birmaga.ru
добавить свой файл

1
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение


высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

========================================================

Эссе

на тему:

«Проблемы привлечения инвестиций в экономику России»

Выполнил:

Аспирант кафедры

«Финансовый менеджмент»

Матренин Михаил Сергеевич











Москва

2012


План

Введение.....................................................................................................................

Инвестиционный климат........................................................................................2

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.......................................................................................................................3

Заключение...............................................................................................................7

Список использованной литературы.......................................................................

Введение.

В условиях усиления процессов глобализации происходит и процесс усиления конкуренции за иностранные инвестиции. Учитывая тот факт, что правительство нацелено на модернизацию, Россия нуждается в иностранных инвестициях, без них осуществить процесс модернизации практически невозможно.


Наша страна в последнее время пытается привлечь иностранные инвестиции в свою экономику, этому вопросу уделяется огромное внимание первых лиц государства. Есть существенный прогресс, многие компании уже изъявили желание инвестировать в Сколково, многие автомобильные гиганты уже построили или собираются строить заводы в России, однако в целом Россия, увы, пока проигрывает в борьбе за иностранные инвестиции другим странам.

Привлекая в страну иностранные инвестиции, правительства и деловые круги обычно рассчитывают на пополнение национального фонда накопления, импортозамещение, привнесение в страну передовых технологий и управленческого опыта и, наконец, открытие (в том числе через сбытовые сети партнеров) каналов экспорта продукции, производимой с участием иностранного капитала. Такое привлечение в большинстве стран является составной частью и продолжением их промышленной политики с льготами для приоритетных отраслей и ограничениями для проблемных и стратегических.

Инвестиционный климат.

При оценке инвестиционной привлекательности страны огромное значение имеет инвестиционный климат. Как правило, под инвестиционным климатом понимается обобщающая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны.

При оценке инвестиционного климата существенную роль играют рейтинги, которые присваивают различные национальные и международные агентства. Крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми агентствами являются американские Moody`s Investors, Standard & Poor`s, Fitch. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и действуют по единым для всех стран стандартам, используют одинаковые методики оценки и шкалы рейтингов. Это, с одной стороны, является положительным моментом; но с другой – рейтинги, ориентированные на международные финансовые рынки не учитывают национальной и региональной специфики1. Помимо этого существуют определенные ограничения, которые, с точки зрения автора, не дают развиваться многим крупным компаниям. Одним из самых серьезных ограничений является тот факт, что рейтинг компании не может быть выше рейтинга страны, что снижает привлекательность данной компании и косвенно влияет на котировки акций данной компании.


Россия на сегодняшний день, по данным регулярных международных обзоров и рейтингов, например Всемирного Банка, находится в группе стран с непривлекательным инвестиционным климатом. Мы не только проигрываем по параметрам, характеризующим инвестиционную привлекательность, развитым государствам, но и значительно уступаем на мировом рынке прямых инвестиций своим ближайшим конкурентам из группы развивающихся стран - Китаю, Индии и Бразилии.
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Международный опыт и российская практика формирования благоприятного инвестиционного климата показывают, что значительная часть его условий создается на региональном уровне. Эффективность усилий региональных властей и местных руководителей зачастую имеют решающее значение при выборе инвесторами места приложения своих средств.

Для решения, пожалуй, самой больной проблемы - создания благоприятной административной среды - в субъектах Федерации предлагается создавать постоянно действующие советы по улучшению инвестиционного климата и взаимодействию с инвесторами. Их должны возглавлять губернаторы, а состав - формироваться из руководителей профильных органов исполнительной власти, инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества.

Еще лучше, если региональные власти идут на создание специального агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Стоит отметить, что в некоторых регионах такие агентства уже существуют. Их основными функциями являются повышение в России и за рубежом инвестиционной известности и привлекательности субъекта Федерации, регулярный поиск и привлечение инвесторов, разработка перспективных направлений инвестиций, создание проектных команд по поддержке конкретных проектов.

В 2011 году Россию посетил вице-президент США Джозеф Байден. По его словам, небольшие американские компании желают инвестировать в Россию, но они не будут вкладывать деньги, пока они не видят защиты своих интересов со стороны судебной системы, считает Байден. Он напомнил, что ему часто задают вопрос о стимуляции инвестиций со стороны бизнеса США. «Я всегда говорил и снова повторю: наведите порядок в судах!» — потребовал вице-президент США2.


