birmaga.ru
добавить свой файл

1
Автор: Серпионова Тамара Александровна,


учитель математики ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 1084.

E-mail: sch1084@rambler.ru

Математика. 5 класс.

Тема урока:

« Умножение десятичной дроби на натуральное число».

Цель урока: 1) научить умножать десятичную дроби на натуральное число,

2) научить умножать десятичную дробь на 10, 100, 1000… ;

3) познакомить учащихся с САН ДАО, древнекорейской системой, направленной на сохранение здоровья;

4) продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Учащиеся должны уверенно умножать десятичную дробь на натуральное число и на 10, 100, 1000…

Оборудование:

Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Устно: сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число и приведите пример. Приведите примеры умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и сформулируйте правило.

  3. Математический диктант:

Д

3,6*5

И

7,5*2

А

50*0,02

Ф

0,205*2

Р

1,995 + 1,1

А


0,01*100

Г

4,9 + 6,3

М

2 – 0,6О

А

0,2*5

Учащиеся должны проверить себя, выбрав соответствующие буквы из таблицы

А

Г

Д

И

Е

М

Н

Р

Ф

Х

Ы

1

11,2

18

15

2,5

1,4

1,1

3,095

0,41

16,8

0,2

Что такое диафрагма? Ожидаемый ответ: что-то со здоровьем.

Предлагаю дома поискать другое значение этого слова, ведь семиклассник отреагировал сразу: «это у фотоаппарата». Но на уроке - это мостик к разговору о здоровье сберегающих технологиях, поскольку мы являемся «Школой здоровья».

Показываю три слайда из презентации «САН ДАО», приготовленной к уроку:


и задаю вопрос, что объединяет эти картинки. В итоге все приходят к выводу, что это изображения природы.

Дышать становится легче. И мы вернулись к вопросу о диафрагме.

Я рассказываю об истории САН ДАО (см. приложение), преимуществах брюшного дыхания: объём вдоха увеличивается с 0,5л до 2л (показываю стеклянные банки, задаю вопрос: во сколько раз увеличивается объём кислорода, поступающего к мозгу, всем мышцам, сухожилиям, суставам, органам и железам тела?) За счёт этого улучшается самочувствие, возникает ощущение прилива новых сил, длина вдоха с 5сек, как у слона, растягивается до 20 сек, как у черепахи. Сочетание дыхательных упражнений и поз САН ДАО запускает перенастройку нервной системы на первозданное здоровье. За счёт этого улучшается самочувствие, возникает ощущение прилива новых сил.

На заданный вопрос об увеличении объёма Андрей возмутился: «Как разделить на десятичную дробь?». Из затруднительного положения мы вышли, применив умножение на натуральное число перебором вариантов, и вернулись к теме урока.

Закрепление.

1). Задача №1313 (записать решение самостоятельно),

2). №1315, вопрос: что общего между примерами а) и г)? Учащиеся сделали вывод, что в г) надо упростить выражение: 5,2m +3,7m -4,7m = 4,2m, расписали: если m=5, то 4,2*5=21;

если m=10, то 4,2*10=42;

если m=15, то 4,2*15=63 (тут Даниил выступил с предложением сложить два предыдущих результата, т.к.10+5=15);

если m=120, то 4,2*120=504 (у Насти получилось50,4). Помощь Насте пришла с двух сторон: напомнили правило умножения десятичной дроби на натуральное число и предложили «прикинуть» результат, округлив 4,2 до целых и умножить на 120.

3). Устно по учебнику №1333 (стр. 83).

Задание на дом. П34 повторить правила, №1315б, в, 1335 – 1336, 1352(разобрать по готовому чертежу).


Подведение итогов урока. Учащиеся отметили, что применять правила умножения к концу урока стало легче, чем при выполнении диктанта, что приёмы проверки результатов помогают при умножении. Картины природы Кореи очень понравились. А дыхание с помощью диафрагмы помогло сконцентрироваться.

Замечание.

Когда слово диафрагма было прочитано, оживились девочки, которые занимаются в театральной студии при школе, потому что у них в разминке обязательно брюшное дыхание и Марйам показала ребятам и гостям, как дышать с помощью диафрагмы.

P.S. На следующий день Илья рассказывал, что им с мамой не удалось измерить вдох и выдох живущей у них черепахи. А Боря поведал о тщетных попытках измерить то же самое у хомячка друга. Пришлось заверить их, что после того, как мы научимся делить на натуральное число, задача упростится.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

В основе САН ДАО лежит лежит древний праметод, давший развитие йоге и цигуну. За тысячи лет до написания «Ригведы» и «Йога – сутр» Патанджали мастера САН ДАО вывели формулы здоровья и долголетия.

САН ДАО процветал в древней Корее в эпоху Трёх Королевств. До 700года нашей эры техникам дыхания, движения, успокоения ума у мастеров САН ДАО обучались крестьяне - бедняки, воины, монахи. Политические преследования во времена династии ЧО-Сан, а затем и японское господство заставили мастеров САН ДАО бежать в горы. Однако знание не затерялось, не растворилось среди других даосских практик и передавалось от учителя к ученику в первозданном виде. Сегодня древние секреты оздоровления из Сеула распространяются по всему свету.

Сочетание дыхательных упражнений и поз САН ДАО запускает перенастройку нервной системы на первозданное здоровье, замедляет путь энергии от ног к голове.

Брюшное дыхание выполняется по древней формуле: « Дышите только через нос, вдыхайте и выдыхайте медленно и спокойно и совершайте движение спокойно и тихо. Дышите в определённых позах, но дыхание должно быть мягким».


Брюшное дыхание возвращает нас к детству, когда мы все дышали, надувая живот. Большинство взрослых людей использует в дыхании только верхний отдел лёгких и тело не получает необходимого количества энергии и кислорода. Смещение дыхания вниз, от плеч к низу живота, а энергии от головы к ногам – главная задача САН ДАО.

В начале освоения метода ученик делает вдох и выдох по 5 секунд, как слон. Постепенно интервал увеличивается и через некоторое время дыхание растягивается до 20 секунд, как у черепахи.

С помощью работы диафрагмы дыхание становится очень глубоким.

Например, если для обычного взрослого человека амплитуда при нормальном дыхании составляет около 2 см и объём поступающего кислорода равен 0,5 литра, то при использовании брюшного дыхания амплитуда движения диафрагмы возрастает до 6 – 9 см, а объём вдоха достигает 1,5 – 2 литров.

Во сколько раз увеличивается объём кислорода, поступающего к мозгу, всем мышцам, сухожилиям, суставам, органам и железам тела?

За счёт этого улучшается самочувствие, возникает ощущение прилива новых сил.

Глубокое Брюшное дыхание воздействует не только на тело.

Медленно вдыхая и выдыхая, мы успокаиваем ум, что позволяет сосредоточиться, действовать осознанно, избавиться от власти эмоций.

В САН ДАО принято во всём держаться Природной Естественности и Золотой Середины.

Все ответы и советы скрыты внутри нас: стоит только научиться слушать, и тело само подскажет, что надо есть, как поступать, в каком направлении двигаться.

Древние мастера учили поднимать духовную силу с минимальным количеством мыслей, увеличивать внутреннюю энергию с минимальным количеством слов и увеличивать физическую силу с минимальным употреблением пищи.

По материалам журнала «ЙОГА», ноябрь-декабрь 2011.