birmaga.ru
добавить свой файл

1
МОУДОД Детская музыкальная школа


Щёлковского муниципального района

Московской области
Методическое сообщение


Преподавателя по классу виолончели
Васич Галины Ивановны
ТЕМА:


«Работа над техническим материалом.

Проблемы звукоизвлечения при изучении технического материала».

2010 год


ОГЛАВЛЕНИЕ.


I. Вступление.

II. Проблемы звукоизвлечения при изучении технического материала.

1. Основные условия звукоизвлечения на смычковом инструменте.

- плотность прилегания смычка к струне

- соблюдение прямого угла между струной и смычком

- тембр (окраска) звука

- роль левой руки в звукоизвлечении.

2. Штрихи, их музыкально – выразительные свойства и способы исполнения.

- мягкие или плавные штрихи (легато, деташе, смешанные штрихи)

- отрывистые прилегающие штрихи (акцент, мартле, пунктирный штрих, стаккато)

- отрывистые «прыгающие» штрихи (летучие стаккато, спиккато, сотийе).

-1-

В процессе работы с обучающимся над техническим материалом, преподаватель воспитывает у него музыкальный слух, ритм, художественный вкус. При этом преподавателю необходимо добиваться , чтобы обучающийся имел правильное представление о характере изучаемого материала, об исполнительских задачах, цели каждого упражнения и о способах достижения выразительности.

Для развития навыков извлечения певучего звука–основы музыкально-выразительного исполнения – необходимо воспитывать у обучающегося способность отличать звук художественный, выразительный, от неполноценного, невыразительного, основными качествами которого являются:

- интонационная точность звука;

- его чистота (отсутствие шумовых призвуков);

- мягкость, певучесть и полнота (интенсивность) звука, независимо от его громкости.


Основные условия звукоизвлечения

на смычковом инструменте.


  1. Для достижения чистоты и полноты звука волос смычка должен плотно прилегать к струне как при игре ƒ , так и p и pp.

  2. В месте соприкосновения смычка со струной важно постоянно (как правило) сохранять прямой угол (т.е. необходимо вести смычок перпендикулярно к струне).

Такое ведение смычка осуществимо лишь при вполне свободном состоянии мышц руки и согласованных движениях всех ее частей, а также при достаточно свободном держании смычка.

При игре у колодочки вес руки оказывает настолько значительное давление на струну, что при этом уже трудно извлекать удовлетворительный по качеству звук p и pp.
-2-

Чтобы устранить чрезмерный нажим на струну, играющему приходится удерживать руку на весу.

По мере продвижения смычка к середине и к концу давление все уменьшается. Поэтому, чтобы сохранить одинаковую плотность и громкость звукоизвлечения, потребуется несколько усилить нажим при игре верхней частью смычка, соблюдая при этом правильное соотношение скорости, нажима и места ведения смычка, необходимое для достижения полноценного звука. При правильном ведении смыка появляется ощущение «опоры» руки на струну.

Рука при ведении смычка движется следующим образом: от колодочки и примерно до середины смычка он ведется, в основном, всей рукой (движением ее в плечевом суставе), а от середины до его конца – главным образом, движением предплечья.

Однако, указанные движения руки недостаточны для свободного ведения смычка перпендикулярно к струне. Опыт показал, необходимы еще вспомогательные движения кисти и пальцев, иначе смычок будет отклоняться от требуемого направления и пойдет под косым углом к струне, отрицательно отразится на чистоте звука.

Следует также иметь в виду задачу равномерного ведения смычка при игре плавными штрихами. Часто можно наблюдать, что играющий непроизвольно ускоряет движение смычка в начале штриха (в особенности, у колодочки), тогда как необходимо вырабатывать навык «удерживания» (замедленного ведения) смычка в начале каждого штриха – вниз или вверх.

3. Нажим и скорость ведения смычка находятся в зависимости от места ведения его (на участке струны между грифом и подставкой).

Вблизи подставки приходится вести смычок более плотно к струне и с меньшей скоростью, чем у грифа, т.к. здесь струна наиболее жестка и упруга.


-3-

Вблизи грифа, где струна менее упруга, приходится вести смычок с меньшим нажатием, а скорость его может быть значительной. Поэтому для исполнения выдержанных нот, особенно в нюансах ƒ и ƒƒ, смычок перемещается ближе к подставке, а при игре широкими штрихами, особенно в нюансах p и pp, - ближе к грифу.

При очень медленном, искусном ведении смычка можно и вблизи подставки достигнуть нюанса p и pp.

