birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема: «Общая характеристика Царства животные»

Тип урока: преобразование модели.
УЗ: дать определение царства животные, составить общую характеристику и план изучения различных групп царства Животные.

Задачи:

Обучающие
: учащиеся должны знать, что животные - это гетеротрофные организмы, способные к активному передвижению, имеющие ограниченный рост тела и развитие в процессе эволюции различных функциональных систем: пищеварительной, дыхательной, выделительной, опорно-двигательной, половой, нервной.

Развивающие: учащиеся должны уметь составлять модель понятия животные и способ работы с ним.

Воспитывающая: учащиеся должны понять роль животных в природе.
Ход занятия

Ι часть Мотивационно-ориентировочная.


Этап занятия

Психологическое обоснование

  1. Этап Актуализации

Беседа:

Какие царства живых организмов уже изучены?

(Прокариоты, Грибы, Растения)

Все они имеют различное строение, но являясь живыми организмами, обладают рядом одинаковых черт

Какая черта строения объединяет все эти организмы?

(Все они имеют клеточное строение)

В 6 классе вы уже изучали строение и жизнедеятельность организмов.

Вспомните и назовите основные процессы жизнедеятельности организмов

√ Питание (поступление питательных веществ)

√ Выделение (удаление продуктов распада)

√ Дыхание (газообмен)

√ Транспорт веществ

√ Опора и защита

√ Размножение

√ Расселение

√ Восприятие внешней среды

√ Координация

2.Этап Мотивации.

Какую группу живых организмов мы ещё не изучали?


(животных).

Царство Животные насчитывает около 2 млн видов. Они очень разнообразны по строению, форме тела, образу жизни, размерам, животные населяют различные среды обитания, представьте это царство различными примерами.

(дети приводят примеры разнообразия животных)

Как разобраться в этом многообразии животных?

(Изучить представителей царства)

3. Этап Постановки УЗ

С чего начнём изучать новую группу живых организмов? Чем будем заниматься на уроке?

(Составлять общую характеристику царства Животные и план изучения этой группы организмов)

4 Этап Планирование решения УЗ

В какой последовательности будем решать эту задачу?

( Сначала даём общую характеристику царства Животные, затем составляем план изучения этой группы)

Рефлексия ранее изученного материала Создание ситуации успеха

Расширение чувственного опыта детей. Выделение предмета деятельности
Переход от чувственного конкретного восприятия объекта исследования к его абстракции

Возникновение новой цели в УД у школьников

Планирование своих действий при решении УЗ








Часть 2 Операционально-исполнительная

Этап занятия

Психологическое обоснование

1 этап Преобразование условий учебной задачи.

Чтобы составить общую характеристику царства Животные , надо выделить самые существенные черты , которые отличают процессы жизнедеятельности животных от жизнедеятельности других живых организмов.


Беседа с использованием знаний имеющихся у детей


Животные так же как растения и грибы представлены многоклеточными и одноклеточными организмами. Однако, эти организмы сильно отличаются строением и жизнедеятельностью. В чём причина этих отличий?

(Животные и растения отличаются строением клеток , образующих их тела. В клетках у животных нет хлоропластов и других пигментов, характерных для растений. Клетка животных не имеет клеточной стенки, сохраняющей форму клетки как у растений. )

Как эти различий в строении клеток сказались на образе жизни организма?

У животных нет процесса фотосинтеза, им присуще гетеротрофное питание, они питаются уже готовыми органическими веществами.

Но у грибов тоже питание гетеротрофное. Почему же их не объединили в одно царство?

Грибы и животные по-разному получают питательные вещества. Животные активно захватывают пищу (фаготрофный тип питания ), а грибы всасывают растворённые питательные вещества поверхностью своих клеток).

Клетки животных не имеют плотной клеточной оболочки как у растений. Какие преимущества возникли у животных?

Клетка может менять свою форму и положение в пространстве, поэтому на протяжении всей жизни или на отдельных возрастных стадиях животные подвижны.

Животные отличаются от растений ещё одной особенностью. Могут ли, животные расти всю жизнь?

Какие особенности строения организма обеспечивают у животных различные процессы жизни?

У большинства животных имеются системы органов, обеспечивающие жизнь организма.

Назовите эти системы органов.

