birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 12 13
Психологический факультет


Кафедра психологии
Допущен к защите:

Заведующий кафедрой
(________)

Выпускная квалификационная работа

на тему: «Влияние самооценки на уровень успеваемости в младшем школьном возрасте»


исполнитель: студент заочной формы обучения 6 курса

БАРАНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ( )


Руководитель работы ( )

Рецензент (________)
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….


стр. 3

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы влияния уровня успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста………………..



стр. 6

    1. Исследование самооценки в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………





стр. 6

1.2. Особенности формирования самооценки

в младшем школьном возрасте………………………………………..



стр.11

    1. Влияние уровня успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста……………………………………………




стр.18

    1. Выводы по главе 1……………………………………………




стр. 28

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование проблемы влияния уровня успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста…………




стр.30

2.1. Организация и методы исследования…………………………………


стр.30

2.2. Результаты исследования……………………………………………….


стр.32

2.2.1.Выявление успешности обучения детей в 1, 2, 3 классах…….


стр.32

2.2.2. выявление особенностей самооценки детей младшего

школьного возраста…………………………………………………….



стр. 38

2.2.3. контрольный эксперимент………………………………………


стр.50

2.2.4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..


стр.56

2.2.5.Обработка результатов…………………………………………..


стр.60

2.3. Коррекционно-развивающая программа

повышения уровня успеваемости младших школьников………………..





стр.62

2. 4. Выводы по главе 2…………………………………………………….


стр.63

Заключение…………………………………………………………………….





стр.65

Библиографический список…………………………………………………..


стр.69

Приложения ……………………………………………………………………


стр.73


ВВЕДЕНИЕ

Школа сегодня переживает сложнейшее время. Авторитарный стиль, складывающийся десятилетиями, привел к тому, что учитель потерял контакт с учениками. Мы стали забывать, что правильные взаимоотношения являются основными в развитии не только межличностных взаимодействий, но и в целом личности школьника.

Школьное обучение традиционно ориентируется на предметную деятельность. Школа видит свою задачу в том, чтобы дать учащимся основы естественных и гуманитарных наук; научить их оперировать определенными понятиями, решать математические и технические задачи и т.д.

Однако личность человека формируется не только в предметной деятельности, но и в общении. Для успешной человеческой деятельности не меньшее значение, чем предметные навыки и умения, имеют умения и навыки, приобретаемые в общении. Способность человека правильно воспринимать и оценивать других людей, входить в контакт и налаживать эффективные взаимодействия с ними играет не меньшую роль в развитии личности, чем выполнение предметных действий и операций.

К сожалению, этой стороне социальной активности в педагогической практике уделяется недостаточно внимания.

Проблема развития оценочных способностей у учащихся не является новой или неожиданной для современной школы. Однако в своем практическом осуществлении она до сих пор испытывает серьезные трудности.

Оценочная сеть безгранична. Когда мы говорим об оценочных способностях, то речь идет о таких характеристиках личности, которые, с одной стороны, действительно, являются способностями в собственном смысле слова, т.е. предполагают наличие специфических знаний, умений и навыков, а с другой, - проявляются в оценках, даваемых индивидом людям и человеческим отношениям.

Актуальность исследования. Современная ситуация предъявляет к человеку требования быть готовым к самоизменению, к самостоятельному выбору, к ответственности, к выстраиванию новых смыслов жизни. Такие специфические черты личности напрямую зависят от уровня самооценки человека, которая всегда являлась механизмом формирования здоровой или проблемной личности. Процесс формирования самооценки непрерывен, но основы закладываются в детстве.


Проблеме исследования самооценки посвящены труды многих ученых, таких как: Л.И. Божович, М.И. Лисина, А.И. Липкина, Н.А. Жулидова, Р. Бернс и других.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения личности. Именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

В своей работе я рассматриваю самооценку младшего школьного возраста, то есть возраста, предшествующего половому созреванию ребенка. Именно в этот период наступает стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что уровень успеваемости влияет на самооценку детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить влияние успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать научные подходы к проблеме самооценки младших школьников;

2. выявить особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте;

3. выявить условия влияния успеваемости на развитие самооценки в младшем школьном возрасте;


  1. организовать опытно-экспериментальную работу с целью проверки влияния успеваемости на развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

База исследования: МОУ СОШ № 92 г. Могоча, Забайкальского края, участвовало 60 человек, от 6 лет до 10 лет.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках изучаемой проблемы объединены в единое целое исследования авторов, ранее изучавших проблему влияния уровня успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста.


Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных и групповых программ для работы с детьми младшего школьного возраста. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер. Работа с детьми позволяет своевременно откорректировать формирующиеся нежелательные личностные образования.

Методы и методики: анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, формирущий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование с помощью следующих методик:

1. Методика Проба Де Греефе;

2. Лесенка;

3. Нарисуй себя.

4. Три оценки.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, рекомендаций, списка литературы, включающего 55 источников, приложения.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты проблемы влияния уровня успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста


    1. Исследование самооценки в отечественной и зарубежной психологии


Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Раскрыть этот процесс применительно к относительной личности – значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее значимые социальные роли [5, 169].

В качестве основных институтов социализации американский психолог Мартенс называет прежде всего семью и школу, соответственно родителей, ровесников и учителей [48; 273].

В своих работах Б.Г.Ананьев подчеркивал, что «переход отношений в черты характера – одна из основных закономерностей развития характера». «Социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя» [2; 216].


Поэтому профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы, ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.

Одной из значимых характеристик личности является самооценка.

Самооценка – оценка личностью самой себя, свих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность [14; 394].

Существует несколько видов самооценки.

Рассмотрение самооценки с точки зрения временной относительности позволяет выделить три ее вида:

- прогностическая;

- актуальная;

- ретроспективная.

Прогностическая – оценка субъектом своих возможностей, определение отношения к ним.

Актуальная – оценка и коррекция исполнительских действий (поведенческих актов), по ходу их развертывания.


Ретроспективная – оценка результатов деятельности, достигнутых уровнем развития.

Выделение этих видов самооценки позволяет рассматривать уровень притязаний в качестве показателя прогностической оценки.

Уже в младшем школьном возрасте учащиеся обращаются к различным средствам, при обосновании прогностической и ретроспективной самооценок. Первую они обосновывают указанием на неопределенность ситуаций, обращением к прошлому опыту, в котором встречались аналогичные ситуации, стремлением к достижению успеха, ссылками на эмоциональное предпочтение.

Вторая чаще всего обосновывается обращением либо к содержательному, либо к формальному анализу процесса и результатов деятельности. Различные обоснования обуславливают разную меру адекватности, устойчивости, рефлексивности и высоты самооценки.

Завышение самооценки наблюдается в менее знакомых детям видах деятельности, заниженная – в тех, которые более широко представлены в опыте ребенка. Высокие характеристики самооценки так же оказываются тесно связанными с мерой освоенности детьми деятельности.

Выделяют три уровня самооценки: заниженная, завышенная, адекватная.

Пониженная самооценка проявляется в постоянной тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, обостренной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и интимность общения. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

При заниженной самооценке многие проблемы кажутся неразрешимыми, и это побуждает человека переносить их решение в план мечты, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире своего воображения. В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику и смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к новым делам. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнований, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.


Высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется сими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. В этом случае человек сам знает себе оценку, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Однако, если претензии личности совершенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. В этом случае человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности. При неудаче это может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей.

Во время работы у меня возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико, слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному [27; 219-221].

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность и нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться [23; 302].


Чрезмерно низкая самооценка свидетельствует о развитии так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Я предполагаю, что тот факт, что самооценка есть результат далеко не всегда отчетливо осознаваемый личностью своего рода проекции реального «я» на «я идеальное», позволяет понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентаций, идеалов личности.

Однако, для характеристики позиции личности, на наш взгляд, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно знать, какова, по мнению данной, личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе, которую, как она предлагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). И.С. Кон заметил, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, устанавливает новые коммуникации [13; 44].

Мною было замечено, что ребенок, уверенный в себе, в условиях семьи, компании товарищей и классного коллектива, утрачивает в большей или меньшей степени эту уверенность в оздоровительном лагере, где он сталкивается с новыми людьми, не знающими его, не выработавшими по отношению к нему определенной позиции и оценки, судящими о нем на основании наблюдений, нередко случайных и внешних.

