birmaga.ru
добавить свой файл

1 2


Детская международная творческая олимпиада KID OLYMP.RU

Исследовательская работа

«Почтовая марка как отражение социальных и общественных событий»

Автор: Чанчикова Анна, ученица 10-го класса

МОУ Чулымская средняя общеобразовательная школа

пос. Чистое Поле


Руководитель: Кодесникова

Наталия Викторовна

Содержание



Введение

3

Глава I. О почтовых марках

3

§ 1. Определение понятия и классификация почтовых марок

3

§ 2. История почтовой марки

6

§ 3. Особенности изображений на почтовых марках

10

3.1. Темы и сюжеты почтовых марок

10

3.2. Ошибки на почтовых марках

14

Глава II. Описание практической части работы

17

§ 1. Выявление исторических и социальных событий в имеющейся коллекции марок

17

§ 2. Выяснение значимости марки в современном обществе

18

Заключение

20

Список литературы


22


Введение

В современном обществе наблюдается крен в сторону информационных технологий. При всех положительных моментах этого явления мы очень часто забываем старое, доброе и привычное безо всяких на то оснований. Частью этого старого и привычного является почтовая марка. Изначально она была призвана выполнять прикладную функцию в жизни человека. То есть, раньше люди общались друг с другом посредством обычной бумажной почты. Свидетельством оплаты за пересылку бумажных писем и были марки, которые наклеивались на конверт. Кроме того, как разновидность графики почтовые марки являются частью искусства. Той частью искусства, о которой почему-то некоторые люди позволяют себе забыть, а то и не знать вовсе за исключением тех людей, которые по-настоящему занимаются коллекционированием марок. В этом заключается проблема.

Поверхность каждой марки составляют определённые картинки, буквы, цифры. Но, как подсказывает практика, это далеко не простые изображения. Если внимательно присмотреться к тому, что изображено на марках, то можно очень многое «увидеть» и «прочитать». Почтовая марка как часть нашей культуры и истории способна рассказать нам о многом. В подтверждение этому приведём слова замечательного человека, основателя Всесоюзного общества филателистов Эрнста Теодоровича Кренкеля, который говорил: «Хорошая коллекция, по существу, является своеобразной энциклопедией, где представлено всё: история страны с её знаменательными датами, география страны, её города, природные богатства, культура, и, конечно, люди, делами которых славится страна» [15; с. 5]. Этим и обосновывается актуальность выбранной нами темы.

Книг, посвящённых потовым маркам, их истории, а также всему остальному, что связано с этим, мало. Можно найти лишь некоторые данные в энциклопедических источниках. На помощь приходят ресурсы всемирной паутины. Однако и здесь вопросы, связанные с почтовыми марками освещены не в полной мере. О том, что почтовые марки жили, живут и, наверное, будут жить, свидетельствуют разделы на сайтах, посвящённых филателии и коллекционированию.


Глава I. О почтовых марках

§ 1. Определение понятия и классификация почтовых марок

Цель нашей работы заключается в том, чтобы описать особенности изображений на почтовых марках для обозначения социальных и общественных событий.

Объектом исследования в нашей работе являются почтовые марки, а предметом – сюжеты, изображённые на них.

Для достижения этой цели в соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:


  1. Определить исходное понятие слова «марка»

  2. Описать историю появления, особенности и классификацию почтовых марок

  3. Выяснить основные исторические события в обществе и государстве в разное время по изображениям на почтовых марках

  4. Провести анкетирование для выяснения значимости марки в современном обществе

  5. Проанализировать, сравнить и обобщить полученные данные

  6. Оформить и разместить результаты нашего исследования на сайте и в библиотеке школы

Для раскрытия темы привлекался материал из энциклопедий, словарей и справочников на печатной основе и ресурсы сети Интернет.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, которой является предположение о том, что изображения на почтовых марках связаны с общественными событиями, происходящими в разные временные промежутки. Это значит, что рассматривая рисунки на тех или иных марках, можно, не зная истории, восстановить некоторые из наиболее ярких и значимых событий в жизни человеческого общества.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что изучение изображений на почтовых марках позволило нам познакомиться с датами некоторых значимых событий в жизни человеческого общества.

Для достижения цели и решения вышеперечисленных задач мы использовали такие методы и приёмы как: теоретический анализ литературы по теме работы, сравнительно-исторический анализ, иллюстративный метод, сопоставление и обобщение данных, и кроме того методы социального исследования такие как: сравнительный метод, наблюдение, опрос, выборочное обследование.