При слишком большом (для данного места струны) нажиме звук становится «хриплым», «сдавленным», а при слишком скором ведении смычка – «поверхностным», невыразительным.
4. С изменением места ведения смычка изменяется тембр (окраска) звука:

- у подставки – достигается звук более яркий, резкий

- у грифа – более мягкий и приглушенный.
5. Важную роль в звукоизвлечении и выразительности исполнения играет левая рука.

Для достижения чистоты и ясности звука пальцы левой руки должны плотно прижимать струну к грифу.

Основной технический материал для ежедневных упражнений виолончелиста – это гаммы и арпеджио в разнообразных аппликатурных и штриховых вариантах. Этот материал нужен для развития техники на виолончели, укрепления беглости и свободы движений пальцев левой руки, овладения грифом, выработки точной интонации, овладения различными комбинациями штрихов и упражнений.

В процессе игры гамм ведется работа по достижению рациональных игровых движений, точного интонирования и чистого (т.е. свободного от шумовых призвуков) звукоизвлечения.

Играть гаммы и арпеджио следует всегда в том темпе, в котором обучающийся может контролировать свои движения, внимательно слушать себя, проверять интонационную точность.



-4-
Очень важно добиваться от обучающегося соблюдения метроритмической определенности и устойчивости темпа, равномерного ускорения, точности распределения смычка, плавности связывания звуков при постоянной заботе о качестве звука.

Изучение гамм следует начинать с выработки отчетливого внутренне - слухового представления их мелодической структуры. Поэтому целесообразно вначале усвоить гамму лишь в объеме одной октавы, тщательно проработав составляющие ее тетрахорды путем «трелеобразных упражнений» и сольфеджирования. (В особенности это касается интонирования тетрахордов мелодической минорной гаммы).

Учить гамму надо в медленном темпе, добиваясь чистой интонации. По мере достижения чистой интонации можно прибавлять темп. Исполнение гаммы в подвижном темпе (легато) способствует развитию беглости.

Для развития техники правой руки и усвоения различных метроритмических группировок следует изучать штриховые и ритмические варианты. Однако ускорение темпа, усложнение штриховых заданий, также как и ритмическое варьирование, можно применять только после основательного усвоения точной интонации и аппликатуры изучаемой гаммы.

В основу работы над гаммами должен был положен метод целенаправленных повторений. При этом каждое последующее (очередное) повторение должно ставить и разрешать конкретную техническую или звуковую задачу. Однако интонационная точность и качество звука должны быть в центре внимания преподавателя и обучающегося.

-5-

Штрихи, их музыкально – выразительные

свойства и способы исполнения.
Чтобы выработать музыкально – выразительные штрихи, играющий должен прежде всего ясно представлять себе характер звучания каждого штриха (мягкий, отрывистый и т.д.), проанализировать движения правой руки, необходимые для выполнения этого штриха, и путем упражнений добиваться требуемого качества звучания его.

Следует различать три основных группы штрихов:


  1. Мягкие или плавные – деташе, легато и сочетание их.

  2. Отрывистые – мартле и стаккато.

  3. Бросаемые и «прыгающие» штрихи – спиккато, летучее стаккато, рикошет.


Мягкие штрихи.
Легато – плавное соединение двух и более звуков, исполняемых одним движением смычка. Необходимо при этом добиваться непрерывного ведения смычка как на одной струне, так и при переходе со струны на струну, правильно распределять его длину соответственно количеству нот и динамики исполнения.
Деташе – является одним из важнейших штрихов. Характерные его особенности: ровность звука, малозаметный для слуха переход от одного звука к другому; смычок ведется не слишком близко к подставке; важно также достигнуть вполне согласованных движений обеих рук.

Деташе может быть исполнено любой частью смычка. При подвижном темпе игры деташе чаще всего исполняется средней и верхней частью смычка движением предплечья.

-6-

Смешанные штрихи.

(сочетание деташе и легато).

Следует различать двух видов:

А) Равномерные, исполняемые равномерной скоростью ведения смычка пропорционально длительности ноты (или ряда залигованных нот).





Б) Неравномерные, исполняемые неодинаковой скоростью ведения смычка.

При неравномерных штрихах неодинаковые по длительности ноты (или группы нот) исполняются одной и той же длиной смычка, в связи с чем для достижения ровности звучания необходимо одновременно с ускорением движения смычка на нотах (или группах нот) меньшей длительности несколько уменьшить нажим



Отрывистые прилегающие штрихи.
Акцент исполняется следующим образом:

В начале штриха производится короткий нажим («укол»), более или менее сильный, в зависимости от нюанса (ƒ или p), и одновременно энергичное движение руки (соответственно длине исполняемой части смычка), после чего нажим уменьшается.