Установив факт возврата личности находящейся в новых жизненных обстоятельствах, к первоначально ожидаемой оценке, я тем самым выяснила степень вхождения личности в новую группу, уровень ее взаимопонимания с группой, а вместе с тем и характер ее самочувствия в группе. Были получены экспериментальные данные, демонстрирующие действие системы оценок как регулятора групповых взаимоотношений. Так значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Индивид, убедившись на опыте в несоответствии самооценки и фактического отношения к нему окружающих, не ждет уже от них высокой оценки. Кроме того, выяснилось, что повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других, то есть оценки личности группой. Было высказано вполне обоснованное предположение, что высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид действительно контактен, живет ее интересами, уважает ее ценности, обнаруживает чувство коллективизма. В свою очередь коллектив как бы аккумулирует хорошее отношение к нему одного из его членов и возвращает ему эту высокую оценку преумноженной. Здесь сказывается влияние объединяющей силы коллектива.


Рассмотрим другие соотношения в системе оценок личности. Вот перед нами человек с высокой самооценкой, низкой оценкой окружающих и низкой ожидаемой оценкой – личность заведомо конфликтная в отношениях с другими людьми, склонная приписывать окружающим душевную чувственность. Другой человек отличается неоправданно высокой ожидаемой оценкой. У него может наблюдаться снисходительное отношение к окружающим, самоуверенность. Во всяком случае, можно быть уверенным в том, что даже если все эти качества не проявляются в поведении, они складываются потенциально, исподволь и при удобном случае могут обнаружиться в общем, строе поведения личности, поскольку для них существует благоприятная почва [27; 26-27].
1.2. Особенности формирования самооценки

в младшем школьном возрасте
Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания – осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания – в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений». К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценка достоинств и недостатков как своих, так и сверстников [32; 113].

Активно развивается в этот период и самооценка.

Самооценка ребенка дошкольного возраста в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой – переоценивать, в пении – недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога – воспитателя. Ведь как справедливо заметил Б.Г.Ананьев, оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы [2; 237].


Дети стремятся к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью детей следует умело пользоваться как воспитателям, так и родителям при формировании самооценки ребенка. Ведь ею в значительной степени определяется активность личности. Замечено, что дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.

На основе самооценки складывается и уровень притязания – тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагогу – воспитателю, работающему с детьми, важно не только учитывать самооценку и притязания своих маленьких воспитанников, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязания. Однако, важно при этом избежать другой крайности - сформировать чрезмерно завышенную самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства и других нежелательных качеств.

Проследим динамику формирования самооценки на разных этапах развития личности: рассмотрим пути формирования педагогически целесообразной самооценки ребенка дошкольного возраста.

При изучении ценностных ориентаций детей 3-7 лет, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависит в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной детской деятельности. Стало быть, если обеспечивать успех в деятельности малоактивным дошкольникам, не пользующимся значительной популярностью среди детей, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

Большие возможности в формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеют игра и художественная деятельность.

Для развития положительной самооценки важно так же, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью, вне зависимости от того, каков он в данный момент – хороший или плохой. В противном случае дети чувствуют, что любовь родителей обусловлена их успехами и, если нет успехов, то не будет и любви! Они начинают подозревать, что родителей не интересует их учеба, приобретение знаний, а только оценки и место в соревновании. Это приводит к отсутствию чувства эмоциональной безопасности, «нужности». Ведь только постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности. При этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам. Только не следует связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Например, если он солгал, наказать его надо, но говорить, что он лгун, не следует. Обобщающие негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют (снижают) самооценку.


По справедливому замечанию психологов, для успешного развития ребенку всегда требуется положительное подкрепление в общении, пусть и на «периферийном направлении». В качестве примера можно описать очень застенчивого мальчика трех лет. Он плохо разговаривал по сравнению с другими детьми, они над ним смеялись и не принимали его в игры. Когда ему предложили попробовать поиграть на скрипке, он расплакался и к ней даже не прикоснулся. Через пару месяцев посещение класса терпеливого учителя музыки ребенок начал играть, а через шесть месяцев он уже лучше всех исполнял пиццикато. Это придало ему уверенность в своих силах. К удивлению родителей, он начал заниматься по собственной инициативе. Более того, он стал гораздо общительнее и энергичнее и в других делах, выступал заводилой среди соседских детей и его роль совершенно исправилась [4; 43].

