birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4

Налоговая реформа в Великобритании.


Налоговая система Великобритании сложилась в прошлом столетии, однако, особенности подоходного налогообложения того периода характерны и для сегодняшнего дня. Налоговая реформа 1973г. внесла существенные изменения в структуру налоговой системы Великобритании, приблизив ее к структуре налоговых систем стран – членов Общего рынка. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран. Налоговые мероприятия занимают важное место в комплексе финансово-экономических мер как лейбористов, так и консерваторов. В последнее десятилетие было проведено значительное число налоговых мероприятий, в том числе поэтапное снижение ставок походного налога (с 33 до 20% для населения и с 52 до 33% для корпораций)[4], изменены условия предоставления налоговых льгот различным слоям населения, отменены некоторые виды налогов, введен ряд новых.

В целом реформа налогового законодательства призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

В налоговой реформе страны можно выделить два основных направления:


  1. совершенствование системы личного подоходного обложения (запланированные мероприятия были завершены в 1987г.);

  2. изменения в области подоходного обложения корпораций (1987-1988 гг. были определены в качестве переходного периода для завершения намеченного комплекса мер).[1]

Центральным событием в системе налоговых мероприятий появился бюджет страны на 1988/1989 финансовый год (финансовый год в Великобритании включает период с 1 апреля по 31 марта), представленный министром финансов Н. Лоусоном на рассмотрение парламента в марте 1988 г. По оценке министра финансов, проект бюджета представлял собой радикальную программу налоговых реформ, которая во многом должна была определить финансовую стратегию правительства консерваторов до конца срока полномочий нынешнего состава парламента. Н.Лоусон пообещал стране одну из самых простых налоговых систем в мире.


Основные мероприятия, составляющие налоговую реформу в Великобритании:

1. Снижение нижней ставки личного подоходного налога с 27 до 20%.


  1. Устранение многоступенчатого деления доходов населения прогрессивных ставок, применяемых к ним. Вместо ранее действовавшей шкалы оставлены лишь три ставки подоходного налога: 20, 25 и 40%.

  2. Введение раздельного налогообложения доходов супругов.

  3. Значительное увеличение личных налоговых ставок.[4]

Вместе с тем упрощение системы не означает, что она будет; самой справедливой. По оценке английских экономистов, в результате налоговых мероприятий среднестатистический британский налогоплательщик платит в виде налога и взносов на соцстрах приблизительно такую же долю своего дохода, как и раньше, в то время как средняя ставка для рабочего со средним

доходом возросла с 14 до 16%. В то же время средняя ставка налоговых изъятий у лица, доходы которого в 5 раз превышают средний уровень, снизилась с 52 до 35%. В итоге высокооплачиваемые британцы – самые «низко- облагаемые» среди населения ведущих промышленно развитых стран, а низкооплачиваемые – наоборот. Так женатый человек со средним заработком, имеющий двух детей, выплачивает 34% своей заработной платы в виде налога (включая взносы на соцстрах) по сравнению с 26% в США и 23% в Японии.[4]

В проекте государственного бюджета Великобритании на 2002 финансовый год предусматривается увеличение расходов на социальные нужды и сокращение налогового бремени для широких слоев населения.

Запланированный в проекте бюджета уровень инфляции не должен превысить 2,5%. Рост ВВП составит 2,5% по сравнению с 3% в прошлом году. Снижение налогов согласно планам должно составить 16 млрд. фунтов стерлингов.

Снижение налогов стало возможным из-за значительного превышения доходов государственного бюджета над расходами. Правительство планирует увеличить размер минимальной заработной платы, сократить налоги на бензин, заморозить акцизы на сигареты и алкоголь, установить дополнительные налоговые льготы для малого и среднего бизнеса.


Социальные выплаты планируется увеличить на 2%. Существенно (на 650 млн. фунтов стерлингов) увеличатся расходы на образование и здравоохранение, повысятся дотации по уходу за детьми, заработные платы учителей, налоговые льготы пенсионерам.

Создается специальный фонд для улучшения сферы здравоохранения. Казначейство Великобритании выступило с инициативой предоставить фармацевтическим компаниям дополнительные налоговые льготы при проведении исследований по разработке новых средств для лечения болезней в развивающихся странах. При этом имеется в виду предоставлять налоговый кредит на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области разработки новых лекарственных препаратов. Англичане считают нетерпимой ситуацию, когда на борьбу с заболеваниями, которыми страдают 90% населения мира, расходуется всего 10% средств, выделяемых на финансирование НИОКР. Необходимы совершенно новые подходы к лечению определенных видов традиционных болезней – малярии и туберкулеза.

Кроме того, предлагается реформировать порядок налогообложения благотворительной деятельности, осуществляемой в виде безвозмездной передачи развивающимся странам лекарственных средств и вакцин от наиболее тяжелых заболеваний (СПИД, малярия, туберкулез). Одновременно правительство страны считает необходимым принять меры, гарантирующие оказание помощи именно тем людям, которые действительно в ней нуждаются.

Деловые круги Великобритании заявляют о необходимости упрощения системы взимания подоходного налога с физических лиц у источника выплаты, поскольку эта система характеризуется высокими дополнительными издержками для английских компаний. При этом реформа взимания подоходного налога не должна создавать дополнительных сложностей для малых предприятий и служить препятствием для создания новых рабочих мест.

Система взимания подоходного налога у источника была внедрена в Великобритании в 1945 г. и вследствие множества поправок, внесенных в нее на протяжении прошедших с тех пор десятилетий, стала чрезвычайно громоздкой и неуклюжей. Применение этой системы приводит также к высоким административным издержкам.


