birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока «Общение как обмен информацией»


Цель: объяснить понятия «общение», «коммуникация», «невербальное общение»; охарактеризовать средства общения, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации.

Конспект урока


  1. Проблема общения одна из базовых проблем социальной психологии.

Что такое общение? (выпиши определение из 1 абзаца на стр.320)

  1. Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Сравним эти понятия. Заполнив таблицу:

Вопросы для сравнения

Общение

Коммуникация

Направленность процесса

Двунаправленность (наличие обратной связи)

Однонаправленность (односторонняя связь)

Роль субъектов

Равноправны, равноценны, свободны, активны

Активны в передаче информации

Роль объектов

Осознанно вступают в контакт, видоизменяют информацию, дополняют, уточняют

Получают информацию

Вывод: особенностями коммуникации являются:

  • Взаимная информированность

  • Единая система языка и значений

  • Значимость информации

  • Наличие барьеров

Подробно прочитай в параграфе 31 п. 1

  1. Передача любой информации осуществляется посредством различных знаковых систем.

Виды средств общения:

Вербальные (речевое) – читай параграф 31 п.2

Невербальные (жесты, мимика, пантомимика, экстралингвистика)- читай параграф 31 п. 3



  1. Особенности общения в современном мире.

Выполни задание № 3 на стр. 328, используя материал учебника стр. 326-327
Д/з параграф 31.

Тема урока «Общение как взаимодействие»

Цель: объяснить понятия и термины: «общение как меж­личностное взаимодействие», «кооперация», «конкуренция», «конку­ренция», «интеракция», «доминантный собеседник», «недоминантный собеседник», «экстраверт», «интроверт»; ознакомить с особенностями общения как межличностного взаимодействия; описать и проанали­зировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юно­шеском возрасте.
Конспект урока

Общение - это не только обмен информацией, знаниями, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения.

Мыслители по-разному объясняют суть этого общения.

Одни, сторонники теории обмена (автор теории Дж. Хоманс) полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и за­траты. Яркий пример подобного понимания содержится в притче. Прочитайте и прокомментируйте ее.

Благодарить должен дающий

Когда Учитель был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое учебное здание. Один купец решил пожертвовать на постройку нового учеб­ного здания 500 золотых монет и принес их Учителю. - Хорошо, я возьму их, - сказал Учитель. Подав Учителю мешок с золотом, купец остался недоволен его безразличным отношением. На три золотые монеты целый год можно прожить, а тут не благодарят за пятьсот.

- В мешке 500 монет, - намекнул он.

- Ты уже говорил это, - ответил Учитель.

- Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это огромная сумма, -сказал купец.

и Ты хочешь, чтобы я за них благодарил тебя? - спросил Учитель.

- Вы должны сделать это, - ответил купец.

- Почему же? - сказал Учитель. - Благодарить должен дающий!


Сторонники второго направления, представители теории сим­волического интеракционизма (автор теории Дж. Мид), рассматри­вают поведение людей по отношению друг к другу и к предметам в зависимости от значений, которые им придают люди. Особенно их интересует период юношеского общения. Запиши название теории и автора.

Исследуем эти подходы..
1. Две стороны взаимодействия

Итак, общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция, т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Запиши определение! Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым он работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось.

Следовательно, про­цесс взаимодействия включает два компонента (записать!):

внешний компонент - регламентированный порядок действий в каждой конкретной ситуации, т. е. этикет общения;

внутренний компонент — относится к психологической сторо­не взаимодействия, в ходе которого Люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия.

Примеры подобных потребностей:

• потребность в определении своей социальной принадлежно­сти и статуса; • потребность в поддержании хороших отношений.

Прочитай об этом подробней на стр. 330-331 учебника
2. Процесс взаимодействия (схему переписать!)


Физический контакт Духовный контакт



Вербальная форма Невербальная форма
Примеры прочитай на стр. 331.
Варианты взаимодействия (записать!):


  • Кооперация
  • Конкуренция


О содержании прочитай на стр.331 в последнем абзаце.
3. Стратегии взаимодействия.

Всем известно, что в процессе совместной деятельности люди ведут себя по-разному. Одни легко и просто входят в контакт с людь­ми, другие - вступают сложно, а иногда вообще предпочитают одиночество. Поэтому прежде чем, допустим, отправить в космос команду космонавтов, их тестируют на психологическую совмести­мость. Так же поступают с полярниками, которые должны будут на долгое время быть оторваны от Большой земли и вынуждены жить в небольшом коллективе.

- Означает ли это, что с нелюдимым человеком невозможно наладить отношения? Не слишком ли будет раздражать в про­цессе общения поведение чересчур активных и общительных товарищей?

- Прочитайте п. 2 § 32 и объясните значение термина «стра­тегия».

Как же мы будем строить свои отношения с окружающими нас людьми? Прежде всего, мы должны помнить, что все люди разные, но к каждому можно подобрать «ключик».

Заполни таблицу «Стратегии взаимодействия, используя материал учебника на стр. 332-334


Стратегия поведения участников общения

Социальные качества, проявляемые в общении

Доминантный собеседник




Недоминантный собеседник




Мобильный собеседник




Ригидный собеседник




Экстраверт


Интроверт








  1. Перепиши особенности общения в юношеском возрасте:

1. Интерактивное общение со сверстниками важно для юноше­ства, так как: • это важный канал информации;

• вырабатываются навыки социального взаимодействия, уме­ния подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права;

• соотносятся личные интересы с общественными;

• это специфический вид эмоционального контакта, которое дает подростку важное чувство эмоционального благополу­чия и устойчивости.

2. Общение в этом возрасте строится на основе переплетения двух противоречивых потребностей:

• обособления;

• включения в какую-либо группу или общность.

3. Усиливается потребность к автономии, неприкосновенности личного пространства.

4. Усиливается чувство непонятости, неприкаянности, отсюда огромная потребность в общении со своими сверстниками.

5. Желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои»).

6. Самая распространенная коммуникативная трудность подро­стков - застенчивость. Отсюда - преувеличение своей уни­кальности, расчет на аудиторию слушателей.

7. Вынужденный поддерживать «миф» о себе, подросток сби­вается с пути, проявляет ложь или немотивированную жес­токость.

Ученые выделяют три наиболее распространенные формы об­щения подростков. Вы их все очень хорошо знаете. Охарактеризуйте и проанализируйте формы:

• «я и ты»;

• «я и случайные они»;

• «я и общество».

Домашнее задание

§32