Однако одним судом в России не обойдешься. На взгляд автора, для начала, надо сделать так, чтобы уже принятые законы выполнялись во всех субъектах Российской Федерации. Это очень большая проблема, так как законодательство у нас есть, а вот исполнение хромает.

Бюрократический аппарат, рождающий коррупцию – это одна из главных проблем России. Это мешает привлечению иностранных инвестиций в экономику России. Борьба властей со взятками не снижает масштаб коррупции – они только выросли.

За последнее время практически никак не сдвинулся вопрос, связанный с выделением земельных участков для инвестиционных нужд. По-прежнему требуется огромное количество справок и разрешений, что затрудняет работу инвесторов. Необходимо упростить процедуру и сроки оформления земельных участков. Также очень сложно подключиться к инженерным сетям, зачастую предприниматели решают этот вопрос путем дачи взяток для того, чтобы хоть как-то ускорить этот процесс. Целесообразно, чтобы в российскую практику вошел такой институт, как соглашение с инвесторами. Это есть практически во всех странах, с которыми мы конкурируем. Соглашение с инвесторами предусматривает те льготы и формы поддержки, которые государство берет на себя, причем на всех уровнях – от федерального до муниципального. С другой стороны – это обязательство инвестора реализовать конкретный проект ив сроки, и в объемах, и по профилю, и на территориях, которые заранее определены3.

Необходимо дать инвесторам, в особенности потенциальным, только приходящим на рынок максимально полную и правдивую информацию об инвестиционном климате и имеющихся возможностях в стране и регионах4, необходимо создать эффективный механизм поддержки реальных проектов иностранных инвестиций.

Существует большая проблема кредитования инвестиционных проектов. Чтобы снизить ставки, нашим банкам необходимы длинные и дешевые кредиты, а получить их можно только за рубежом. Именно поэтому в последние годы большую часть иностранных инвестиций, поступающих в Россию, составляют «прочите» инвестиции. Так называемые «прочие» инвестиции в основном состоят из торговых кредитов и имеют лишь косвенное отношение к накоплению капитала, и потому в их случае правильнее говорить о кредитовании.


Государственные гарантии – очень острая тема. Если инвестор реализовывает инвестиционный проект, то хотя бы часть этого инвестиционного объема должна быть предоставлена государственная гарантия. В первую очередь необходимо предоставлять государственные гарантии в части финансирования формирования инфраструктуры для функционирования будущего объекта, ради которого осуществляются инвестиции. Такие гарантии могли бы позволить привлечь долгосрочные кредиты под льготные ставки, что уменьшило бы затраты инвесторов.

«Дедушкина оговорка», гарантирующая возможность изменения законодательства только в пользу инвестора и никоим образом не допускающая ухудшения условий до конца реализации проекта, в российской практике трансформируется в привычное «бабушка надвое сказала». «Дедушкина оговорка» в настоящее время действует только в отношении резидентов особых экономических зон. Реально законом о реформировании единого социального налога эта норма была опровергнута, поскольку общий объем налогового бремени, связанный с социальными платежами, лишь вырос. К 2014 году он достигнет 34 процентов, что негативно воздействует на те планы, которые резиденты экономических зон утвердили и осуществляют. Такая непоследовательность сильно бьет не только по планам инвесторов, но и по репутации государства5. Необходимо дать гарантии, что инвестору на разгонный период до выхода на окупаемость вложений не грозит ужесточение налогового законодательства, технического регулирования, других правовых норм, что ведется подготовка кадров на современном уровне, развивается логистика6.

Необходимо остановиться и на ФНС. Это большая проблема, так как это ведомство частенько приписывает выплатить налоги, которые либо были уплачены, либо не должны быть уплачены бизнесом. Парадокс, но это существует повсеместно, во всех регионах России.

Требуется усовершенствовать налоговое законодательство, ввести льготы для частных инвесторов, осуществляющих свои инвестиции на свой страх и риск. Целесообразно вновь ввести пятидесятипроцентную льготу по налогу на прибыль, направляемую на инвестиции. Также предоставлять налоговые каникулы или налоговый кредит на срок не менее трех лет предприятиям, занимающимся инновационной импортозамещающей продукцией, но с условием, что в результате будут получены изделия, либо равные, либо превосходящие зарубежные аналоги7.


