birmaga.ru
добавить свой файл

1
Урок по русскому языку в 9 классе


Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения» (По тексту Е. П. Брандиса «Жюль Верн»)

Цель урока:


Задачи:

  • закрепление знаний о приемах компрессии текста;

  • совершенствование умения использовать приемы содержательной компрессии текста (выделять главную информацию в тексте, свертывать информацию);

  • совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексиче­ские и грамматические средства языка,

нужные для краткой и связной передачи информации;

  • развитие внимания, памяти, логического мышления.

Тип урока – урок закрепления изученного материала.

Методы, используемые на уроке: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: раздаточный материал, памятки, речевые клише.

Ход урока.

  1. Оргмомент




  1. Повторение изученного материала

Учитель:

- Объясните, что такое компрессия текста?

Ученик:

- Краткий пересказ текста, при котором оставляется только самое главное, существенное.

Учитель:

- Какими способами можем сжимать текст?

Ученик:

- Способом исключения и обобщения. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности. При обобщении выделяем единичные факты, затем объединяем специальными языковыми средствами.

Учитель:

- Что такое микротема?
Ученик:

- Тема фрагмента текста, его части. Микротемы передают основное содержание текста.

Учитель:

- Какая информация текста является главной?

Ученик:

- Информация, которая передает основное содержание текста.

III. Слово учителя
На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Отдельные фрагменты текста будем передавать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы, последовательно и логично воспроизводить их в своем изложении.

Вспомним алгоритм написания изложения:


  1. Слушаем текст.

  2. Находим микротемы.

  3. Находим опорные слова.

  4. Строим предложения, используя опорные слова.

  5. Соединяем микротемы, образуя текст.

  6. Редактируем текст.




  1. Работа с текстом

Учитель:

- Перед вами текст, в котором нет абзацев. Определите, сколько абзацев в данном тексте?

(1)Французский писатель Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа. (2)Он создал целую библиотеку увлека­тельных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (З)Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4)65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5)В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной нави­гации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях. (6)В его романах появился новый герой - рыцарь науки, бескорыст­ный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой по­двиг. (7)Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. (8)Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англи­чане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы... - благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9)Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10Писатель и сам был великим тружеником. (11)Даже в старости, совсем ослепнув, он про­должал сочинять, надиктовывая свои книги. (12)О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его вы­сказывание: (13)«Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14)Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15)Их счастьем будет труд, их вдохновением -научные исследования, их идеалом - свобода, для которой создан че­ловек».


(По Е. П. Брандису)

Ученик:

- В данном тексте можно выделить 4 абзаца.

Учитель:

- Подчеркните ключевые слова каждого абзаца.

Ученик:

Создатель жанра научно-фантастического романа; познавательные сведения; необыкновенные путешествия; новый герой – рыцарь науки; жить творчески, свободно и счастливо; герои – благородные, сильные; труженик; ослепнув, продолжал сочинять; жизнелюбие, гуманизм; народы договорятся; завоевания науки не во вред; счастье – труд, идеал – свобода, для нее создан человек.)

Учитель:

- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана в таблицу.

Ученик:


абзаца

Микротема

1

Жюль Верн – создатель жанра научно-фантастического романа, написавший произведения, наполненные познавательными сведениями из разных областей знаний.

2

Писатель создал нового героярыцаря науки, которая способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.

3

Герои книг Жюля Верна – благородные, мужественные, сильные, великодушные, трудолюбивые, как и он сам, люди.

4

Жюль Верн был гуманистом, верившим в разум человека, в идеалы свободы.


Учитель:

- А теперь, используя различные способы сжатия текста, подвергнем сжатию каждую микротему.
Первая микротема.

Работаем с первым абзацем текста, маркером выделяем информацию, в которой заключена главная мысль.

- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?

(1)Французский писатель Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа. (2)Он создал целую библиотеку увлека­тельных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (З)Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4)65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5)В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной нави­гации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях.

Ученик:

- Можно исключить родственные слова из предложений 1 и 2, исключить определение «французский писатель», исключить предложение 3, дета­лизирующее предыдущее. Объединить предложения 1 и 2,4 и 5, упростив их. Обобщить содержание предложения 5.