В своем предбюджетном докладе парламенту казначейство Великобритании предлагает поставить новые задачи перед экономикой страны на ближайшие 10 лет:


  • ускоренный, опережающий основных конкурентов на мировой арене рост эффективности производства;

  • повышение уровня занятости населения;

  • увеличение количества выпускников школ и колледжей, поступающих в высшие учебные заведения и др.

В качестве одной из мер, направленных на повышение эффективности английской экономики, правительство рассматривает налоговую реформу, прежде всего реформу в области налогообложения прироста капитала. Ставку налога на прирост капитала предлагается снизить с 40 до 22% при продолжительности периода владения капиталом более 3 лет и до 10% - более 5 лет. Работников предприятий, владеющих акциями этих предприятий на протяжении не менее 5 лет, предлагается освободить от подоходного налога на прирост капитала.[9]

Предполагается также снизить ставку вновь вводимого налога на крупнейших потребителей газа и угля с 0,21 пенса за 1 кВт/ч. до 0,15 пенса за 1 кВт/ч. В результате этого налоговые поступления сократятся с 1,75 млрд. до 1 млрд. английских фунтов стерлингов в год.

Предполагается изменить налогообложение благотворительной деятельности, а также до 10% понизить ставку налога на накопления.[9]


Заключение.
Налоговая система Великобритании сейчас достигла, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги были и более высокими и более многочисленными. В настоящее время количество налогов сокращается, уменьшаются их ставки. В последние два десятилетия в Великобритании отмечается повышение роли прямых налогов.

Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.

Важнейшим налогом, поступающим в общегосударственный бюджет и дающий более 60% прямых налогов является подоходный налог. В результате реформы 1973 г. налог был унифицирован и приведен в стройную единую систему. Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям – шедулам в зависимости от источника дохода.


Еще одним крупным налогом в доходах бюджета Великобритании является налог на прибыль корпораций. На смену классической системе корпорационного налога, действовавшей в Великобритании с 1965 по 1973 г., пришла так называемая импутационная система взимания корпорационного налога (imputation system). Налоговое законодательство государства также предусматривает льготное обложение малого бизнеса. Кроме перечисленных выше к прямым налогам, взимаемым в Великобритании относятся: налог на прирост капитала, налог на наследство и взносы на нужды социального страхования.

Доля косвенных налогов в последние годы сокращается. Крупным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость. Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Опыт использования данного налога показал, что ожидания простоты понимания и функционирования этого налога не оправдали себя. Но, по мнению специалистов, эффективность налога на добавленную
стоимость еще не проявила себя в полном объеме. Необходимы время и дальнейшее совершенствование системы его использования. Также к косвенным налогам относятся: акцизы, гербовый сбор и другие.

В отличие от большинства государств, для которых характерна множественность местных налогов (до 100 разновидностей в целом по странам), в Великобритании действует лишь один местный налог – налог на имущество. Существенную часть доходов местного бюджета составляют субсидии центральных органов государственной власти (77%).

Организация налоговой службы в Великобритании возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).

Совершенствование налоговой системы Великобритании определяется такими объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговой системы. Идет постоянный поиск путей уменьшения государственных расходов и, следовательно, сокращения потребностей в налоговых доходах, с одной стороны, и увеличение эффективности существующей системы – с другой. В настоящее время в системе налогообложения государства происходят важные изменения, вызванные проблемами, характерными для всех развитых стран.


Реформа налогового законодательства Великобритании призвана решать проблемы, связанные со сложной структурой налоговой системы, совершенствовать ее основные принципы, расширять налоговую базу в сфере прямого налогообложения населения и корпораций.

Налоговая реформа ставит своей целью смягчение влияния налогов на перекосы в экономике, выравнивание условий функционирования хозяйствующих субъектов и упрощение налоговой системы.

В британском опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Решая вопрос о переносе практики налогообложения Великобритании в Россию, необходимо принимать во внимание объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система и конкретное состояние экономики страны, уровень накопленных богатств, психологические установки и традиции населения. Для британской экономической системы характерны более стабильные цены и стабильный уровень занятости, поэтому многие составляющие этой налоговой системы в условиях нашей страны будут работать совершенно иначе. Для государственной структуры Великобритании характерны сложная законодательная система и правила отчетности, которые сильно отличаются от традиций страны с переходной экономикой. Поэтому решение о принятии налоговой системы Великобритании на практике неизбежно натолкнется на непреодолимые трудности ее внедрения. Нельзя сбрасывать со счета специфические условия национальной экономики, трудовые традиции населения, а также многие другие факторы, вследствие которых нет в мире общепризнанной наиболее удачной налоговой системы.

Список литературы.


  1. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник) – М.: Фонд «Правовая культура», 1995. – 240 с.

  2. Харлоф Э. Местные органы власти в Европе / Пер. с англ. и предисл. В.И. Камышанова. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 208 с.
  3. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 511 с.


  4. Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

  5. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 544 с.

  6. Налоговая система России: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. – М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 1999.- 296 с.

  7. Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоговый Вестник .- 2002. - № 2.

  8. Хесин Е. Великобритания: снижение темпов экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 8.

  9. Воловик Е. Налоговое обозрение / Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2001. - № 16.

  10. Воловик Е. Налоговое обозрение / Финансовая газета. Региональный выпуск.- 1999. - № 24.

11.Финансово кредитный словарь: в 3 т. – М.: Финансы и статистика, 1994.


<< предыдущая страница