Пищеварительная, выделительная, дыхательная, мышечная, опорная, нервная, половая, кровеносная и т. д.

Этап 2. Моделирование понятия.

Вы выделили основные признаки, характеризующие животных. Назовитеих ещё раз.

Гетеротрофное питание, активное передвижение, ограниченный рост, наличие систем органов, обеспечивающих жизнедеятельность, в клетках нет пластид, нет клеточной стенки.

Какой признак из этих самый важный, определяющий все остальные? (Питание или рост , питание или передвижение)

Почему, указывая способ питания, можно не указывать наличие в клетках наличия хлоропластов?

Используя эти компоненты , составьте модель, которая отражает понятие – животные.

( зарисуйте модель в тетрадь), используя модель составьте определение понятия –животные



Этап3. Преобразование модели.
Животные - это гетеротрофные организмы, способные к активному передвижению, имеющие ограниченный рост тела и развитие в процессе эволюции различных функциональных систем: пищеварительной, дыхательной, выделительной, опорно-двигательной, половой, нервной.

Используя определение, вы сможете дать общую характеристику царства животные, указав в ней самые важные признаки этой группы организмов.(Сделайте это дома)



Характеристика Царства животные:

1. В клетках у животных нет хлоропластов и других пигментов, характерных для растений. Клетка животных не имеет клеточной стенки, сохраняющей форму клетки как у растений. )

2. У животных нет процесса фотосинтеза, им присуще гетеротрофное питание, они питаются уже готовыми органическими веществами.


3. Клетка может менять свою форму и положение в пространстве, поэтому на протяжении всей жизни или на отдельных возрастных стадиях животные подвижны.
4. Для большинства животных ( особенно обитателей суши) характерен ограниченный рост.
5.Системы органов животных - пищеварительная, выделительная, дыхательная, мышечная, опорная, нервная, половая, кровеносная и т. д.
Рефлексия данного этапа работы.

На каком этапе работы мы находимся, что уже сделано, что ещё нужно сделать?

(Мы получили определение царства животные, общую характеристику животных, нужно составить план изучения различных групп животных)

Преобразование условий задачи (продолжение)

Начиная изучать живые организмы,( в начале года) мы составили план изучения организмов.

Давайте проверим ,сможем ли мы воспользоваться этим планом при изучении животных.

( Учащиеся называют пункты плана и выясняют, можно ли воспользоваться ими при изучении животных)


План изучения организмов.


  1. Название систематической группы.

  2. Особенности строения и жизнедеятельности.

  3. Среда обитания и приспособление к ней

  4. Значение в природе и жизни человека.

  5. Эволюция ( происхождение) систематической группы животных.

Так как мы будем изучать не отдельные виды животных , а систематические группы животных, давайте вспомним и назовём основные систематические группы

Классификация животных. (Работа с форзацем учебника)

Назовите основные систематические группы животных. Сравните их с систематическими группами растений.

Царство. Царство.

Тип. Отдел.

Класс. Класс

Отряд.


Семейство. Семейство

Род. Род

Вид. Вид.

Используя форзац учебника, назовите основные типы животных, которые мы будем с вами изучать.



Отработка изученного способа.(плана)

Можно ли мухомора отнести к царству животных?

Почем дождевой червь – животное?

Какую роль играют животные в природе?

Составьте цепь питания , в которой покажите место животного среди других организмов.(поедают других организмов)

?→?→?→?


Преобразование предметных условий учебной задачи. Переход одного типа предметной связи структурных элементов к другому.

Создание ООД( ориентировочной основы деятельности) внешней материализованной основы для выделения общего способа действий.

Создание ООД по применению полученного знания, где основой служит ООД.

Контроль полноты состава действий по решению учебной задачи.

Преобразование предметных условий учебной задачи. Переход одного типа предметной связи структурных элементов к другому.


3.Этап Рефлексивно-оценочный.

Этап занятия


Психологическое обоснование

1Рефлексия работы на занятии.

Какую цель мы поставили на этом занятии?

Что получили в конце занятия?

Домашнее задание:



1 Выписать в тетрадь характеристику царства животные.
2. стр 92. Составить общую характеристику подцарства одноклеточные.

Контроль полноты операционного состава действий и правильность их выполнения. Оценка освоенности общего способа решения учебной задачи.