birmaga.ru
добавить свой файл

1


Цель урока: обобщить и систематизировать представления и знания об особенностях и главных чертах природы Восточной Сибири, расширить знания об истории декабристского движения, дать представление о вкладе декабристов в дело развития Сибири.


задачи




образовательные

- расширить знания учащихся по теме «Декабристы»;

- дать представления о том, как жили декабристы в Сибири, об их деятельности на сибирской земле;

- показать вклад декабристов в развитие этого края.

Обобщить и систематизировать знания о составе региона, влиянии географического положения на все компоненты природы, их проявлении, взаимосвязи и распределении в Восточной Сибири, закрепить представление о роли региона в хозяйстве страны.


Развивающие

-дальнейшее формирование навыков работы с ИКТ;

- развивать умение делать сообщение: подбирать материал по определённой теме, выделять главное, ясно и грамотно излагать свои мысли;

- формировать навык работы с различными источниками географической информации, дополнительной литературой, мемуарами;

- умение анализировать и самостоятельно, под руководством учителя, делать выводы.

Воспитательные

- воспитание чувства патриотизма;

- воспитание гражданской позиции.


Оборудование урока:


  1. мультимедийный проектор, компьютер;
  2. географическая карта России, на которой стрелками проложен путь декабристов в Сибирь, места их проживания в Восточной Сибири;


  3. пакеты с заданиями по географии.

  4. атласы


1 этап урока: история

1.События 14 декабря 1825 года и их влияние на судьбы декабристов.
Учитель: - Вспомните, правление какого царя мы изучаем сейчас на уроках истории? (примерные ответы: Александра II)

Слово учителя: К теме нашего урока царь Александр II имеет прямое отношение. Его отец – император Николай I – сослал декабристов в Сибирь. А его сын Александр II провёл амнистию и разрешил декабристам покинуть сибирский край.



Учитель: - Вспомните, кто такие декабристы? Почему их так называют? Какие организации они создали? Какие главные цели выдвигали декабристы ? (примерные ответы: декабристы – участники восстания на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года, создали тайные организации Северное и Южное общества с целью борьбы с самодержавием и крепостным правом).

Примечание: показ 1-го слайда презентации «Декабристы».

Учитель: - Почему для восстания революционеры выбрали день 14 декабря? (примерные ответы: в этот день должна была состояться присяга Сената и Синода Николаю I).

Примечание: показ 2-го слайда презентации «Декабристы».

Учитель: - Какие меры предпринял Николай I для подавления восстания? (примерные ответы: уговоры со стороны героя войны 1812 года Милорадовича, митрополита Петербургского, а затем, когда уговоры не помогли, приказал применить оружие).

Примечание: показ 3-го и 4-го слайда презентации «Декабристы».

2. Царский приговор.
Учитель: - Как проходил арест и суд над декабристами мы прослушаем сообщение (текст сообщении «Арест и суд над декабристами» смотри в Приложении).

Примечание: показ 5-гои 6-го слайда презентации «Декабристы».

Учитель:- Почему Николай I наказал участников восстания 14 декабря 1825 года так жестоко? (примерные ответы: участники восстания в основном дворяне – социальная опора царя. Вместо того, чтобы поддерживать власть, они выступили против самодержавия, требуя его ограничения или полного уничтожения).

Итак, 128 декабристов отправились на каторгу в Сибирь.



  1. этап урока: география.


3.Природа Восточной Сибири.
Учитель: Сегодня на уроке, обобщая полученные ранее знания об уникальном крае, мы должны нарисовать картину природы Восточной Сибири, которая впервые предстала перед глазами декабристов, объяснить влияние географического положения, тектонического строения на отдельные компоненты природы. Для более продуктивной работы вы будете работать в группах, и у каждой будут свои задания.
Учащиеся получают конверты с заданиями:
Карточки с заданиями по группам

Рельеф.

  1. Дать характеристику рельефа Восточной Сибири и объяснить его происхождение:

а) на полуострове Таймыр и севере изучаемой территории;

б) на Среднесибирском плоскогорье;

в) на юге изучаемой территории;

г) на северо-востоке изучаемой территории.

2. Что такое траппы и как они образовались?

3. Чем можно объяснить, что территория района значительно выше, чем Русская равнина и Западно-Сибирская низменность?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Климат.


  1. В каких климатических поясах располагается Восточная Сибирь?

  2. В пределах какого климатического пояса расположена большая территория?

  3. Назовите причины, которые объясняют, почему на огромной территории сформировался резко-континентального климат?

  4. Назовите основные черты резко-континентального климата.

  5. Что такое температурная инверсия?

  6. Где находится полюс холода северного полушария? Определите температуру января и июля, годовую амплитуду, какая минимальная температура была там зафиксирована?

Внутренние воды.

  1. Назовите и покажите крупные реки Восточной Сибири.
  2. Почему Енисей самая многоводная река России, несмотря на то, что в ее бассейне выпадает немного осадков?


  3. Известно, что зимы в Восточной Сибири малоснежные. Однако весной на реках Сибири наблюдается подъем воды на 10 – 25 метров. Объясните это природное явление.

  4. Почему на Енисее, Ангаре, Вилюе много порогов, а на Лене их нет?

  5. Как образовался Байкал, почему его называют морем?

Многолетняя мерзлота. Природные зоны.

  1. Покажите границы распространения многолетней мерзлоты и назовите главные причины ее образования.

  2. Что такое гидролакколиты (болгунняхи), наледи (тарыны) и как они образуются?