Жюль Верн - создатель жанра научно-фантастического романа, автор увлекательных произведений, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. В его романах рассказывается о необыкновенных путешествиях и исследованиях природы

Учитель:

- Мы сжали микротему более чем в два раза. Какими способами компрессии текста вы воспользовались?
Ученик:

- Способом исключения и обобщения.
Учитель:

Вторая микротема. Работаем в парах.

(6)В его романах появился новый герой - рыцарь науки, бескорыст­ный учёный, готовый ради осуществления своей мечты на любой по­двиг. (7)Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.

Ученик:

Исключим определения, уточняющие понятие «рыцарь науки» в пред­ложении 6; в предложении 7 оставим обстоятельства, не являющиеся сино­нимами.

Он создал нового героя - рыцаря науки. Именно наука, считал пи­сатель, способна помочь человеку жить творчески, свободно и счаст­ливо.


Третья микротема. (Работа в парах)

Учитель:

- Каким способом будем сжимать этот абзац?

Ученик:

- Способом обобщения, так как можно обобщить однородные члены предложения 8: «англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы...», оставив обобщающие слова; исключить определение «великодушные», так как оно входит в понятие «благородные». Объединить предложения 9 и 10, переместив эту информа­цию в предложение 8. Упростить предложение 11.
(8)Герои книг Жюля Верна - представители разных народов: англи­чане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы... -благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9)Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10)Писатель и сам был великим тружеником. (11)Даже в старости, совсем ослепнув, он про­должал сочинять, надиктовывая свои книги.

Герои книг Жюля Верна - представители разных народов - благород­ные, мужественные, сильные, трудолюбивые, как и он сам, люди. Даже в старости, ослепнув, он продолжал сочинять.

Учитель:

Четвёртая микротема. (Самостоятельная работа).

(12)О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его вы­сказывание: (13)«Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14)Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15)Их счастьем будет труд, их вдохновением - научные исследования, их идеалом - свобода, для которой создан че­ловек».

Ученик:

- В этом абзаце заменим прямую речь косвенной, объединим предложения 12—15.

Жюль Верн любил жизнь, был гуманистом, верившим в разум чело­века, в созидательную силу науки, в счастье труда, в идеалы свободы, для которой и создан человек.


  1. Редактирование текста.


Учитель:

Один из критериев – 90 слов в изложении. У кого больше, необходимо сократить до 90.


- Перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, зачеркнув лишние слова, но это не должно влиять на целостность, смысловую зависимость текста. Обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднение. Если не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение. Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.


  1. Проверка работ в парах по критериям.




  1. Подведение итогов.

Учитель:

- Сравним исходный текст и сжатый тексты. Что сохранилось, изменилось?

Ученик:

- Сохранилось: вид текста, микротемы.

- Изменилось: текст стал лаконичным.

  1. Написание изложения

Для слабых учеников - работа с клише.


  1. Выполнить сжатый пересказ текста.

Жюль Верн – создатель (какого жанра?)________________ В его романах рассказывается (о чем?)________ и (о чем?)______________.

Он создал_________________(какого?)________________. Именно наука, считал_____________, способна (что сделать?) ________________________ (как?)____________,____________и___________________________________.

Герои книг___________________ - представители (каких?)_____________,

(какие?)_________,______________,___________,________ люди. Даже в старости, (что сделав?)______________, он (что делал?)________________.

Жюль Верн любил_____________, был__________, (каким?)____________,

_______________________,_____________,____________,идеалы свободы,

(какой?)______________________________.

Приложение

Как проверить написанное


  1. После написания текста на черновик, прочитай его минимум 3 раза.


  2. Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

- Передаю ли основное содержание исходного текста?

- Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

- Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

- Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3. Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

- Можно ли текст назвать связным?

- Правильно ли выделены абзацы?

- Нет ли грамматических ошибок?

- Нет ли речевых ошибок?

- Выразительна ли речь?

4. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

Критерии оценивания изложения (С1)
ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количеств баллов за сжатое изложение по критериям

ИК1-ИК3 7

Список использованной литературы



  1. Материалы курса педагогического университета «Первое сентября» «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: методика и практика» - М.: Педагогический университета «Первое сентября», 2010

  2. Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс. Составитель Н.В. Егорова.- М: ВАКО, 2010

  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Составители И.П. Цибулько, В.Н. Александров, Л.И. Пучкова, Т.В. Соловьева.- М.: «Интеллект-Центр», 2010.