Прежде чем рассматривать историю появления и классификацию почтовых марок, мы посчитали необходимым определить значение слова «марка».

В универсальном словаре русского языка марка определяется как «маленький, обычно четырехугольный бумажный знак оплаты почтовых и некоторых других сборов, с рисунком и обозначением цены» [16; с. 839]. Сейчас, правда, известны марки треугольной и овальной формы.

Похожее определение даёт С.И. Ожегов в своём словаре, в котором говорится, что марка – это «знак оплаты почтовых и некоторых других сборов в виде маленькой, обычно четырехугольной бумажки с изображениями и обозначением цены» [9; с. 274].

В энциклопедии «Хочу всё знать» говорится, что марка – это «кусочек бумаги, на одну сторону которого нанесено изображение, а на другую слой клея. Почтовые марки наклеиваются на конверты и бандероли. Купить марку можно в любом отделении связи. Каждое государство выпускает только свои собственные марки, которые часто становятся предметом коллекционирования» [17].

Итак, почтовая марка — знак, свидетельствующий об оплате почтовых услуг, прежде всего пересылки и доставки корреспонденции (например, писем, открыток). Марки выпускаются почтовыми ведомствами в виде бумажных полосок, предназначаемых для наклеивания на конверты и содержащих напечатанный текст и изображения. Служат для облегчения уплаты сборов за совершаемую по почте пересылку предметов. Как правило, помимо номинала стоимости оплаченной услуги на марках указывается государственная принадлежность почтовой службы, печатаются также декоративные элементы.

Ни для кого не секрет, что почтовые марки являются также предметом коллекционирования (филателии). Об этом говорится и в материалах свободной энциклопедии – Википедии [4], а также в электронной версии Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия [1].

Таким образом, заканчивая рассуждения по поводу определения марки, считаем необходимым перейти к вопросу о классификациях почтовых марок, который является одним из сложных в филателии. Существующие классификации почтовых марок значительно различаются, а порой и противоречат друг другу, поскольку осуществляются по различным признакам.


По характеру эмитента1 марки делятся на:


  • «официальные — выпускаются почтовыми администрациями, либо с их разрешения непочтовыми организациями, и могут быть использованы для оплаты почтовых услуг» [4];

  • «полуофициальные — эмитируются непочтовыми организациями или местными почтовыми ведомствами без разрешения почтовой администрации как высшей почтовой инстанции, но которая не возражает против обращения таких марок, причём оплаченная ими корреспонденция доставляется адресату» [4];

  • «неофициальные — издаются частными лицами или организациями без разрешения почтовой администрации или даже в нарушение её прямого запрета» [4];

  • «марки частной почты — выпускались в некоторых странах частными лицами или организациями раньше появления там государственной почты или параллельно с ней и предназначались для почтового обслуживания территорий, где государственная почта не функционировала по тем или иным причинам» [4].

Среди официальных почтовых марок, в свою очередь, выделяются:

  • «стандартные – почтовые марки обычного выпуска, являющиеся частью стандартного выпуска или стандартной серии, охватывающих шкалу номиналов, достаточную для покрытия всех почтовых тарифов, и выпускаемых массовым тиражом для длительного повседневного использования» [4];

  • «коммеморативные (от фр. comme — как и memoria — память) — памятные почтовые марки, выпущенные в ознаменование события, знаменательной даты или юбилея выдающейся личности» [4];

  • «почтово-благотворительные, или полупочтовые – знаки почтовой оплаты с дополнительным номиналом, предназначающимся для отчисления в фонд каких-либо организаций, на благотворительные цели» [4];

  • «специального назначения (для оплаты специальных почтовых отправлений — воздушной почты, спешной почты, нетонущей почты, посылок и пакетов и т. п.)» [4].

К нашему сожалению больше никаких классификаций мы не встретили, и привести в дополнение не можем. Хотя, на наш взгляд, можно было бы классифицировать марки ещё по одному признаку – это по содержанию рисунка на марках.


§ 2. История почтовой марки

До настоящего времени продолжается полемика об авторстве почтовой марки. Некоторые специалисты приписывают авторство шведу Льюту Габриелю Треффенбергу, который в 1823 году предложил идею использования конвертов для предварительной оплаты почтового отправления. Треффенберг предлагал на конвертах напечатать рельефное или красочное изображение почтовой марки. Однако его предложение было отклонено как "нелепое" [3].

