birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект занятия по валеологии


(подготовительная группа)

тема: «Держи ушки на макушке»
Цель:
Дать детям представление о строении уха, закреплять правила личной гигиены, учить бережному отношению к органу слуха.

Методические приемы: Рассказ воспитателя, рассматривание схем с изображением уха, загадывание загадки, дидактическая игра «Узнай, что это за звук», игра «Ухо».

Словарная работа: Барабанная перепонка, наковальня, стремечко.

Оборудование: Схемы с изображением внутреннего строения уха, с изображением точек на ухе, соответствующих определенному органу, барабан, магнитофон, записи различных звуков,

Предшествующая работа: Игра «Больница - на приеме у ЛОРа», игры «Глухой телефон», «Узнай, кто позвал», «Сосчитай удары на слух».
Ход занятия:


Воспитатель:
Давайте вспомним, как мы играли в «больницу»: ходили на прием к разным врачам. Каких вы помните врачей? ЛОР, окулист, хирург, терапевт. Что лечит ЛОР? Как его еще называют? Ухо - горло - нос. Молодцы. Про нас мы с вами узнали много интересного. Отгадайте загадку, и вам станет ясно, о чем мы поговорим сегодня.

Загадка:

В дырочку, неказистую на вид,

входит целый мир - все, что звучит. (УХО)

Воспитатель: Вы можете мне сказать: «Что интересного может быть в ухе? Ничего!» И ошибетесь. Во-первых, то, что мы видим - это не ухо, а ушная раковина. Правда, она похожа на ракушку? А ухо находится внутри и его не видно. Может ли кто-нибудь из вас подвигать ушами? Не получается? Подумайте и скажите, есть ли такие животные, которые могут двигать ушами и зачем они это делают? (Заяц, корова, лошадь, кошки, собаки и др.). Вы видели, как спит кошка? Глаза закрыты, а уши поворачиваются в ту сторону, откуда слышится шум. Уши у животного - это ночной сторож. Когда в темноте опасность разглядеть нельзя - глаза бесполезны. Тогда вся надежда только на чуткие уши. В давние-давние времена, когда люди жили в пещерах, не умели строить дома и только охотились на диких зверей, им нужны были чуткие уши, хороший слух, и они умели тоже поворачивать уши в разные стороны.


С тех пор, даже когда мы спим, у нас всегда ушки на макушке, то есть все слышат и передают в мозг. Закрыть их, как глаза мы не можем. Уши ушной раковиной, как сеткой, ловят звук. Только поворачиваться они разучились. Посмотрите на этот рисунок: (воспитатель показывает схему строения уха) это - ушная раковина, она ловит звук и передает его внутрь. Там ушное отверстие туго затянуто тонкой кожицей, как на барабане. Так что, когда вы купаетесь в бассейне, не бойтесь - вода внутрь головы не попадет.

Вопрос: как же тогда звук проходит?

А он и не проходит, а отскакивает, как барабанные палочки от барабана. От ударов звуковой волны перепонка начинает дрожать: от тихой волны тихонько, а от сильной - сильнее (продемонстрировать на барабане) Позади этой перегородки есть еще одно ухо - среднее. В нем, как в маленькой кузнице, есть крохотный костяной молоточек, наковальня и стремечко. Барабанная перепонка «держит за ручку» молоточек и, как только ручка начинает дрожать, потихоньку постукивает молоточком по наковальне. Та нажимает на стремечко, а оно - на следующую тоненькую дверцу в третье ухо - внутреннее. Все это нужно, чтобы усилить звуки в 50 раз! Благодаря этому мы слышим очень тихие звуки: писк комара, плеск набегающей волны, шорох листьев, тихие шаги, шепот и многое другое.

Впереди нас ожидает еще одна встреча - во внутреннем ухе сидит улитка. Не бойтесь, не та, которая ползает по траве, а только похожая на нее своими завитками. Она ловит сигналы из «кузницы». Например, улитка отправила в мозг сигнал: «Слышу стук в дверь». Мозг сразу приказал ногам идти к двери, а рукам открыть ее. Интересное у нас ухо? Давайте поиграем в «Ухо» (игра - физминутка).

ИГРА: Дети встают в ряд, берутся за руки. Воспитатель - звуковая волна.

1-й ребенок - ушная раковина;

2-й ребенок - барабанная перепонка;

3-й ребенок - молоточек;

4-й ребенок - наковальня;

5-й ребенок - стремечко;

6-й ребенок - «дверца» внутреннего уха;

7-й ребенок - улитка,

8-й ребенок - мозг;

По сигналу воспитателя и с его комментариями дети изображают поступление сигнала в мозг.

Воспитатель: Молодцы вы все хорошо показали. А еще я хочу, чтобы вы все знали, что наши уши умеют не только слышать, но и говорить. (Пауза). Да - да, говорить! Без звука, правда. Они могут рассказать, у кого что болит. В это трудно поверить, но это так (педагог показывается изображение уха с точками, соответствующими какому - либо органу). Смотрите. Если у человека заболело горло, то на ухе, в точке горла, появляется крохотное, с маковое зернышко, уплотнение. Если спина заболит, то зернышко вырастает на точке спины. Есть такой врач - иглоукалыватель. Он втыкает в больную точку тоненькую иголочку и оставляет на несколько минут или даже дней. Иногда этого бывает достаточно, чтобы вылечится без всяких лекарств. А те люди, которые не умеют втыкать иголки, просто по несколько раз в день массируют ушные раковины. Вот так (показывает) Интересно? А знаете ли вы о том, что если бы не уши, мы с вами не могли бы сейчас разговаривать? Для того чтобы научиться говорить, новорожденный малыш сначала долго слушает, что и как говорят окружающие его люди, и только потом пытается говорить сам. Если же человек родился глухим, он, как правило, говорить не может. Такие люди разговаривают мимикой на лице, губами и жестами рук (дикторы на ТВ - сурдопереводчики). Но мы с вами слышим хорошо и должны свой орган слуха беречь. Давайте подумаем и скажем, что вредно для слуха и ушей.

Дети совместно с воспитателем составляют правила:


  1. Нельзя ковырять в ушах острыми предметами.

  2. Нельзя кричать громко в ухо.

  3. Нельзя слушать громкую музыку.

  4. Уши нужно сухо вытирать после купания и чистить ватными палочками.

  5. Уши нужно закрывать от ветра платком или шапкой.
  6. Если ухо заболело - сразу обратиться к врачу.


В конце занятия воспитатель предлагает поиграть в игру «Узнай, что за звук». Включается аудиокассета с записью различных звуков. Дети определяют и называют, что это за звук.

Упражнение на развитие слуха: все дети встают, воспитатель тихо называет имя ребенка, если он услышал – садится на место. Воспитатель благодарит детей и выражает надежду, что теперь дети бережнее будут относиться к ушам.