-7-

В результате звук быстро затухает, но не прерывается. При изучении акцента обучающийся должен добиться одинаковой силы нажима смычка как вниз (П), так и вверх (V).





Мартле исполняется энергичными движениями руки с внезапными остановками после каждого звука:

Пишется: Исполняется:


Пунктирный штрих:


Пишется: Исполняется:


Первая нота (восьмая с точкой) исполняется отрывисто, а шестнадцатая берется мягким, но очень коротким штрихом.
Стаккато. Исполнение ряда отрывистых звуков в одном направлении смычка (V или П)




-8-

Движения руки и смычка при этом штрихе очень короткие, толчкообразные; в выполнении этих движений обычно принимают заметное участие кисть и пальцы. Исполнение стаккато в быстром темпе требует прирожденной способности. Но при наблюдательности и настойчивости каждый обучающийся на смычковом инструменте может добиться достаточно быстрого исполнения стаккато.

Один из способов исполнения стаккато при игре средней или нижней частью смычка штрихом вверх (V) сводится к тому, что смычок ведется толчкообразным полувращательными движениями предплечья и кисти (при одновременном продвижении смычка предплечьем или всей рукой).


Быстрое стаккато вниз смычком исполняется обычно средней или верхней частью смычка движением предплечья или всей руки при заметном участии кисти.
Отрывистые «прыгающие» штрихи.
Техника исполнения «прыгающих» штрихов, посредством которых достигаются легкие, отрывистые звуки, основаны главным образом на правильном использовании эластичности и упругости смычка и струны, благодаря чему при сброске на струну смычок отскакивает вверх под острым углом. При повторных бросках смычка на струну получается ряд острых и легких звуков.
Летучее стаккато.
Этим штрихом пользуются для исполнения музыкальных последований, требующих грациозности и изящества.

Летучее стаккато исполняется посредством активных движений кисти, которая должна быть при этом очень упругой. Продвижение смычка осуществляется предплечьем или всей рукой (при подходе к колодочке), в то время как кисть последовательно бросает смычок на струну; обычно этот штрих исполняется серединой смычка или немного ближе к колодочке.
-9-
Спиккато.
Следует различать две разновидности этого штриха, образующиеся в зависимости от темпа игры:


  1. При нескором темпе используется так называемое «крупное» стаккато, которое достигается посредством активных, но вполне свободных, коротких (как бы пружинистых) движений, главным образом предплечья и кисти; бросок смычка осуществляется одновременно с незначительным его проведением. При этом смычок, вследствие своей эластичности ( а также упругости струны) отскакивает. При повторении указанных движений получается ряд отрывистых коротких звуков, имеющих все же некоторую протяженность которая зависит от плотности «зацепления» в момент ее захвата смычком.

В нюансе P спиккато обычно исполняется серединой смычка, а при ƒ- ближе к колодочке; в этом случае заметное участие принимает вся рука.

  1. При исполнении спиккато в быстром темпе (так называемое сотийе) получается очень эффектное последование легких, отрывистых звуков, используемых в качестве своеобразных музыкальных красок (например «У фонтана» К.Давыдова, «Танец эльфов» Поппера и др.)


Данный вид спиккато (сотийе) выполняется главным образом движением кисти и пальцев. Для развития быстрого спиккато рекомендуются упражнения в котором и постепенно ускоряющемся деташе. Движение руки при этом все более и более сокращаются; вместе с тем все более сокращается и используемая часть смычка, а нажим его все уменьшается. Если смычок держится при этом вполне свободно, то он, в силу своей упругости, начинает «подпрыгивать».

Для свободного и правильного выполнения быстрого спиккато важно выбрать соответствующую часть смычка,
-10-
которая зависит от длины и веса последнего, а также от индивидуальной приспособленности каждого играющего.

Обычно этот штрих исполняется серединой смычка или несколько ближе к верхней его части.

Список методической литературы:


  1. К.Ю. Давыдов. Школа для виолончели. М. 1947г.

  2. Р.Е. Сапожников. Школа игры на виолончели. М. 1965г.

  3. Р.Е. Сапожников. Основы методики обучения игре на виолончели. М. 1967г.

  4. С. Кальянов. Виолончельная техника. М. 1968г.

  5. А.В. Броун. Очерки по методике игры на виолончели. М. 1967г.