birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 4

Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель этого налога - ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Доходы определяются как разница между рыночной ценой данного имущества и ценой его приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, и по основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик – компания. Начиная с 1982 г. доход в виде прироста капитала подсчитывается после вычета скидки на инфляцию.
Среди прямых налогов, взимаемых с населения, в Великобритании действует также налог с наследства (inheritance tax). До 1986 г. он назывался налогом на перевод капитала (capital transfer tax), а еще раньше – поимущественным налогом (estate duty). Несмотря на то, что изменилось его название, содержание осталось в основном таким же. Он не взимается с большей части видов даров, осуществляемых при жизни владельцев, если даритель остается после этого живым в течение последующих семи лет. Такая операция смены владельцев имущества рассматривается налоговыми законодательствами государств как «потенциально освобождаемая» от налогообложения. В момент осуществления передачи имущества в дар налог не взимается, но если в течение последующих семи лет даритель умирает, то данная сделка подлежит обложению.

Налогом на наследство не облагаются первые 150 тыс. ф. ст. стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.[3]

Важное место занимают взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из 4 классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые «самозанятые» (т.е. лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть причислены к первым двум классам. К четвертому классу относятся лица, уплачивающие взносы по второму классу (самозанятые), если их доход превышает определенную сумму. Класс взносов дает право на соответствующие выплаты.


Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 ф. ст. в неделю полностью освобождены от уплаты взносов. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 ф. ст. и 9% с оставшейся части, но не свыше 405 ф. ст. в неделю. Взносы по второму третьему классам уплачиваются по твердым ставкам соответственно в 5,35 и 5,25 фунтов в неделю. По четвертому классу взносы уплачиваются по ставке в 6,3%. [5]

Среди налогов на потребление все большую роль играет налог на добавленную стоимость (VАТ). Он занимает по доле в доходах второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. В Великобритании НДС был введен с 1 апреля 1973 г. В том же году страна вступила в ЕЭС.

Все принимаемые законодательные документы в отношении данного налога были сведены в единый законодательный Акт о налоге на добавленную стоимость, принятый в 1983 г. Впоследствии утверждались дополнительные документы, касающиеся в основном техники функционирования данного налога. Закон распространяется на территории Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса, включая остров Мэн.

Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов министерства финансов. Предприниматель, как правило, ежеквартально заполняет налоговую декларацию и переводит налог в управление или получает возмещение переплаченных сумм. Декларация высылается в месячный срок после окончания квартала. По согласованию с министерством этот срок может быть увеличен на 7 дней. По договоренности возможно заполнение налоговой декларации ежемесячно, если министерство постоянно осуществляет выплаты поставщику. Поскольку налогообложение осуществляется по принципу самообложения, служащие Управления таможенных пошлин и акцизов осуществляют регулярные проверки с интервалами от 1 года до 9 лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно. Вся документация должна сохраняться в течение 6 лет. Специальных форм для ведения учетных книг не существует. Единственным требованием, предъявляемым к торговцам, является простота оформления и доступность проверки записей. Для их подтверждения необходимо сохранять ваучеры (счета) и счета-фактуры.


В связи с повсеместным распространением компьютерной техники в последние годы министерство финансов получило возможность использовать специальные права в этой области. Так, служащие Управления таможенных пошлин и акцизов имеют доступ к компьютерам, используемым клиентами, возможность работы на этих компьютерах с целью проверки информации и право использовать помощь сотрудников проверяемой фирмы.

Регистрации в управлении для уплаты налога на добавленную стоимость подлежат все предприниматели, имеющие или ожидающие оборот более 22 100 ф. ст. в год или 7 500 ф. ст. в календарный квартал.[4] О всех своих изменениях, касающихся перемены вида деятельности, места деятельности и т. д., предприниматель обязан сообщить в Управление таможенных пошлин и акцизов.

