birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Ларец мудрости»

к юбилею Ивана Андреевича Крылова

(1769-1844)

«Поэт и мудрец слились в нём воедино.

Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.»

Н.В.Гоголь.


1 страница. Биография.
Ведущий : В Петербурге в Летнем саду, недалеко от центральной аллеи, на небольшой четырех угольной площадке, окружённой со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 12 мая 1855.

Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным и называется «Дедушке Крылову». Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чём-то, а у его ног теснятся бронзовые звери – это герои его басен.

О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё не лёгкое детство?

2 ведущий: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до офицерского чина дослужился из рядовых. Во время пугачевского бунта отец руководил обороной Яицкого городка (ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824). В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге.

Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился дома, в семье. В то время семья Крыловых жила в Твери. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя и Ване Крылову «из милости» разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось - ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступать на работу в тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Чем же он занимался? Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма, а в свободное время читал книги оставшиеся после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки и стихи.

Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Лёвушкой перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже итальянский и греческий.

1812 ему назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получает ордена св. Владимира IV степени, в 1838 — Станислава II степени, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности.

С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги, спутники всей его жизни. Крылов заведовал русским отделом. В начале работы в библиотеке было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы пополнить библиотеку новыми изданиями. Нужно было великолепно знать литературу, чтобы разыскивать редкие издания, составлять списки литературы. Библиотека росла и множилась и в этом немалая заслуга Ивана Андреевича. Тридцать лет жизни Крылова связаны с Петербургской Публичной библиотекой. И этот труд заслуживает огромного уважения.

В 1841 году Крылов ушёл в отставку, но продолжал трудиться. Он готовил новое издание своих басен.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году жизни.

2 страница. Творчество.

Ведущий: Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.

Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Басни сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но если прочесть это имя справа налево всё становится понятно. Это Иван Крылов. Крыловым было написано более 200 басен. Популярность его басен была огромна ещё при жизни поэта.

Но басни изобрёл не Крылов, их и раньше писали. Из глубокой древности дошли до нас короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурным поступком. Эта основная поучительная мысль называется – мораль. Первым автором басен считается древнегреческий раб по имени Эзоп. Басни Эзопа были написаны в прозе, а персонажами были животные. В баснях животные говорят, думают и действуют как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный приём называется аллегорией (иносказанием), а ещё этот приём по имени «изобретателя» называют эзоповским языком.

Басни также встречаются в древнейших памятниках письменности Индии и Китая, дошедших до наших дней. Эти древние истории до сих пор в ходу, потому что в них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.

Инсценирование, художественное чтение басен И.А.Крылова.

3страница. Литературная викторина по басням И.А.Крылова.


1.Назовите басни И.А.Крылова :
* о лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», Добрая лисица», «Лисица и осёл», «Лиса»);

* о волке («Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и волк», «Волк и пастухи», «Волки и овцы», «Влое и клоп»);

* о медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и медведь», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

* об обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»);

* о людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).
2.Кто сказал такие слова:
* «-Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!» ( Лисица, басня «Ворона и лисица»)

*«-Всё про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них». ( Мартышка, басня «Мартышка и очки»)

* «-Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум….» ( Волк, басня «Волк на псарне»)

* «-Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…» ( Стрекоза, басня «Стрекоза и муравей»)

*«- Погодите! Как музыке идти?

Ведь вы не так сидите.»( Мартышка, басня «Квартет»)


3.К кому обращены эти слова?
* «-Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище». ( к Соловью, басня «Осёл и Соловей»)

* «Смотри-ка, -говорит,- кум милый мой!

Что там за рожа?» ( к Медведю, басня «Зеркало и Обезьяна»)

* «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты лето?» ( к Стрекозе, басня «Стрекоза и Муравей»)

* «Соседка, перестань срамиться,-

Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?!( к Моське, басня «Слон и Моська»)

* «Соседушка, я сыт по горло».( к Демьяну, басня «Демьянова уха»)
4.Вспомните пропущенное слово в названии басни:

* «Лягушка и …..(Вол)»

* «Волк на…….(псарне)»

* «…(Волк) и ягнёнок»

* « Кот и …(повар)»

* «Свинья под …(дубом)»

* «Бумажный ….(змей)»

* «….(Тришкин) кафтан».

5.В какой басне была такая мораль?
* «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» ( басня «Чиж и Голубь»)

* «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» (басня «Ворона и Лисица»)

* «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.» ( басня «Лебедь, Щука и Рак»)

* «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги точать пирожник:

И дело не пойдёт на лад.» ( басня «Щука и Кот»)

* «Случается не редко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.» ( басня «Ларчик»)

6. Какой ответ соответствует вопросу? (вызвать два человека)

Разрезать




* «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(басня «Стрекоза и Муравей»)


* «До того ль, голубчик, было! В мягких муромах у нас – песни, резвость всякий час, так что голову вскружило».

* «Соседка перестань срамиться…-

тебе ли со Слоном возиться?»

( басня «Слон и Моська»)


* «Вот то-то мне и духу придаёт, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки».

* «Приятель дорогой, здорово!

Где ты был?»

( басня «Любопытный»)


* « В кунцкамере, мой друг, часа там три ходил…»

*«Соседка, слышала ль ты добрую молву

- Ведь кошка, говорят, попалась в когти к льву?»

( басня «Мышь и Крыса»


* « Не радуйся, мой свет…и не надейся по пустому…»

* «Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?»

( басня «Свинья»)



* «Ну, право, порют вздор. Я не приметила богатства ни какого…»

Многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок :

«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»),

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»),

«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»),

« У сильного всегда бессильный виноват.» ( «Волк и Ягнёнок»),

«Сильнее кошки зверя нет» ( «Мышь и Крыса») и др.

А также многие названия басен стали крылатыми словами , назовите их :

«Тришкин кафтан»,

«Лебедь, Щука и Рак»,

«Слон и Моська»,

«Демьянова уха» и др.

И.А.Крылов обогатил наш литературный язык образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками:

* «Видит око, да зуб неймет»

* «Мартышкин труд»

* «Медвежья услуга»

* «А Васька слушает, да ест»

* « А ларчик просто открывался» и др.
Из каких произведений Крылова собрана эта универсальная басня? (ж-л «Пионер» №4, 1999г.) (подсказка из 6 басен)

Басня – путаница

Кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался. "Ларец»

На тысячу ладов тянул, переливался. «Осел и Соловей»

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать , и рваться. «Слон и Моська»

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа. «Зеркало и Обезьяна»

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали. «Мартышка и очки»



Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
Кроссворд «И.А.Крылов»




3.
















2.










4.




1.






















5.




6.




И


































7.




8.
















































































































По вертикали:



  1. «На ту беду….близёхонько бежала». ( лиса)

  2. «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка затеяли сыграть….. ( квартет )
  3. « Ай….знать она сильна, что лает на Слона!» Кто она? (Моська).


  4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)

  5. «Вороне где-то бог послал кусочек……(Сыру- сыр)

  6. «По улицам…..водили, как видно на показ.» (Слона- слон)

  7. « Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что брызги засверкали». Что это? (Очки)

  8. « Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться ; И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал…… (Волк)

Для подготовки сценария использован материал из журналов «Литература в школе», «Школьная библиотека», СД « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.

Зав.школьной библиотекой Гриднева Л.Н.