birmaga.ru
добавить свой файл

1


Разработка урока

Тема: «Первобытное общество»

Класс: 5

Учитель: Карнушин А.А.

Цель:
повторить и закрепить изученный материал по теме «Первобытное общество» с использованием наглядных средств.

Задачи:


  • облечь материал в образную форму, что способствует его лучшему усвоению и закреплению;

  • Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся;

  • воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества.



Организация урока: Поделить класс на 2-3 команды в виде жеребьевки. Приготовить фишки участникам за правильные ответы. На роли привлекаются старшие ребята.

Оборудование. Декорации: костёр, пещера. Фонозаписи- звук барабана, треск огня костра, шум ветра. Бубен. Создать импровизированную сцену с занавесом. Проектор. Авторучки, листы бумаги А4.

« Первобытное общество».

Ход урока.

  1. Перед началом занятия учащиеся делятся на 2 команды через жеребьевку. Названия они получают тем же образом. Затем занимают свои места, на которых заранее приготовлены авторучки, листы бумаги.



  1. Вступительное слово учителя: Как притягательны тайны далёкого прошлого истории человечества. Сколько неразгаданного и неизвестного хранит она, о многом можно лишь только догадываться. Благодаря кропотливому труду учёных, исследователей мы можем представить, как жили люди в далёком прошлом. А если чуть пофантазировать, то легко можно перенестись в те незапамятные времена.

(Видеофрагмент о первобытных людях)



  1. Картина 1. Борьба за огонь.

( Шум ветра. Занавес открывается.)

Автор: В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем – огонь был мёртв!

Они поддерживали его в трёх клетках. Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили через реки и болота. Он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твёрдыми концы рогатин. И вот теперь он мёртв! Отчаяние овладело даже мужественным Фаумом – вождём уламров.

Фаум: Что же станется с уламрами без огня? Кто защитит их от мрака и ветров зимы? Им придётся есть сырое мясо и горькие овощи. Кто завладеет снова огнём, тот станет братом Фаума, тот получит третью часть охоты, четвёртую часть всей добычи. После моей смерти станет вождём. Он получит и мою дочь в жёны.

Нао: Я, Нао, сын Леопарда. Пусть дадут мне двух быстроногих воинов и я поёду, завоюю огонь у сыновей Мамонта или пожирателей людей.

Аго: Я, Аго, сын Зубра. Аго хочет завоевать огонь! Он пойдёт со своими братьями и будет подстерегать врагов по ту сторону реки. Он либо погибнет, либо вернёт огонь уламрам.

Фаум: Торопитесь! Нас осталось мало. С помощью пальцев рук и веток я пересчитал уламров. Каждая ветка соответствует количеству пальцев на обеих руках. Осталось 4 ветки воинов, 6 веток женщин, 3 ветки детей, 2 ветки стариков.

(Нао и Аго уходят. Занавес закрывается.)


  1. Ведущий: Мне кажется, что участникам команд не трудно будет подсчитать -сколько же всего уламров осталось. (вопросы отображаются на экране проектора)

Задание 1. Участники подсчитывают сколько уламров осталось. Фишку получают те, кто сделает это первым и правильно.

Задание 2. Как вы думаете, в каком историческом периоде происходят эти события: доледниковом, ледниковом или послеледниковом?

Задание 3. Откуда к людям пришёл огонь? Какими способом можно его добыть?



  1. Картина 2. Пещера Тума.

(Действующие лица: Вождь , колдун Улла, мальчики – Тум и Ака, воины.

Декорация – пещера, импровизированный костёр, потрескивает огонь. У костра сидит вождь, в пещеру вбегает воин.)

Воин: О, великий вождь! Свершилось ужасное! Тум- сын Волка и его друг Ака- сын Леопарда проникли в священную розовую пещеру предков. Вот этими дротиками они выцарапали на стене фигуры людей и животных. О, горе нам! Мальчишки признались, что делают это не в первый раз. Вот почему наступили дни больших холодов и звери уходят всё дальше- это духи предков разгневались.

Вождь: Зови всех на совет племени! Скажи колдуну Улле, что я жду его. Приведите сюда этих негодных мальчишек. О, духи, смените гнев на милость!

( Звучит дробь барабана, все собираются на совет племени.)

Вождь: Свободные охотники! Много лет наше племя жило в этих горах. У нас всегда была удачная охота, нас боялись враги, потому что духи наших предков оберегали нас. Теперь они прогневались. Наши охотники всё чаще возвращаются со скудной добычей. Голод приходит в племя, а виноваты в этом они ( показывает на мальчиков). Они проникли в свящённую пещеру предков и потревожили их.