На австрийской марке с надписью "пионер почтовой марки" изображен Лоуренц Кошиер (1804 - 1879). Он еще в 30-х годах прошлого века предложил почтовому ведомству Австрии, где он работал, ввести "пошлинные марки для писем" и продавать их в буклетах. Идеи его признали "нежелательными и прожектерскими" [2].

Издатель и книготорговец Джеймс Чалмерс - еще один претендент на звание "отец почтовой марки". Он был издателем газеты "Данди кроникл". Для него более чем для кого-либо другого были чувствительны неудобства существовавшего тогда способа оплаты почтовых отправлений, когда почтовый сбор взимался в зависимости от расстояния, на которое отправлено письмо. Уже начиная с 1834 года, он задумывался над новой системой оплаты. В августе 1834 года Джеймс Чалмерс отпечатал в своей типографии на листе бумаги пробные марки, снабженные с оборотной стороны клеем, и представил эти образцы влиятельным лицам. «В ноябре 1837 года он изложил свою идею Роберту Уоллесу, председателю комиссии, назначенной Английским правительством для обсуждения почтовых реформ. Затем в 1838 году Чалмерс представил проект и Лондонскому торговому комитету, также занимавшемуся вопросом изыскания более рационального способа почтовых сборов» [3].

«В августе 1838 г. казначейство обратилось к публике с просьбой принять участие в обсуждении проекта новой системы оплаты почтовых отправлений. Тогда Чалмерс снова предложил свой проект, который, наконец, указом от 26 декабря 1839 года был принят правительством. Изготовление марок поручили граверам по меди Бэконци и Пешту. Однако у Чалмерса не хватило сил и времени "пробить" свое детище до конца. В 1889 г. его сын Патрик Чалмерс издал брошюру, в которой доказал, что настоящим изобретателем марки является его отец» [3].


Однако история беспристрастна. По некоторым источникам есть факты, которые нельзя опровергнуть, именно Роуленд Хилл осуществил на практике свой проект, и первая почтовая марка появилась в Англии 1 мая 1840 года.

Нужно сказать, что Хиллу потребовалось более трёх лет для выпуска почтовой марки. «В 1837 году Роуленд Хилл опубликовал свой проект "Реформа почтового ведомства, ее значение и осуществимость". В своей работе он предлагал унифицировать почтовые сборы по всей стране, ввести предварительную оплату пересылки с помощью "маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить их к письму"» [3].

В результате 6 мая 1840 года, в день продажи первой в мире марки, Р. Хилл сделал в своем дневнике запись: «Встал в 8. Продают почтовые марки. Большая давка на лондонской почте» [3]. В настоящее время известно примерно 30-40 писем, отправленных в этот день.

Вскоре после этого почтовые марки появились и в других странах: США (1845), Маврикии (1847), Франции (1849), Испании (1850), Канаде (1851), Люксембурге (1852), Нидерландах (1852), Норвегии (1853), Швеции (1855), Мексике (1856).

В России в 1856 году были выпущены почтовые марки для Великого княжества Финляндского, а с 1 января 1858 года первые русские почтовые марки поступили в обращение на всей территории Российской империи [11].

Систематическое коллекционирование было стимулировано изданием каталогов почтовых марок всех стран мира, появившихся в Европе, а также филателистических журналов и специальных альбомов для размещения филателистических коллекций. В России первый «Карманный альбом марок» появился в 1866 году, первый филателистический журнал «Марки» начал издаваться в 1896 году, а «Первый русский описательный и иллюстрированный каталог почтовых марок с 200 рисунками» вышел в свет в 1901 году [11].

   Уже на первом этапе становления филателии во многих странах Европы и Америки появились крупные коллекционеры, создавшие весьма внушительные коллекции почтовых марок всего мира. Легендой того романтического периода стал французский коллекционер Филипп Феррари (1848-1917), собрание которого содержало все известные тогда филателистические редкости. Он обладал огромным состоянием и для пополнения своей коллекции искал марки по всему свету, покупая не только отдельные раритеты, но и целые собрания других известных коллекционеров [15].


К числу известных российских филателистов того времени следует отнести Ф.Л. Брейтфуса (1851-1907), жившего в Петербурге, чья коллекция марок считалась третьей в мире после собрания Феррари в Париже и Т. Тэмплинга (1855-91) в Лондоне [15].