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Ее основа сохраняется до подросткового возраста.

Изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника соответственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок – того, что образует внутренний стержень личности.

С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими, у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки, оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей, он оценивает себя – в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны, часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел – хорош или плох ученик, хорошо или плохо он учится, как себя ведет на уроках, как слушает учителя.

Ребенок – первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках, постоянно отвлекаясь, неважно осваивает учебные навыки), так как он вносит в свою работу много старания. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемены, но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий – малознающий, активный – пассивный).


Уже после первых дней ориентировки среди новых товарищей ребенок начинает выделять некоторых ребят из общей массы. При этом, как показали исследования, таким учеником чаще всего бывает ближайший сосед по парте или по ряду. Однако это не всегда так. К сожалению, из-за бестактности некоторых учителей дети нередко начинают узнавать раньше всех тех, кому учитель постоянно делает замечания, упрекает в непонимании, в небрежности в работе или других недостатках. Таким путем ученики класса начинают акцентировать свое внимание на неудачах, недостаточной подготовленности, неаккуратности, несообразительности какого-то ученика. В более редких случаях такое акцентированное внимание учителя с первых дней работы в классе «высвечивает» одного-двух особо хороших учеников, которые рано занимают положение «первых», «умных», «всезнающих». Вряд ли надо доказывать, насколько ошибочна такая установка учителя. Она сразу создает неправильные взаимоотношения детей в классе, неправильную самооценку, как у «звезд», так и у не пользующихся популярностью ребят. Между тем успех в ответах и решениях задач, особенно в первую половину 1-го года учения в классе, может быть результатом самых разных причин: лучшей подготовленности, помощи и внимания родителей, относительно высокой физической и нервной выносливости (работоспособности) ученика и т.п.

Огромную роль в учебной работе маленького ученика играют и первые встречи его с учителем, и те отношения, которые в этих встречах складываются [18; 209].

Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием.

Кроме отношения учителя к ученику, на самооценку влияет его положение в детском коллективе. Там ребенок может оказаться в неблагоприятном положении – отвергаемого. Исследования С.А.Беличевой показали, что около 10% оказывающихся в изоляции - это дети с различными дефектами и недостатками соматического характера (рыжий, толстый, заика и т.п.), 8% - вследствие интеллектуального отстаивания и 24% - это были дети, учившиеся на «хорошо» и «отлично», но противопоставившие себя классу. Иногда причины положения изгоя совершенно случайные. Однако, каковы бы ни были причины – последствия достаточно тяжелые: возникает чувство собственной неполноценности, нарастает отчуждение от коллектива, а также может развиваться депрессия или агрессивное поведение. Все это приводит к снижению самооценки, которое в дальнейшем может обнаруживаться в некоторых стабильных нарушениях характера [33; 90].


Итак, ребенок на рубеже 7 и 8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Самооценка подростков связана с возможностью проявить себя как взрослого. При этом нельзя упускать из виду, что их представление о взрослости слишком часто соотносится в их сознании со свободой независимо получать (не обязательно зарабатывать) и тратить деньги на свои личные нужды и удовольствия.

Самая отрицательная оценка и жесткая критика, относящаяся только к отдельному действию или поступку подростка, не задевает его болезненно, поскольку не затрагивает его самоуважения. Она не воспринимается им как ущемление его личности. Вместе с тем, всякая даже относительно мягкая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и поэтому воспринимается в штыки, если представляется подростку как оценка его в целом.

Наблюдается возрастная динамика самооценки. Биологическое созревание организма ведет к резким изменениям внешности подростка. Поскольку подросток еще не овладел своей новой внешностью, она занимает значительное место в его самосознании, он постоянно оценивает ее, причем чаще всего недоволен ею. Но поскольку внешность, чрезвычайно значимая часть Я, открытая для оценки со стороны окружающих, то подросток постоянно ждет такой же отрицательной оценки, причем не только внешности, но и своей личности в целом. Отсюда – специфическая подростковая застенчивость [35; 16].

Внешность, качества собственного тела оцениваются как с точки зрения привлекательности, так и эффективности его использования для активного действия, причем у девушек преобладает первое, а у мальчиков – второе. Самооценка внешности является предпосылкой формирования Я – концепции, идентичности, развития общего отношения к себе.

