birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок природоведения в 3 «б» классе.

(по учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» (Зеленый дом))

СОШ №1, г. Валуйки.
Учитель: Локтина Любовь Васильевна.

Тема: «Разнообразие растений».

Цель: ознакомить с разнообразием групп царства растений;

выделить их характерные особенности;

развивать речь учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: гербарий, таблица, грамзапись.

Структура урока: урок объяснения нового материала.

Форма: «Путешествие в царство растений».
Ход занятия.
1. Организация класса.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!
2. Сообщение темы урока.

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
3. Повторение изученного ранее материала.

- Нас окружают разнообразные растения в лесу, в поле, в саду, на огороде, на улицах города.


  • Что дают растения человеку?

  • Почему растения относят к живой природе?


Практическая работа.

  • Как и у всякого живого организма у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.



  1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/

  2. У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.

  3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.

  4. Яркий, благоухающий… /Цветок/.
  5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый. /Плод/.


  6. Из него вырастает новое растение. /Семя/.


Работаем в тетради. /Стр. 20, задание 41/.

Прочитайте задание, выполните работу, проверьте себя.

  • Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

  • Кто допустил одну ошибку?

  • Кто допустил две - три ошибки?


Подведем итог. Какие же органы имеют растения? Закройте тетради. Порядок на парте.
4. Работа над новым материалом.

- Мы рассмотрели растения у которых имеются все органы, но, оказывается в природе существуют и такие растения у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?

Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным, так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самых простых. /Показываю гербарий водоросли .

-Какие органы можно выделить у этого растения?

Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.

-Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.

/Сообщение ученика: самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета/.


Сделайте вывод.

5. Физкультминутка.

На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.
6. Изучение царства растений.

-Какие растения встречаются на болоте?

- Где еще можно встретить мох?

Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями. Рассмотрите гербарий. Это мох.

- Какие органы можно выделить у этого растения?
/Сообщение ученика: мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество/.
-Рассмотрим следующее растение. Как оно называется? Это комнатное растение, но в природе существует очень их много разновидностей. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх как ветка по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.

- Какие органы вы можете выделить у папоротника?
/Сообщение ученика: самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12мм/.
-А это хорошо всем известные ель и сосна. /Рисунки/.

- Какие части можно выделить у этих растений? /Корень, стебель, листья, семена/. Нет плодов и цветов. Семена созревают в шишках. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки


Опадают те иголки.
/Сообщение ученика: королева сибирских лесов – лиственница. Осенью золотые хвоинки как листья опадают на землю. Древесина этого дерева не гниет, а со временем становится еще тверже и, как бы, каменеет. Шишки у лиственницы мелкие, созревают в течение года, но держатся на ветках несколько лет./

/Сообщение ученика: самая большая территория, поросшая хвойным лесом, /тайга/ находится в России. Самое высокое дерево в нашей стране, пихта, встречается на Кавказе, достигает в высоту 75 метров./
- Какой вред наносят хвойным деревьям люди накануне Нового года?

- Чем можно заменить ель, сосну на новогоднем празднике?
/Сообщение ученика: в Белгородской области находится под угрозой исчезновения сосна меловая. Это низкое дерево, отличается от сосны обыкновенной более мелкими шишками, кудрявой кроной и более короткой хвоей/.

И, наконец, на самой верхней ступени царства растений расположены цветковые. Они очень сложно устроены и имеют все органы.
- Скажите, растения какой группы мы рассматривали на практической работе в начале урока?

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.
Среди цветковых растений есть и такие крошечные, как плавающая на поверхности воды ряска, и гигантские деревья, и травы, и кустарники.

Вывод: сколько групп в царстве растений?

Назовите их.


  1. Работа с учебником.

/Стр. 65, выборочное чтение/.

Работаем с иллюстрациями.
8. Игра. «Дикорастущие и культурные растения».

- Все растения можно разделить на две большие группы: дикорастущие и культурные. Чем они отличаются?

Морковь, осот, роза, дуб, подорожник, пшеница, одуванчик, сосна, осина, астра, яблоня, огурец.

9. Обобщающая беседа.

- К какой группе относятся растения имеющие все органы?

- У какой группы растений нет органов?

- У какой группы имеются только стебли и листья?

- Какая группа растений не имеет цветов и плодов?

- У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?
10. Итог.

- Что изучает ботаника?

Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит растения.

Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. На этом плакате растения Белгородской области, которые занесены в Красную книгу. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их.
11. Оценка знаний учащихся.
12. Домашнее задание. Стр. 62-66, тетрадь-стр. 21, №42, подготовить рассказ /устно/ об интересном растении или нарисовать любимое растение. «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде».
13. Рефлексия.

Прислушайтесь к своему самоощущению и поместите свою фишку на радугу или на тучку.