Из всех выдающихся филателистических собраний начала XX века в полном виде до настоящего времени сохранилась лишь эта. Другим выдающимся российским филателистом был А.К. Фаберже (сын знаменитого ювелирного мастера К.Г. Фаберже), обладавший уникальным собранием марок и цельных вещей Российской империи. Его коллекция вне конкурса экспонировалась в 1933 году на Международной выставке в Вене и произвела фурор в мировой филателии. Это собрание было распродано в 1939 году на аукционе в Лондоне.

В конце XIX века в некоторых странах (Германия, Франция, Болгария и др.) были созданы национальные почтовые музеи, при которых стали формироваться государственные коллекции почтовых марок.

В России Почтово-телеграфный музей (ныне — Центральный музей связи имени А.С. Попова) был открыт в Санкт-Петербурге в 1884 году. В нем хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты, насчитывающая свыше 4 миллионов почтовых марок и цельных вещей всех стран мира [11].

Первые филателистические объединения и союзы возникли в США (1868), Великобритании (1869), Германии (1869), Франции (1874). В России первые общества собирателей почтовых марок были организованы в 1883 году в Москве и Санкт-Петербурге.

В Российской Федерации с 1992 года национальной филателистической организацией является Союз филателистов России. В состав его входят 70 региональных объединений и союзов, объединяющих около 50 тысяч филателистов [11].

Международная федерация филателии, созданная в 1926 году на учредительном конгрессе в Париже, в настоящее время объединяет национальные филателистические союзы из 75 стран мира. Официальными языками ФИП являются: английский, испанский, немецкий, русский и французский.

Чаще всего прозвища отдельных марок связаны с сюжетом их рисунка или какими-либо наиболее приметными деталями надписи. Первую марку во всём мире немного фамильярно называют «чёрным пенни» — по её цвету и номиналу [3].



Выпу­щенная в 1945 году для Саксонии-Ангальта марка в 10 пфен­нигов прозвана «золотой десяткой» потому, что стала самой редкой из всей серии с гербами, в которую она входит. Напротив, «золотая Швейцария» — марка в 1 франк, выпу­скавшаяся в 1862 году и 1881—1882 годах, называется так потому, что действительно напечатана «золотой краской» [3].

Прозвища многих марок или их разновидностей связаны с особенностями рисунков. Одной из самых старых считается «базельская голубка» — марка кантона Базель (1845 г.).

Марки «голова Колумба», выпущенные в Чили в 1853—1886 годах, не следует смешивать с «колумбовскими марками» памятной серии США 1893 года.

Первые бельгийские марки названы «эполетами» из-за того, что на них изображён портрет Леопольда I в мундире с эпо­летами. Марки выпуска 1919—1920 годов изображают короля Альберта в современной военной форме, почему они и извест­ны под названием «стальной шлем».

С 1 июня 1893 года до октября 1914 года в Бельгии курсировали марки с купоном. На купоне имелся текст «NE PAS LIVRER LE DIMANGHE, NIET BESTELLEN OPZONDAG» («В вос­кресенье не доставлять»). Если марка наклеивалась на пись­мо вместе с купоном, оно не доставлялось в воскресенье. Ес­ли же отправитель хотел, чтобы его письмо было доставлено, он отрывал купон. Среди филателистов эти марки получили известность как «воскресные» [3].

Необычность форм некоторых марок дала повод для возникновения таких названий, как «двойная Женева» или «треуголки мыса». «Двойная Женева» состоит из двух одинаковых марок по 5 сантимов, предназначенных для местной почты (1843 год). Обе марки объединены единой верхней надписью «10—РОКТ САМТСЖАЬ—Сегй», так как тариф за доставку письма внутри кантона Женева составлял 10 сантимов, а мар­ки такого номинала не было. На письма наклеивались обычно две одиночные или объединённые в пару марки по 5 санти­мов. «Треуголки мыса» — первые марки мыса Доброй На­дежды (Африка), выпуска 1853-1854 годов были действитель­но треугольной формы.


Для первых выпусков Бразилии выбраны необычные, но очень точные названия. Из-за овального фона цифр номинала марки выпуска 1843 года получили название «бычьих глаз». Марки второго выпуска 1944-1946 годов с изменённой формой фона зовутся «козьими», а марки третьего выпуска 1850 года — «кошачьими» глазами.