Несколько компаний, находящихся под общим контролем, могут регистрироваться как группа для целей обложения налогом на добавленную стоимость. В этом случае заполняется единая декларация, а сделки между членами группы не подлежат обложению. Управление таможенных пошлин и акцизов имеет широкую сеть территориальных отделений, на которые возложены функции непосредственного сбора информации, регистрации и обработки деклараций. Регистрация осуществляется по месту деятельности. Регистрации подлежит лицо (физическое и юридическое), а не деятельность. Если это лицо ведет несколько видов деятельности, оно подлежит регистрации один раз. Когда компания представляет самостоятельную единицу по отношению к лицам, владеющим ею, например, лицо может осуществлять деятельность, отличающуюся от той, которую ведет контролируемая им компания, то в этом случае регистрации подлежит и компания, и лицо. Лицо, осуществляющее ту или иную деятельность, несет ответственность за своевременную регистрацию. Если предприниматель предполагает, что его оборот будет небольшим и составит меньшую сумму, необходимую для регистрации, он вправе обратиться в 30-дневный срок в свое налоговое отделение с просьбой о ликвидации регистрации. Учет товаров и услуг осуществляется поквартально, начиная с даты регистрации. Учет по налогу на добавленную стоимость может совпадать с общим учетом финансовой деятельности компании или лица. Однако плательщик имеет право письменно обратиться с просьбой изменить даты представления деклараций на другие, более удобные. Налоговая декларация заполняется по принципу самообложе-ния. В конце соответствующего квартала налоговая служба рассылает формы налоговых деклараций для заполнения, которые должны вернуться в соответствующее управление в 30-дневный срок после окончания квартала. Если возникает налоговое обязательство, оно должно быть погашено одновременно. Управление таможенных пошлин и акцизов допускает также заполнение деклараций раз в год. В частности, такое предусмотрено для предприятий мелкого бизнеса, ограниченных в персонале, для которых заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность. Предусматривается также месячное заполнение налоговых деклараций. Это удобно в том случае, если зарегистрированное лицо вынуждено часто обращаться в управление за возмещением уплаченного налога. Как правило, это происходит при постоянных экспортных операциях. Если платеж осуществляется с помощью банковского перевода (используя жиробанковские операции, телеграфные переводы), министерство предоставляет дополнительный срок (7 дней) для завершения всех технических операций по уплате налога. Такой срок необходим для того, чтобы переводимая сумма была кредитована на банковский счет министерства. Плательщику, однако, следует убедиться, что выданные им поручения осуществлены надлежащим образом. При расчете суммы налога, подлежащей переводу в Управление таможенных пошлин и акцизов, плательщику разрешено вычитать сумму налога, взысканного с него при покупке товаров, и выплачивать лишь разницу. Если же в каком-либо из кварталов вычитаемая сумма значительна и превосходит налог, подлежащий переводу, управление выплачивает эту разницу в 10-дневный срок после получения декларации.

В случае обычного подсчета налога на добавленную стоимость с объема продаж за основу берутся сами поставки за рассматриваемый период, а не кассовые поступления от клиентов. При этом основанием служат счета-фактуры, т.е. подробные накладные. Таким образом, может возникнуть такая ситуация, когда предприниматель вынужден уплатить налог управлению, еще не получив оплату за свои поставки. Для мелкого бизнеса такое положение вещей может быть чересчур обременительным. Поэтому государство предусматривает правила, разрешающие в подобных ситуациях производить расчет налога на базе уже поступивших от клиентов сумм. Споры по налогу на добавленную стоимость между торговцами и налоговыми органом разрешаются по заявлению в трибунал, созданный специально для этих целей и представляющий собой независимый орган. Если решение спора не найдено, то дело передается в Верховный суд. В случае споров, возникших между законодательствами Великобритании и ЕЭС, дело рассматривается в Европейском суде в Страсбурге. Порядок обращения в судебные инстанции подробно оговорен в законодательстве. Законодательством предусмотрены меры наказания за различные нарушения, в частности, за определенные уголовные преступления, обман и мошенничество, задержку регистрации, несанкционированные выписки документов для целей уплаты налога на добавленную стоимость (ранее срока регистрации), за нарушения, связанные с оформлением налоговых обязательств, нарушения установленных правил. Наказание за уголовное преступление предусматривает трехкратное возмещение налога и заключение от 6 месяцев до 7 лет в зависимости от обстоятельств дела. Мошенничество наказывается возмещением положенной суммы налога. За задержку регистрации предусмотрен штраф в размере 30% налога.[4] Такой же штраф уплачивают виновные за несанкционированное взимание налога. Для других видов нарушений также существуют специальные правила взимания штрафов. Законодательством Великобритании определены лица, с которых берется налог на добавленную стоимость. В основном это лица, осуществляющие продажу товаров и услуг.


В настоящее время в стране действуют ставка налога на добавленную стоимость - 17,5%.[6] Не подлежат обложению продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

Широкое исключение из сферы налогообложения товаров и услуг является причиной одного из самых низких уровня поступлений этого налога по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) среди стран – членов Общего рынка. Вместе с тем этот налог занимает солидное место среди налоговых поступлений в бюджете страны.
Среди косвенных налогов второе место занимают акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, горючее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спиртные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единицы товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается в виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных сборов колеблется в пределах от 10 до 30%.[3]

Гербовые сборы – самые старые налоги в Великобритании – были введены в 1694 г. Строго говоря, это налоги на документы, а не на сделки или с лиц. По закону 1891 г., который действует и в настоящее время наряду с дополнениями более позднего периода, этот налог взимается при оформлении лицами гражданско-правовых сделок. Почти все коммерческие и юридические документы должны иметь специальный штамп, подтверждающий уплату этого налога. В некоторых случаях ставки гербовых сборов устанавливаются в твердых суммах (как правило, от 25 пенсов до 2 ф. ст.), в других – строятся по адвалорному принципу, т.е. гербовый сбор взимается в определенном проценте стоимости, участвующей в сделке с собственностью. Например, при оформлении документов о передаче права собственности установлен следующий порядок взимания гербового сбора. Документы о передаче права на владение собственностью (за исключением ценных бумаг), имеющей стоимость до 60 000 ф. ст., освобождаются от гербового сбора. При стоимости приобретаемой собственности от 60 001 до 250 000 фунтов стерлингов гербовый сбор составляет 1 фунт стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (1%); от 250 001 – 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 2,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (2,5%). При стоимости имущества более 500 000 фунтов стерлингов гербовый сбор повышается до 3,5 фунтов стерлингов на каждые 100 фунтов стерлингов (3,5%).