Большой проблемой на сегодняшний день таможня. Из-за этой проблемы на нашем рынке не оперируют многие известные зарубежные компании, к примеру, e-bay, который отказался работать на нашем рынке из-за проблем с таможней. Также следует усовершенствовать систему таможенного оформления.

Все эти проблемы влияют на решение потенциальных иностранных инвесторов вкладывать деньги в экономику России, необходимо принимать больше мер на федеральном уровне для улучшения инвестиционного климата в России.

Заключение.

Наша страна в деле привлечения иностранных инвестиций сильно уступает другим развивающимся странам мира. Существуют проблемы, которые уже впору называть национальным бедствием, а именно: коррупция и предвзятость судебной системы. Эти проблемы зачастую просто не дают развиваться бизнесу, как отечественному, так и иностранному, что приводит к тому, что у иностранных инвесторов просто отбивается какое-либо желание инвестировать деньги в Россию.

Для привлечения иностранных инвестиций необходимо максимально использовать опыт развивающихся стран и стран Европы по стимулированию инвестиционной деятельности зарубежных инвесторов, но не стоит просто копировать действия тех или иных стран, необходимо комплексно подойти к этому вопросу и предоставить стимулирующие меры, которые бы учитывали особенности нашей страны.

Правительство Российской Федерации призывает иностранный бизнес инвестировать в нашу экономику, обещая большие перспективы и минимум административных барьеров, однако на деле слова остаются словами. Нужно определить конкретные правила «игры», требуется исключить субъективный подход к предоставлению льгот. Иностранцы боятся вкладывать в нашу экономику, так как существует фактор неопределенности при инвестировании в нашу страну, ведь не секрет, что бюрократия доводит процесс согласования и получения разрешения до такого критического уровня, когда легче и быстрее дать взятку для продвижения и начала работы. К сожалению, в ближайшей перспективе, мало что может измениться. Изменить это возможно только путем решительных перемен. Перемен, которые действительно что-то поменяют, которые будут преследовать мздоимцев на любом уровне вертикали власти.


Необходимо четко определить критерии предоставления налоговых льгот, субсидий для иностранных инвестиций, а также довести эту информацию до потенциальных инвесторов, чтобы люди знали, какие послабления и льготы они могут получить.

Автором были озвучены и другие проблемы, влияющие на приток иностранных инвестиций (административные барьеры, коррупция, предвзятость судебной системы и т.д.). Для решения этих проблем необходимо время, а также политическая воля. Дмитрий Медведев озвучил перечень мер, которые необходимо принять для того, чтобы в Россию начали инвестировать. Остается лишь надеяться, что данные заявления не окажутся очередным декларированием намерений, необходимо чтобы все обозначенные выше меры действительно выполнялись на всех уровнях власти, чтобы не было противодействия со стороны бюрократического аппарата.

Таким образом, до тех пор, пока в стране не будут созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, причем условия, исполнение которых будет не только декларировано, но и сделано, иностранные инвесторы не будут иметь стимула для расширения или начала своей деятельности в нашей стране.

Список использованной литературы:


  1. Байден почувствовал беззащитность: URL: http://www.gazeta.ru/politics/2011/03/10_a_3550581.shtml

  2. Данилов-Данильян А. Деньги для модернизации.// Российская Бизнес-газета, №25, 2010.

  3. Данилов-Данильян А. «Дедушкина оговорка» не услышана.// Российская бизнес-газета, №48, 2009.

  4. Махлин М. Окно для инвестора.// Российская Бизнес-газета, №38, 2009.

  5. Подшиваленко Г.П. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность.// Финансовая аналитика: проблемы и решения, №15, 2010

1 Подшиваленко Г.П. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность.// Финансовая аналитика: проблемы и решения, №15, 2010

2 URL: http://www.gazeta.ru/politics/2011/03/10_a_3550581.shtml


3 Данилов-Данильян А. Деньги для модернизации.// Российская Бизнес-газета, №25, 2010.

4 Махлин М. Окно для инвестора.// Российская Бизнес-газета, №38, 2009.

5 Данилов-Данильян А. Деньги для модернизации.// Российская Бизнес-газета, №25, 2010.

6 Данилов-Данильян А. «Дедушкина оговорка» не услышана.// Российская бизнес-газета, №48, 2009.

7 Махлин М. Окно для инвестора.// Российская Бизнес-газета, №38, 2009