Часть первых немецких полуофициальных авиапочтовых ма­рок была снабжена надпечаткой «Се1Ьег Нип» («Жёлтая со­бака»); по надпечатке возникло и краткое филателистическое название этих марок. С 1924 года по 1929 год выпускались благотворительные марки с изображением гербов немецких земель в овале на белом поле. По своему внешнему виду марки получили прозвище «пасхаль­ных яиц».

В Санкт-Петербургском музее связи имени А.С. Попова хранится самый ранний проект первой российской марки. Он представляет собой тонко исполненный черной тушью рисунок, наклеенный на лист картона, на котором внизу сделана надпись: "Проект рисунка первой русской почтовой марки, представленной Ф.М. Кеплером 21 октября 1856 года". С этого проекта и началась история русской филателии...[11].

Официальная дата почтового обращения марок на европейской части территории Российской империи - 1 января 1858 года, однако некоторые коллекционеры владеют марками, погашенными еще в 1857 году.

Дело в том, что в Санкт-Петербурге было решено продажу марок организовать не только на почтамте, но и в крупнейших магазинах, расположенных в центре города. И до 1 января 1858 года в Петербурге их было продано около 8 тысяч штук.

Таким образом, несмотря на официальный срок введения в почтовое обращение первой русской марки 1 января 1858 года, документально установленным первым днем ее продажи населению считается 23 декабря 1857 года. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ряд коллекционеров являются обладателями редчайших конвертов с первыми русскими марками, погашенными в декабре 1857 года. 

§ 3. Особенности изображений на почтовых марках

3.1. Темы и сюжеты почтовых марок

За 165 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстри­руют общественное устройство различных стран и стали под­линными свидетелями исторического развития.

Сюжет первой почтовой марки — портрет — занимает большое место и в настоящее время. Однако теперь на марках изобра­жаются не только главы государств, но и выдающиеся деятели науки и искусства. Часто марки различных стран украшаются портретами художников и композиторов, писателей и поэтов, великих гуманистов и борцов за свободу. В некоторых странах, как например, в Соединённых Штатах Америки, действует закон, запрещающий изображение живу­щих лиц на почтовых марках. Этот закон был отменён лишь в 1905 году. В Перу на основе такого закона в 1932 году не была выпущена в обращение уже отпечатанная марка.

Второй основной сюжет, часто встречавшийся на классических марках, — изображение государственного герба — встречается и на современных марках. Больше всего марок с гербами было, пожалуй, выпущено во Франции, Швейцарии и Венесуэле.

Марки с рисунками на культурно-исторические темы позво­ляют коллекционерам знакомиться с нравами и обычаями многих народов мира. Многочисленные марки с изображением народных танцев и костюмов представляют наглядный материал. Даже территория, на которой проживают различные народы, изображаются на марках. Почти все страны мира уделили на своих марках достойное место растительному и животному миру.

Марки всех стран свидетельствуют о техническом прогрессе и промышленных успехах; на них изображаются крупные заводы и фабрики, электростанции и плотины, железные дороги, корабли, порты и мосты. Постоянно встречаются на марочных рисунках средства транспорта, имеющие большое значение для почты. Чаще всего встречаются по­чтовые кареты, почтовые пароходы и самолёты.

Не забыт и отдых людей — они показаны во время занятий спортом и в играх, во время веселья и танцев и, не в послед­нюю очередь, во время филателистических занятий.


Изобра­жает марка и саму себя. Этот сюжет особенно популярен для выпусков в честь юбилеев марки и в связи с крупными фила­телистическими выставками.

Широко представлены на марках искусство, музыка, живопись, скульп­тура, архитектура и графика. На марках даются не только портреты деятелей искусств, но и их произведения. Так, в Бразилии на марке изображён нотный лист со вступительными тактами оперы «Иль Гуарани» Антонио Карлоса Гомеса. Аргентина и Чехословакия воспроизвели на почтовых блоках свои национальные гимны.



Запуск первого искусственного спутника, осуществленный в СССР 4 октября 1957 года, ознаменовал начало нового направления в филателии, кратко именуемого Космос или Космическая филателия. Это направление быстро стало популярным.



Так как работы по созданию первого спутника были засекречены, то и никаких предварительных работ по подготовке марок не велось. «Но через два дня после старта московский график Евгений Гундобин уже работал над эскизом марки о спутнике. Газета «Правда» опубликовала 9 октября первые подробные материалы о спутнике. И Гундобин решил воспользоваться документальным материалом: схема, опубликованная в газете, послужила прообразом марки» [5].