Какое влияние на другие компоненты природы оказала многолетняя мерзлота?

  1. В каких природных зонах располагается Восточная Сибирь?

  2. Какая природная зона занимает самую большую площадь?

  3. Какое уникальное дерево произрастает даже в полюсе холода?

  4. Что объединяет таких разных животных как соболь, горностай, лиса, росомаха, белка?

Во время ответов учеников на экране появляется презентация, иллюстрирующая данное положение (см. электронный вариант).
4.Народы Восточной Сибири.

Учитель: Жизнь коренных народов Сибири мы рассмотрим на примере бурятов. Именно на их землях пришлось поселиться большинству декабристов – каторжан. Декабристы собрали о жизни бурятов, эвенков, якутов большой этнографический материал. С жизнью бурятов мы сейчас и познакомимся с помощью презентаций, подготовленных вашими товарищами по плану:

    1. быт бурятов;

    2. обычаи и традиции бурятов;

    3. религия бурятов.

(материал для подготовки текста презентаций смотри в Приложении).

  1. этап: История


5.Декабристы в Сибири

Учитель: Итак, 128 декабристов отправились на каторгу в Сибирь. Как же жилось декабристам в Сибири? Их жизнь в этом краю можно разделить на несколько этапов:

1 этап. Разбросанные сначала по рудникам и заводам, к 1827 году многие декабристы были свезены в одну – Читинскую каторжную тюрьму. Сюда в Читу, вслед за мужьями отправились их жёны. Они писали письма, получали для декабристов письма и посылки. О жизни декабристов в Читинской тюрьме прослушаем сообщение


Примечание: показ 1-5 -го слайда презентации «Декабристы в Сибири».

2 этап. В 1830 году большинство ссыльных перевели в Петровский завод. Что запомнилось декабристам, запало в душу из этого периода их жизни послушаем сообщение (текст сообщении «Жизнь декабристов Читинской тюрьме и на Петровском заводе» смотри в Приложении).



Примечание: показ 6-8 -го слайда презентации «Декабристы в Сибири».

3 этап. В 1835 – 1839 годах большинство ссыльных перевели на поселение. Теперь они жилим не все вместе, а каждый был вынужден собственным трудом добывать хлеб на пропитание. Кто-то поступил на государственную службу, другие стали заниматься земледелием и ремеслами, третьим помогали деньгами богатые родственники.



Примечание: показ 9-17 -го слайда презентации «Декабристы в Сибири».

Но несмотря на различия в имущественном положении, бывшие соратники по борьбе никогда не оставляли друг друга в беде, помогали, чем могли, поддерживали и морально, и материально.

Годы пребывания декабристов на земле Сибири оставили заметный след в истории не только этого края, но и всей России. Подведем итоги.
6.Вклад декабристов в преобразование Сибири.

Учитель:- Каков вклад декабристов в изучение и развитие Сибири? (учитель слушает ответы учащихся, затем совместно с учениками обобщает сказанное, добавляет ответы учащихся, делает выводы, которые в краткой форме записываются в тетрадь).

1. Декабристы внесли большой вклад в изучение географии Сибири (текст сообщения «Изучение географии Сибири декабристами» смотри в Приложении).

2. Стало развиваться сельское хозяйство (текст сообщения «Развитие сельского хозяйства в Сибири»» смотри в Приложении).

3. Декабристы способствовали просвещению жителей этого края (текст сообщении «Просветительская деятельность декабристов» смотри в Приложении).

4. Декабристы способствовали распространению гигиенических навыков среди местных жителей и развитию медицины (текст сообщения «Развитие медицины в Сибири»» смотри в Приложении).

5. Совершенствовали институт государственной службы. В 40-50-х годах декабристам разрешили вернуться на государственную службу. Поступив на службу, декабристы использовали все возможности для социальной защиты населения, борьбы с казнокрадством и взяточничеством (текст сообщения «Иван Пущин - государственный чиновник Сибири» смотри в Приложении).

6. Декабристы создали целостную картину жизни народов Сибири. И среди них замечательный публицист, исследователь барон Штейнгель. (текст сообщения «Штейнгель - государственный чиновник, публицист, исследователь Сибири» смотри в Приложении).

7. Сибирь ковала характер декабристов. Среди декабристов много было людей деятельных, творческих. Один из них, Николай Бестужев. Товарищи говорили о нём, что это золотая голова, золотые руки, золотое сердце. Н. Бестужев изобрел специальную печь, использующую мало дров, экипаж для езды по горам – «бестужевку», тюремную азбука для перестукивания с соседней камерой. Н.Бестужев создал галерею художественных образов, написал портреты своих товарищей.


Примечание: показ 18-23 -го слайда презентации «Декабристы».
7. Подведение итогов

Слово учителя: Итак, подведем итоги. Сибирь усыновила декабристов. С годами узники полюбили «страну изгнания», ведь они прожили на ней 30 лет. «Наша Сибирь»,- говорил декабрист А. Паджио. Любовь декабристов к Сибири совершенно понятна: они вложили большой самоотверженный труд в дело изучения ее природы, в дело ее преобразования и просвещения, создание поэтического и художественного образа.



Трудами декабристов прирастала к России Сибирь с её несметными богатствами. Они изучали историю края, составляли географические карты Восточной Сибири, занимались разведкой полезных ископаемых, внедряли передовую агрокультуру, просвещали сибиряков, совершенствовали государственную машину управления. Декабристы создали особый нравственный тип русского человека. «Рыцари свободы» остались в людской памяти как «апостолы добра». Девизом декабристов стали слова: «Призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».