефть как загрязнители гидросферы: их характеристики, влияние на организм человека и окружающую природу, последствия загрязнения биосферы этими веществами.

Экологическая характеристика водных ресурсов России и Чувашской республики

Практическая работа «Анализ воды из природных источников»

Решение задач экологического содержания по теме «Экологическая химия гидросферы».

Часть 5. Экология литосферы.
Ресурсы. Традиционная модель и модель промышленной экосистемы производства и использования ресурсов. ИИР как величина, характеризующая потребление ресурсов. Ресурсы с высокой и низкой скоростью истощения. Пути ресурсосбережения. Проблемы рециркуляции ресурсов.

Классификация пестицидов. Пестициды как загрязнители окружающей среды.

Удобрения: классификация удобрений по содержанию в них питательных элементов. Регуляторы роста растений. Химические источники пищи.

Решение задач экологического содержания по теме «Экологическая химия литосферы».

Ресурсы Чувашии. Почвы и земельные ресурсы России и Чувашской Республики.

Практическая работа «Анализ почвы»

Часть 6. Экология и энергетика



Характеристика положения в области энергетики. Проблемы, связанные с использованием традиционных энергоносителей (нефть, газ и т.д.) Альтернативные источники энергии, их экологические характеристики. Радиоактивность как загрязняющий фактор

Энергетические ресурсы России и Чувашской Республики.

Часть 7. Экология в быту.



Экология и здоровье. Экология жилища. Что нужно знать о мебели, бытовой технике, стройматериалах, используемых при ремонте квартир. Что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу.

Понятие о биологически активных веществах: витаминах, ферментах, лекарствах. Их классификация, свойства, применение.

Современные проблемы утилизации мусора.

Практическая работа «Изучение загрязнения бытовым мусором».
Выводы:
Разбирая процессы, происходящие в современной биосфере, опираясь на научно обоснованные факты, данный курс воспитывает в учащихся более бережное отношение к природе, учит экологической культуре жизни. В курсе разбирается много вопросов практического характера, вопросов с которыми учащиеся уже сталкиваются и будут сталкиваться в дальнейшем в своей жизни. Например: что делать с мусором на своем садовом участке, как правильно вносить удобрения в почву и использовать пестициды, почему нужно отстаивать водопроводную воду, прежде чем использовать ее для приготовления пищи, почему нельзя перегоревшие люминесцентные лампы нести в мусорный контейнер, какая посуда наиболее экологически безопасная и почему нельзя варить щи в алюминиевой кастрюле. На каждом уроке очень много таких моментов и это одна из причин, почему этот курс интересен учащимся.

Как правило, учащиеся очень живо реагируют на те или иные факты, бурно обсуждают те или иные проблемы. Это и понятно, их беспокоит их собственное будущее, состояние биосферы, в которой им жить и, которую мы с вами и предшествующие нам поколения оставляют им, мягко говоря, не в очень благопристойном виде.



следующая страница >>