«Черно-синяя марка на голубой бумаге поступила в обращение 5 ноября 1957 года. Это была первая в мире марка, посвященная первому спутнику. Вторая марка, повторяющая рисунок в измененном цвете (ярко-синяя на белой бумаге), вышла 28 декабря» [5].

С этих марок и началась космическая филателия. Сразу же, в ноябре, вышли марки Германии и Румынии, а чуть позже - Польши, Китая. Стало ясно, что космическая филателия не ограничится только марками стран, запускающих космические аппараты.


«У филателистов, собирающих марки по теме "Космос", историческому полету Юрия Гагарина посвящен один из самых больших разделов коллекций. Одних только основных вариантов таких марок, по последним данным, насчитывается более 320 из 70 стран» [5].

Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. «Поводом для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I-ой Олимпиады в Афинах. Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол", квадрига, скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь)» [10].

Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в Афинах профессор А. Своронас. Печатались марки в правительственной типографии в Париже. Марки поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских игр. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экземпляров.

В 1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К Играм в Афинах была отпечатана серия из четырнадцати марок с девятью сюжетами, которые возвращают нас к Олимпиадам древности. На этот раз серия поступила в почтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способствовало улучшению их рекламы.

Очень немногие коллекционеры собирают только одну страну или период в специализированные альбомы. Большинство людей любит собирать марки, на которых изображен какой-либо интересный для них предмет. Согласно неофициальной статистике, тематические коллекционеры составляют 80 % коллекционеров марок.


Дети, как правило, начинают собирать марки с тематических коллекций - кошки, собаки, цветы, автомобили, самолеты на марках. Взрослые продолжают собирать на тему, но предмет становится более изощренным. Из цветов остаются только орхидеи или розы, из животных - лошади и т.п. Часто это сфера профессиональной деятельности, так доктор собирает все о медицине, нефтяник - о нефтяной промышленности и т.д.

Правителей на марках изображали всегда. «Начиная с первой почтовой марки, "черного пенни", на котором в 1840-м году красовалась английская королева Виктория. Англия, кстати, с тех пор не пишет на своих марках название страны - по праву первородства. Вместо этого на всех английских марках присутствует профиль короля или королевы» [13].

СССР был великой марочной державой. И по разнообразию, и по качеству исполнения советские марки были одними из лучших в мире. Но при огромном количестве политических выпусков с вождями на наших марках дело обстояло не ахти как. Сотни марок с Лениным, и всего пара десятков со Сталиным. После Сталина ни один наш руководитель, за исключением Брежнева, на марки не попадал. Да и Брежнев угодил всего два раза, с Конституцией и с Индирой Ганди.

Сейчас в России действуют правила, по которым изображение человека может быть размещено на марке лишь после его смерти.

Впрочем, Владимира Путина можно увидеть на иностранных марках. Первыми начали северные корейцы. Блок, посвященный визиту президента России в Пхеньян, вышел в 2000 году, и с тех пор встречам Кима с Путиным посвятили еще три выпуска.

Марка - это визитная карточка страны, сказал в свое время Георгий Димитров. У России очень оригинальная визитка - кроме русского, название нашей страны написано на марках на несуществующем языке. Дело в том, что все страны с нелатинским алфавитом дублируют свое название на каком-нибудь из распространенных языков - английском или французском. Россия решила пойти своим путем - если в советские годы мы ограничивались родным алфавитом, то в 1992-м году изобрели новое слово ROSSIJA.


Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года было введено воинское звание Маршала Советского Союза, «персонально присваиваемое Правительством Союза ССР выдающимся и особо отличившимся лицам Высшего командного состава». С тех пор изображение маршалов стало одной из самых популярных тем в советской филателии.

Первыми марками, посвященными Маршалам Советского Союза, можно считать марки с изображением И. Сталина. «Такие марки выпускали еще в 1940-х, а наибольшее их количество было выпущено в 1949 году (к 70-летию со дня рождения) и в 1954 году (в связи со смертью). А всего марки с портретом Сталина выпущены в 28 странах» [7].

 Новогодняя марка — «живописная разновидность марок с изображением на тему Нового года и новогодними пожеланиями. Такие экземпляры часто выпускаются в государствах в честь праздника, и являются вполне функциональными» [8].