Голос из толпы: Их нужно принести в жертву! Их нужно убить. Многие голоса подхватывают эти слова.

Вождь: Тихо! ( поднимает руку). Послушаем великого колдуна Уллу.

Гремит гром. С криком вбегает колдун, под звуки бубна исполняет танец, втягивая в него воинов. Затем падает. Все воины в ужасе ложатся на землю. Улла встаёт.

Улла: Встаньте, свободные охотники! Слушайте, что сказали духи! Если мы убьём мальчишек, то они прогневаются на нас. Ведь они не покарали Тума и Аку, когда те рисовали свои рисунки на стенах священной пещеры. Значит духи их охраняли. Мы должны оставить мальчиков живыми, но племя должно покинуть эти места и уйти туда, куда уходят все звери.

Вождь: Да будет так!

(занавес закрывается).




  1. Ведущий: Вопросы командам. (вопросы отображаются на экране проектора)

1.Как объясняли древние люди различные явления природы, рождение, болезни, смерть, удачу или неудачу?

2. Как охотились первобытные люди? Опишите один из способов охоты.

3. Что и почему изображали древние художники?

4. Где встречаются пещеры с рисунками первобытных художников?

5. Участвовали ли художники в хозяйственной жизни племени?

Ведущий: А теперь работа командами. (задание на соотношение картинок и названий)

Подведение итогов двух конкурсов.



  1. Картина 3. Колесо времени.

(Действующие лица: ведущий, старейшины племени).

Лесная поляна, на ней собрались на совет старейшины. На поляну выходит ведущий с плеером и сотовым телефоном. Звучит музыка. Ведущий замечает странных людей.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые! Откуда это вы такие странные? ( Видит копья). Ой, сколько палок наломали! Увидят экологи и попадёт же вам! А прикид такой у вас интересно откуда?

Старейшины: ( тоже изумлены). О, духи! Что это происходит на нашей священной поляне?

(Слышен звук мотоцикла. На поляне появляется на мотоцикле физик – экспериментатор и подъезжает к старейшинам и ведущей.)

Физик: Радостно вопит: Ура! У меня всё получилось!

Ведущая: Что получилось?

Физик: Колесо времени у меня получилось. Видишь- сработало!

Ведущая: Ну, теперь понятно, на нашей любимой полянке обосновались

доисторические личности. И что они будут здесь делать? За мамонтами бегать?

Физик: Да я вот только побеседую с ними и отправлю их обратно. Здоровается со старейшинами.

Старейшины: Кто вы и как сюда попали?

Физик: Это не мы к вам, а вы к нам попали, в будущее. Мы – ваши далёкие потомки.

Старейшины: А где же ваши копья и дротики? Где ваше племя?

Физик: Дротики и копья нам не нужны. У нас есть оружие гораздо страшнее.

( На экране появляются фрагменты фильмов о войне). Человек поднялся к звездам, спускается под землю, погружается на дно морей и океанов.( На экране демонстрируется сказанное). Мы знаем почти всё!

Старейшины: А о нас, что вы знаете?

Физик: Очень даже многое! Мы вам сейчас докажем это.




  1. Ведущий: Блиц - турнир.( Ответы команд на вопросы. За правильный ответ фишка. Вопросы появляются на экране проектора) .



  1. От какого события ведётся счёт лет нашей эры? ( рожд. Христово)

  2. Древнейшие способы добывания пищи.( собирательство и охота).

  3. Вера в вымышленные сверхъестественные существа. (религия)

  4. Предводитель племени.(вождь).

  5. Первый металл, открытый людьми( медь).

  6. Первое животное, прирученное первобытным человеком ( собака).

  7. Символическое изображение духа или божества (идол).

  8. Коллектив людей, произошедший от общего предка (род).

  9. Материал, из которого изготавливали древнейшие орудия труда. (камень)

10. Изображение человеком окружающего мира (искусство).



  1. Физик - старейшинам: Убедились?

Старейшины: Да. Мы видим, что вы отлично знаете нашу эпоху. И за это мы приносим вам в дар символ нашего племени. (вручают подарки)

Ведущая - физику: Разве ты не видишь, что устали наши далёкие предки? Пора бы отправить их в своё время обратно.

Физик: Пожалуйста!.

Подведение итогов. Рефлексия. Награждение команд.

А в заключении давайте посмотрим мультфильм.

Всем спасибо за внимание.




1 мин

1 мин


6 мин

4 мин


6 мин

5 мин


6 мин

4 мин


4 мин

1 мин


5 мин