birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: « Белки и их строение. Свойства белков и функции белков.»

Оборудование: хим. Посуда,компьютер, диск-органическая химия.

Реактивы: Белок, гидроксид натрия, хлорид меди, сульфат меди, азотная кислота, стиральный порошок.

Задачи : 1.Закрепить знания об уровнях организации белковой молекулы.

2.Развивать практические умения,направленные на установление роли в клетке белков-ферментов.

3. Развивать мышление учащихся путем сравнения белков разного строения и с различными функциями.

4.Использовать компьютер и демонстрацию опытов для реализации межпредметных связей и для развития интересов, обеспечивая прочность знаний.

Цель урока: Закрепить знания о строении белков, показать огромное значение белков для жизнедеятельности клетки и всего организма.

Ход урока:1. Белки и их связь с жизнью.(вводное слово учителя)

2. Химический состав и строение белков.(беседа)



  • Элементарный состав белков хорошо известен. Он включает атомы углерода, водорода,

Кислорода, азота и серы, а иногда и фосфора.
  • Все природные белки состоят из большого числа сравнительно простых структурных блоков – аминокислот , связанных друг с другом в полипептидные цепи.


Учитель: Давайте вспомним, сколько стуктур различают когда говорят о строении белка?

Ученик: - первичную,

- вторичную,

- третичную,

- четвертичную.

Учитель: ( использует мультемидийный диск) Посмотрите на экран. Что мы понимаем под

Первичной стуктурой белка?

Ученик: Под первичной структурой белка понимают число и последовательность аминокислот, соединенных друг с другом пептидными связями в полипептидной цепи.

(на экране пептидная связь)

С компьютера ученик зачитывает историческую справку об исследовании белков.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что по форме напоминает вторичная структура белка?

И какая связь характерна для этой структуры?( на экране вторичная структура белка)

Ученик: Напоминает вытянутую пружину, которая образуется за счет водородных связей.

Учитель: Это альфа спираль очень устойчивая конформация.

Чем же характеризуется третичная структура ?( на экране 3-я стр-ра)

Ученик: Это спираль свернута нерегулярным образом в компактную глобулу. Держится за счет трех типов связей: ионных, водородных, дисульфидных.

Учитель: Четвертичная структура характерна для гемоглобина (белок крови)

( на экране чет. Стр.)

3. Свойства белков

1. Цветные реакции на белки.( на столах учеников лежат инструкции к проведению опытов ).

Биуретовая реакция:( влейте в пробирку 2-3 мл раствора белка и добавьте несколько мл р-ра NaOH, а затем немного раствора сульфата меди 2.

Ксантопротеиновая реакция.( в пробирку налейте 2-3 мл. раствора белка и добавьте 1мл концентрированной азотной кислоты.

Результаты опытов записываются в тетрадь.

2.Денатурация белка ( в пробирках белок подержать над спиртовкой)

Записать определение.

4. Функции белков ( заполнение таблицы)


Функции белков

Примеры

Локализация

1.Структурная

Коллаген

Компонент соединит.ткани

Кератин

Кожа,перья, ногти,волосы.

2.Ферментативная

(каталитическая)



Каталаза

Во всех клетках животных и растений.

3. Транспортная

Гемоглобин

Миоглобин



Эритроциты в крови переносит кислород.


4.Защитная

Антитела

Белок крови образует комплексы с инородными белками


Тромбин

Участвует в процессе свертывания крови.

5.Сократительная

Миозин

Актин


Мышцы, сердечная ткань.

6.Запасная

Яичный альбумин

Белок яйца

Казеин

Белок молока.

5. Обобщение и закрепление.

1. Для белков характерно существование нескольких структурных условий, которые зависят как от их химического состава, так и от состава окружающей среды.

2. В поддержании структур участвуют пептидные, водородные, ионные, гидрофобные связи.



3. Белки являются основой структуры и функции живых организмов.
6. Домашнее задание.