«В первый раз замысел о создании подобной марки появился у одного из почтальонов в начале ХХ века. Пробный экземпляр не использовался для почтового платежа, а был исключительно декоративным. Известность подобных экземпляров постепенно возрастала, и до сегодняшнего дня их выпускают в скандинавских державах. Обычные мотивы – новогодняя елка, катающиеся на салазках дети, снежные бабы и крепости» [8].

 Марки новогодней тематики, которые выполняли надлежащую маркам функцию, появились позже. «В 1948 году японцами была создана марка, которая целиком была посвящена Новому году – на ней были изображены ребятишки, которые играют в традиционные зимние игры. После этого удачного эксперимента выпуск марок, посвященных Новому году, а затем и Рождеству стал постоянным, и не только в Японии, но и в других державах мира. В СССР, подобные марки появились во второй половине ХХ века, и также стали обычным явлением» [8].


Несколько держав выпускают праздничные марки по восточному календарю. Они связаны тематикой именно восточных традиций – на них изображается животное, которому посвящен год, или все животные, которые относятся к каждому году. Узоры могут быть в единственном роде, или выпускаться тиражом. Могут печататься марки с рисунком в виде статуэток или других восточных символов данного праздника.

Особую ценность для филателистов представляет собой категория марок, в которую входят тиражированные марки, при изготовлении которых были допущены ошибки или погрешности.

Выпущенные марки с браком нельзя путать с марками, брак которых был замечен заранее, и в тираж они не вышли. Конечно, последние могут оказаться в частных коллекциях, но такой ценности иметь они не будут. Нельзя и путать почтовые марки с погрешностями и марки, где погрешность оказалась из-за работников почты или отправителей. Об ошибках на почтовых марках пойдёт речь в следующем пункте данного параграфа.

3.2. Ошибки на почтовых марках

Почтовые марки с ошибками — «совокупность официально выпущенных в обращение почтовых марок, в процессе производства которых был допущен брак, ошибки — «гуманитарные» (по вине художника, гравёра и др.) и технические (при изготовлении клише, перфорировании, в процессе печати и т. д.)» [12].

Почтовые марки с ошибками обычно подразделяют на два больших класса:


  • «ошибки гуманитарного характера, возникающие по вине художника или гравёра (неправильные надписи, даты, сюжетные ошибки, территориальные или персональные погрешности)» [12].

  • «технические (технологические) (возникающие при печати и вызванные как неправильной работой человека, так и ошибками в механизмах. Например, отсутствие требуемого цвета при печати или неправильно настроенное клише)» [12].

Большинство сюжетных ошибок вызвано невнимательностью: это пропуски букв в надписях, неправильно поставленные даты, путаница с изображаемыми персонами и сопутствующими сюжетами, неверно отображённые на марках географических картах границы государств, государственная символика.


Ошибки гуманитарного характера обычно подразделяют на следующие категории:


    • «в сюжете рисунка или водяного знака: несочетаемые элементы, в том числе их асинхронность; недопустимые элементы, в том числе их двусмысленность; оформительские ошибки» [12].

    • «в надписях или надпечатках (в цифрах, названиях, именах, понятиях): опечатки, описки, орфографические, пунктуационные ошибки; смысловые, фактические ошибки» [12].

Технические (технологические) ошибки обычно классифицируются так:

Ошибки печати

Отсутствие одного из цветов

Неправильные цвета

Смещение цветов

Смещённый центр

Промежуточные поля

Перевёртка

Абкляч

Недостаток красок

Двойной оттиск

Смазанный рисунок

Ошибки в бумаге

Вид и цвет бумаги

Сортность и качество

Ошибки водяного знака

Непропечатанный

Неправильный

Избыточный

Ошибки при надпечатывании

Отсутствие части текста

Перевёрнутая надпечатка

Смещённая надпечатка

Ошибки гуммирования

Отсутствие клеевого слоя (полностью или частично)

Избыточное гуммирование

Ошибки при клишировании

Бракованное клише (трещины, провалы и др.)

Некорректная замена части клише

Ошибки при перфорировании

Отсутствие перфорации

Неправильный размер перфорации

Смещённая перфорация

Избыточная перфорация

К типу «классических» ошибок относится «кукушкино яйцо». Так филателисты называют случай, когда в печатную форму марочного листа одной марки попадает клише другой. «Кукушкины яйца» не так редки. Были случаи, когда мимо контроля проходило и попадало в руки филателистов немало экземпляров. Так, в 1924 году в Польше при печатании марок с гербом в венке в печатную форму, состоящую из 100 клише 40-грошевых марок и печатавшуюся серо-голубой краской, случайно было вмонтировано одно клише 25-грошевой марки, тираж которой печатался коричнево-красной краской. Таким образом, в руки нескольких филателистов попали 25-грошевые марки несвойственного им серо-голубого цвета [12].