При регистрации сделок с ценными бумагами взимается 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.[10]


    1. Местные налоги.

Органы местного самоуправления Великобритании отвечают за эффективное социально-экономическое развитие подведомственных им территорий и достижение социального благополучия населения. Однако эффективность их деятельности в регулировании экономической ситуации на территориях напрямую связана с наличием у местных органов финансовых средств, достаточных как для решения местных проблем, так и для эффективности участия в реализации общегосударственной политики в сфере социального и экономического развития. В Великобритании существуют 4 основных источника финансирования деятельности органов местного самоуправления: местные налоги и сборы (17%), субсидии центрального правительства (77%), другие доходы (6%).[7] Как видно из приведенных данных, существенная часть местного бюджета страны состоит из субсидий центральных органов государственной власти. Наиболее значительная среди них так называемая «вспомогательная субсидия по уровню налогов». Она представляется в виде целевого взноса, устанавливаемого в соответствии с финансовыми возможностями каждого местного органа власти и предполагаемыми расходами. В дополнении к указанной субсидии предоставляются целевые субсидии на строительство жилья, содержание полиции, транспорт и капитальные затраты, например на очистку и восстановление выведенных из оборота земель.[2] По мнению экономистов, органы местного самоуправления должны большей частью финансироваться за счет местных налогов, и только небольшая часть – за счет субсидий. Причины этого видятся в следующем:

  1. местные налоги необходимы для того, чтобы органы местного самоуправления могли варьировать качество и количество предоставляемых ими местному населению услуг;
  2. при предоставлении государственных субсидий центральное правительство обязано проконтролировать эффективность использования предоставляемых средств; в то же время представляется нецелесообразным для центральных органов контролировать уровень и качество местных услуг;


  3. местные политики и чиновники должны нести ответственность за распределение денежных средств, получаемых от местных налогов.[7]

Основным источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов Великобритании служит налог на имущество. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества – земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик. К числу плательщиков данного налога относятся и лица, снимающие жилье и выплачивающие квартирную плату. Вместе с тем налоговые органы привлекают и владельцев пустующей собственности. Не подлежат налогообложению сельскохозяйственная земля и постройки на ней (исключая жилые здания), а также церкви. Базой налога является годовая чистая стоимость имущества. Переоценка стоимости имущества производится раз в 10 лет с тем, чтобы приблизить ее к сумме, которую можно получить, сдав внаем это имущество.

В Англии и Уэльсе облагаемая стоимость имущества представляет стоимость найма на открытом рынке при условии, что наниматель несет все расходы, связанные с ремонтом, содержанием и техническим обслуживанием, а также страхованием.

Поскольку в Великобритании в течении многих лет не существовало свободного рынка в системе аренды жилых помещений, очень трудно точно определить рентную стоимость. В 1956, 1963 и 1973 гг. была проведена переоценка стоимости в сторону ее повышения. Оценка имущества для целей налогообложения осуществляется специальной оценочной комиссией при Управлении внутренних доходов. Оценка может быть обжалована в независимом суде и земельном трибунале.

Ставка налога на имущество устанавливается муниципалитетом с учетом потребности в финансовых ресурсах, поэтому заметно колеблется по графствам и городам Великобритании. Налог взимается один раз в полгода, поквартально или 10 раз равными долями. На одной территории может осуществлять свои функции не один местный орган власти; однако право взимать на этой территории налог предоставлено более низкой ступени административного деления. Иначе говоря, в Великобритании действует система «предписания». На долю налогов, взимаемых с промышленных зданий и помещений, используемых в коммерческих целях, приходится 60%, остальные 40% - налоги, взимаемые с жилых помещений.[4]


Законом установлены некоторые льготы по обложению местным налогом для малоимущих (налоговые скидки, уменьшение ставки на 50%). Льготами пользуются также благотворительные организации. В промышленных зонах местные налоги с промышленной и коммерческой собственности не взимались в течение 10 лет. В апреле 1990 г. В Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шотландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающего практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Этот налог носил не местный характер, а национальный. Он устанавливался в твердой сумме самостоятельно местными органами власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Суммы налога распределялись между местными органами власти в зависимости от численности взрослого населения, проживающего на территории, контролируемой местным органом власти.

Бурный протест населения против подушного налога заставил правительство принять решение о его поэтапной отмене. В апреле 1993 г. этот налог был заменен муниципальным налогом. Размер налога определяется исходя из стоимости собственности и для этого составлена своеобразная шкала соотношения стоимости жилья и размера налога. При этом расчет строится на том, что в каждом доме или квартире проживает два человека. Если жильцов больше, то это в расчет не принимается, если же всего один, то ему делается скидка в размере 25%.[3] Имущество классифицируется по одной из восьми оценочных категорий и затем облагается по дифференцированным ставкам налога.

Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на местные нужды. Перечень местных сборов в различных графствах весьма различен.



<< предыдущая страница   следующая страница >>