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важные критерием оценка ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим – рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.


Самооценка является одним из устойчивых психологических образований, характеризующих ориентацию психологического пространства ребенка в системе социальных норм и правил, применяя их к оценке поведения и качеств конкретного человека и себя. По утверждению А.Л. Ковалева за этим стоят переживания ребенка связанные с овладением им свойствами фантомного проявления жизни, их можно было бы сравнивать с эффектом колдовства: скажешь, вдруг так и будет. Магические свойства плохих слов дети уже знают, у них есть опыт переживания дразнилок и прозвищ, на которые богата их жизнь среди сверстников. Отчасти поэтому во всех экспериментальных данных исследования самооценки можно так или иначе, видеть ту осторожность детей в обращении с негативными оценочными словами; они, если вынуждены их употреблять, обязательно смягчают ситуацию, показывая возможную перспективу изменения этих качеств, как у себя, так и у сверстника [10; 318].

Заслуживает внимания и тот факт, что дети уже принимают во внимание при оценке себя мнение других людей, могут показать его возможное несоответствие своей личной самооценке [40; 213].


    1. Влияние уровня успеваемости

на самооценку детей младшего школьного возраста

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянно любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент – хороший или плохой. Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста. Когда исследуют атмосферу в семьях, где воспитывались дети с положительной самооценкой, то обнаружили, что там между детьми и родителями существует тесный контакт. Родители проявляли глубокий интерес к проблемам детей, участвовали в их разрешении и всегда показывали, что считают своих детей достойными не только интереса и сочувствия, но и уважения. Можно предположить, что подобное отношение родителей побудило детей рассматривать себя в положительном свете [49; 206].


Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленными может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация – отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку. Для предотвращения падения самооценки Н.А.Менчинская считает целесообразным поручать слабо успевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в старшие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них резко падает самооценка [22; 125].

Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки.

Следует обратить внимание на зависимость формирования правильной самооценки ученика от установки учителей. Был поставлен эксперимент: в начале учебного года учителей убедили в том, что от определенных учеников («поздноцветущих») следует ожидать больших успехов только к концу учебного года. На самом деле, ученики, обозначенные как «поздноцветущие», выбирались случайным образом. Проверка, проведенная после этого эксперимента, выявила, что эти «поздноцветущие» ученики действительно улучшили свои успехи в большей степени, чем другие дети. Подобное улучшение до некоторой степени определялось ожиданием учителей, которые, сами, не сознавая того, реализовали в отношении «поздноцветущих» определенные установки, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, тоне голоса, манерах – всем том, что могло передать их положительные ожидания ученикам. Например, если учитель предполагал, что ученик обладает высоким интеллектуальным потенциалом, он ждет ответа дольше и с поощряющим выражением лица. Анализируя данные подобных экспериментов, можно заключить, что если у учителя сформирована установка на низкие результаты обучения то, невольно реализуя ее нетерпеливостью в общении с учеником, равнодушным выражением лица, учитель способствует понижению самооценки у ученика и реальному ухудшению успеваемости.


Большое влияние на самооценку школьника оказывает успеваемость. У учеников с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с коллективом класса и наблюдается деформация поведения. Некоторые из них, несмотря на равнодушное к ним отношение, всеми силами тянутся к другим ребятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание, но большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, испытывая одиночество. Такие ребята становятся замкнутыми конфликтными, ищут общения вне школы.

Самая отрицательная оценка и жесткая критика, относящаяся только к отдельному действию или поступку школьника, не задевает его болезненно, поскольку не затрагивает его самоуважение. Она не воспринимается им как ущемление его личности. Вместе с тем, высокая, даже относительно мягкая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и потому воспринимается в штыки, если представляется ребенку и взрослому человеку как оценка его в целом, так как порождает у него представление о недоброжелательном отношении. Если мы хотим, чтобы наша критика способствовала изменению поведения человека в нужном направлении, то лучше критиковать частности на фоне общей доброжелательности.

По мнению Ю.Н. Кулюткина самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности [15; 83].

Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. (В дальнейшем термины «самоуважение» и «самооценка» будет употреблять как синонимы).


При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, что человек говорит о себе, а и в том, как он поступает. Понижение самооценки проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми и тогда он переносит их решение в план воображения, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Поскольку потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не исчезает, поскольку и она реализуется в вымышленном мире – мире фантазии, мечты.