В 1893 году почта Соединенных Штатов решила удивить мир большой 16-марочной серией, посвященной 400-летию открытия Америки Ко­лумбом. Из 16 марок лишь на двух мы видим корабли Колумба, на 14 остальных — самого Колумба. На всех марках он выглядит по-разному. Так, на одной марке славный мореплаватель в окружении моряков рассматривает с палубы судна американский берег, который он считал берегом Индии. Первооткрыватель бодр и свежевыбрит. Но на следующей марке, показывающей высадку Ко­лумба на берег, это уже заросший густой бородой человек. Зато на последней марке серии Колумб, после всех треволнений, невзгод и неприятностей, снова бодр и чисто выбрит. Особенно удивляет вторая марка: ведь между эпизодами, изобра­женными на ней и на первой марке, прошло всего несколько часов, откуда же такая борода? Готовя проекты марок этой огромной по тем временам серии, пользовались картинами художников, как говорится, разных времен и народов. Известно, что Колумб никогда не носил бороду, но целый ряд латиноамериканских стран, особенно Колумбия и Чили, не раз выпускали марки с бородатым Колумбом. Да что там борода, ее можно отращивать и сбривать. Но если хорошо присмотреться, то в правой руке Колумба на первой марке можно увидеть подзорную трубу. А в 1903 году почта островов Сент-Китс-Невис озадачила филателистов маркой, на которой уже невооруженным глазом видно, что Колумб уже внимательно смотрит через раздвинутую подзорную трубу. Хорошо известно, что подзорная труба изобретена голландским оптиком Липперсгеем в 1608 году и усо­вершенствована великим астрономом Галилео Га­лилеем около 1619 году. Так что королева Изабелла, снаряжая Колумба в далекое плавание более чем за 100 лет до того при всем желании, не могла снабдить его подзорной трубой.



Марки с неправильным рисунком выходили в 1905, 1907— 1917, 1920, 1921 — 1929, 1938 — 1948 годах и даже в 1950 году [12].

Это обычный полиграфиче­ский брак, который должен уничтожаться при контроле. Но случается, что такие марки-уродцы каким-то путем, иногда и нелегальным, попадают к филателистам. Классическим примером пере­верток являются марки США с пароходом, поездом и автомобилем из серии 1900 года, посвященной Всеамериканской выставке, и одна из первых авиапочтовых марок США 1918 года с перевернутым самолетом.



 Известно и  множество других ошибок, допу­щенных по вине художников, редакторов, полигра­фистов, готовящих печатные   формы.   Многие знают, что «президент США Франклин Рузвельт был страстным филателистом,   отдававшим   все свободное   время   маркам.   Филиппины, Монако и некоторые другие страны изобразили на своих марках Рузвельта за любимым занятием, но не обошлось и без курьеза. На марке Монако он рассматривает через лупу свою левую руку, держащую марку. Непонятно лишь, что его так заинтересовало:  марка   или   собственная   левая рука,    на    которой   художник   явно нарисовал лишний палец...» [12].



Несколько десятилетий филателисты считали, что на марке Ньюфаундленда 1866 года художник погрешил против истины, изобразив на льдине тюленя не с передними ластами, а с лапами. Но в 20-х годах нашего века художник был «реабилити­рован». Оказалось, что на Ньюфаундленде существует порода больших серых тюленей с передними лапами.


На ямайской марке 1932 года плоды на банановом дереве растут не кверху, как им положено по законам природы, а книзу. На австрийской марке 1934 года у лыжника оказались почему-то переверну­тыми уши. На американской марке 1944 года изобра­жен паровоз, у которого струя дыма направлена в одну сторону, а развевающийся флаг — в другую.

В африканской Республике Чад марочные художники, вероятно, не очень разбираются в различиях между хоккеем на льду и хоккеем на траве. Это привело к тому, что на одной из спортивных марок появился хоккейный вратарь в полных доспехах со всеми положенными атрибутами, защищающий свои ворота, которые стоят на зеленом травяном поле.



следующая страница >>