birmaga.ru
добавить свой файл

1
"Живое - неживое"

(Наблюдение за морской свинкой с детьми старшего возраста)

Задачи: Создать условия, способствующие развитию ребёнка:

- для уточнения представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают);

- для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение;

- для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремление учитывать в поведении их особенности как живых существ.
Предварительная работа. Наблюдение за морской свинкой (знакомство с особенностями внешнего вида и повадками).
Ход занятия

1 часть

Незнайка приходит в группу с мягкой игрушкой.



Незнайка. Посмотрите, вот моя морская свинка. Ее зовут Маша. У нее есть глаза, уши, шерсть. Она живая.

Воспитатель. Как вы думаете, прав Незнайка? (Выслушиваются мнения детей.)

Незнайка. А я думаю, что моя свинка живая.

Воспитатель. Надо познакомить Незнайку с нашей морской свинкой, сравнить обеих, и тогда Незнайка убедится, что он был не прав.

2 часть


Воспитатель.
Поместим свинок рядом. Поздороваемся с нашей морской свинкой. (Называет имя.) Как ты себя чувствуешь (ласково)? Не бойся, мы тебя не обидим (Подносит морскую свинку к каждому ребенку, дети ласково обращаются к ней, нежно гладят.)

Воспитатель. Что делает морская свинка, когда знакомится с вами? Как узнали, что нюхает? (Вытягивает шею, тянет мордочку, шевелит усами, водит носом.) Чем чувствует морская свинка? (Носом, усами.)

Незнайка. И моя морская свинка умеет нюхать. (С игрушечной морской свинкой проводятся аналогичные действия, внимание детей обращается на ее отличия от живой: не вытягивает шею, не шевелит усами и др.)

Воспитатель. Давайте проверим, могут ли люди тоже чувствовать запах? (Детям предлагаются две баночки, в которых сохранился запах разных фруктов, чтобы от определили по запаху их содержимое. Подводится итог, что и морская свинка, и человек могут чувствовать запах носом.) Чтобы не забыть, что живые могут нюхать, поставим картинку (модель обоняния).


Незнайка. А зато моя морская свинка на меня смотрит.

Воспитатель. Проверим, видит ли Незнайкина морская свинка. Как это узнать? (Можно использовать способ проверки, предложенный детьми или предложить свинке пищу.) Видит ли морская свинка Незнайку?

Воспитатель. А вы видите? Проверим. (Детям предлагается закрыть глаза, а затем открыть и сказать, что изменилось на столе.) Чтобы не забыть, что все живые видят, поставим картинку (модель зрения).

Незнайка. Моя свинка хочет есть, она любит морковку.

Воспитатель. Давайте узнаем, будет ли есть морская свинка или нет. Как это узнать? (Живой и игрушечной морским свинкам предлагается еда, обсуждается различие в поведении.)

Воспитатель. Дети, а вы хотите морковку? Угощайтесь. (В случае необходимости вымыть руки.) Как мы едим? (Жуем всеми зубами, раскусываем, поворачиваем языком.) Чтобы не забыть, что все живые едят, поставим картинку (модель питания).

Незнайка. А я сейчас пошуршу бумагой, и моя морская свинка услышит. (Дети наблюдают за поведением игрушки, а затем кто-то из них тоже шуршит бумагой.)

Воспитатель. Какая из морских свинок услышала? Как узнали? А вы слышите или нет? Давайте проверим. Как это можно узнать? (Предлагается игра «Узнай, что звучит».) Чтобы запомнить, что все живые слышат, поставим картинку (модель слуха).

Незнайка. Моя морская свинка живая, она дышит. Когда устанет, вздыхает. Проверим. Как можно узнать? (Приложить руки к бокам свинки, посмотреть, раздуваются ли они при дыхании.)

Воспитатель. А наша морская свинка дышит? Проверьте и расскажите.

Воспитатель. А мы дышим? Поставьте свои руки к бокам, прижмите ладони к телу, вдохните и выдохните. Скажите, что вы чувствовали, что слышали? Чтобы не забыть, что все живые дышат, поставим картинку (модель дыхания).

Незнайка. Зато моя морская свинка умеет бегать. (Подталкивает ее.)


Воспитатель. Проверим, двигается ли наша морская свинка. (Животное выпускается из террариума, дети наблюдают за ее передвижением, комментируют. Затем демонстрируют Незнайке, как люди могут двигаться, при этом уходят подальше от террариума с морской свинкой). Чтобы не забыть, что все живые двигаются, поставим картинку (модель движения).

3 часть.

Незнайка. Я понял, что моя морская свинка неживая, она игрушечная. Зато с ней можно играть и не бояться, что ей будет больно.

Воспитатель. Чем же отличаются морские свинки, которые были у нас в гостях? Чем они похожи? Чем похож человек и морская свинка?

Воспитатель поддерживает высказывания детей. После занятия отводится время для общения с морской свинкой, игр с мягкой игрушкой и игровым персонажем. Модели некоторое время находятся на фланелеграфе, с их помощью дети могут выполнять задание: найти в групповой комнате объект, который соответствует моделям.