birmaga.ru
добавить свой файл

1
Воспитание духовно-нравственных ценностей в современной школе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Караваинская средняя общеобразовательная школа»

Инжавинский район Тамбовская область

Учитель: Лобанова Валентина Александровна.
Тема занятия: «Колокола и колокольные звоны в русской народной культуре».

Цель: знакомство с феноменом русской культуры, воспитание чувства родины и уважения к наследию прошлого, умение слушать музыку.

Термины: звонница, колокольня, благовест, перебор, трезвон, набат, вечевой, красный.
Ход занятия
Вступительное слово
(звучит аудиозапись колокольного звона, которая постепенно смолкает).
Однажды утром вы проснулись от колокольного звона. Не важно звучит ли он на улице или в вашем сердце. Господь, призывает к себе людей разными путями.

Вот храм, а звон его колоколов раздается уже не только в вашей душе, а явственно переливается в воздухе. Уже по одному колокольному звону мы можем научиться узнавать, что сейчас происходит в храме.

Сообщение темы урока.

Сегодня мы узнаем виды колокольного звона России, определим, какое значение имеет этот вид искусства в культуре Руси и в православном действе, поговорим о влиянии этого феномена на русскую музыкальную культуру и человеческую жизнь.

Беседа.

- Ребята, что вы чувствуете, когда слышите колокольный звон?

Учитель. Давным-давно, звоны стали олицетворением России. Наша страна в прошлом – это бескрайние просторы, наполненные колокольными переливами. Мы знаем, что на Руси было множество церквей, каждая имела свой неповторимый облик и колокол. В XVI в. колокольни стали архитектурными центрами храмовых и монастырских ансамблей. Колокольня доминирует над постройками, вокруг нее группируются все здания, принадлежащие церкви. Существует два вида колоколен: колокольня-башня и звонница - стенообразное сооружение. Обе они могут быть включены в общую композицию или стоять отдельно от церкви.


Давайте вспомним о храмах.

- Из чего на Руси строили храмы?

- Для чего создавались храмы?

- Какова при этом роль колокола?

Учитель. Правильно. Колокол созывает в храм, напоминает о Боге, об ответственности перед умершими и будущими поколениями. Язык колокола был и будет понятен без слов – он взывает к душе человека.

Колокол созывал народ на вече, метельным звоном спасали путников, плутавших в пурге, указывали путь, будили замерзших. Набатным колоколом звали на помощь. Звоны были будничными, праздничными, встречные, свадебные. Под звоном колокола на Руси протекали все важнейшие события в жизни страны, человека.

- А кто самый первый начал делать колокола?

- Точная дата появление колоколов неизвестна, неизвестно и имя изобретателя. Колокола пришли к нам вместе с христианством из Византии. Есть данные, что первые колокола появились в Византии в 865году.

- На Руси колокола появились в середине X века. В первой половине XIV века начали делать в Москве и Новгороде.

- На колоколе всегда есть надпись, кто и когда его создал. Мастера знали, какую надо придать форму, сколько положить олова, меди, серебра, бронзы, чтобы колокол был благозвучен. Голос каждого колокола неповторим. Звучание и тональность колокола зависит от веса, формы, качества литья. Несмотря на кажущуюся прочность, колокол – хрупкое создание.

В православной церкви колокольные звоны развились в самобытное искусство. Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но каждый звонарь может и должен проявлять творчество.

Учитель. Без звонаря не звонили бы колокола в храмах, созывая народ на службу, не наполнялось бы пространство звонкой радостью в такие чудесные праздники, как Рождество и Светлое Пасхальное Воскресение. Колокола доверяются чутким рукам любящего их звонаря.

Звонарь… Попробуйте-ка произнести это слово медленно и четко, хорошо выговаривая звуки, и вы почувствуете, что слово это поет, что оно – звонкое, радостное и торжественное. И дело, которое делает звонарь,- такое же.

Записать основные виды церковных колокольных звонов:

Благовест – удары в один колокол. Благовест используется для оповещения о начале и завершении Божественной литургии, возвещает о чтении Евангелия.

Перебор – погребальный звон. Это медленные поочередные удары, начиная с самого малого колокола, завершающегося ударом во все колокола.

Перезвон – радостный. Удары в каждый колокол, начиная с самого большого. Используется при совершении Крестного хода, выноса Креста, Плащаницы.

Трезвон – самый сложный в музыкальном отношении звон, он состоит из трех частей. Это звон во все колокола, который повторяется затем дважды, с небольшими перерывами.
Звонарь подбирает все колокола так, чтобы вместе они образовывали стройный звон – хор.
«Вслушайтесь в колокольный звон. Вы слышите? Это не голос звучащего металла, это души русских мастеров говорят с нами из глубины веков. В каждый колокол вложена частица души колокольных дел мастера. Работал он не за царские награды я милости, а по зову сердца, своим трудом прославлял Отечество» (из книги А.Ф. Бондаренко «Московские колокола XVII в.»).

Значение колокольного звона.

Современная медицина пришла к выводу, что колокольный звон лечит ряд психических заболеваний. Колокольный звон очищает воздух – вибрация передается на частицы пыли и грязи. Физики открыли, что Солнце гудит как колокол.

Итог урока.

Подумайте какие цвета радуги соответствуют колокольному звону?

Действительно колокольный звон с родни радуге. Когда вдруг зазвучит колокол или раскинется в полнеба коромысло радуги, сердце человеческое начинает биться по другому, в такт биению пульса Вселенной. В звоне колокола, в цветах радуги человек вновь и вновь обретает смысл – опору, уверенность, которая постепенно перерастает в веру.

Колокол всегда напоминает о главном, о том, что над миром иная сила, у нее иные параметры, чем у земных сил, у нее иная власть. Быть с этой его властью, подчиняться ей и служить ей – что может быть радостней?

Домашнее задание.

1) Подготовить рассказ о Царе – колоколе. ( XVIIв.)