В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Специальные исследования выявили, что при прочих равных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от одиночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86%. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к общественным делам. Люди с пониженной самооценкой в работе избегают соревнований, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех [12; 84].

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия. Завышенная самооценка своих способностей часто приводит к катастрофе.


Завышенная самооценка и притязания, естественно, не получают желаемого отклика и признания у окружающих людей, что может способствовать отчуждению такой личности от принятых в данном обществе норм поведения и побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые обеспечили бы ему удовлетворение чрезмерных притязаний.

Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показывают исследования психологов, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно – в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.

Акцент учителей и родителей на оценках ориентирует детей на формально-логические показатели, идущие исключительно сверху и порождающие формализм и оценкоманию. В то же время плохая (по оценкам) успеваемость ведет к падению самооценки и долгосрочным отрицательным последствиям. У учеников с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с учениками класса и наблюдаться деформация поведения. Некоторые из них, несмотря на равнодушное к ним отношение, всеми силами тянутся к другим ребятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание. Однако большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, испытывая одиночество. Такие ребята становятся замкнутыми, конфликтными, ищут общения вне школы.

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошистами и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых детей систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно.


А.И.Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем он того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». « Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я же не хуже всех, у меня тоже может быть четыре».

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1 к 4 классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники? У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация – направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер [18; 43].

Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э.Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Интересно, что дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения. По данным М.Э.Боцмановой и А.В.Захаровой, описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания [38; 135, 136].


Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения – чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

Отношение к себе как ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: « А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В сознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» – рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Как показала Г.А.Цукерман, ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1 классе и расходятся к 4 классу [38; 136-137].


Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффективная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность. Приведем в качестве примера рассказы двух первоклассников, отвечавших на вопрос А.И.Липкиной: « Каким ты представляешь себя через 10-15 лет, когда ты будешь взрослым?»

Володя: Я представляю себя высоким, ростом в два метра. Я буду широкоплечим. Я сконструирую новую машину и полечу со своим другом на Марс. О нас будут писать в газетах и везде будут наши портреты». Ира: «У меня будут большие косы, я буду высокая и буду носить брючный костюм, как моя сестра. Я буду работать переводчицей и ездить по странам. В квартире у меня будет как во дворце. Чистота, красивая мебель, много картин, книг…» [18; 138].

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Планы их будущей взрослой жизни просты и туманны. Наташа: «Я хочу хорошо работать. Не знаю еще, кем буду, но я хочу быть врачом, может быть, детским врачом. Я люблю маленьких. Но я не знаю, сумею ли, надо же очень хорошо учиться, чтобы поступить в медицинский институт. Надо быть отличницей. Потом еще надо быть смелой. Я даже когда хорошо знаю урок, боюсь, когда меня вызывают…»

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждение о себе – более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.


Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

В самооценке «отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств» [18;10].

Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.

Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
1.4. Выводы по главе
Одной из значимых характеристик личности является самооценка.

В психологии рассматривается три вида самооценки: прогностическая, актуальная и ретроспективная. Выделяют три уровня самооценки: завышенная, заниженная и адекватная.

Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.


Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важные критерием оценка ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим – рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование

проблемы влияния уровня успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и методы исследования

Для того чтобы провести нашу экспериментальную работу, мы выявили главную цель исследования: изучить влияние успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень успеваемости влияет на самооценку детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать научные подходы к проблеме самооценки младших школьников;

2. выявить особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте;


3. выявить условия влияния успеваемости на развитие самооценки в младшем школьном возрасте;


  1. организовать опытно-экспериментальную работу с целью проверки влияния успеваемости на развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

База исследования: МОУ СОШ № 92 г. Могоча, Забайкальского края, участвовало 60 человек, от 6 лет до 10 лет.

Объект исследования - дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние успеваемости на самооценку детей младшего школьного возраста.

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что уровень успеваемости влияет на самооценку детей младшего школьного возраста, мы провели следующие исследования.

На I этапе мы провели констатирующий эксперимент: сначала выявили успешность обучения детей во 1, 2, 3 классах, затем выявили особенности самооценки детей младшего школьного возраста и сравнили полученные результаты, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения при помощи коэффициента корреляции


следующая страница >>