birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3

Минеральные удобрения – главный предмет нашего химического экспорта: за границу в 2007 г. ушло 67% изготовленных в РФ калийных, фосфорных и азотных удобрений (включая аммиак), они составили 37,6% от общего объема поставок. Снижение объемов производства произошло во многом из-за сокращения экспорта. В условиях нынешнего падения спроса и мировых цен российские производители уступают свои позиции мировым конкурентам.

В период благоприятной конъюнктуры мировых рынков удобрений производители заботились больше о расширении своего бизнеса, нежели о сокращении издержек и обновлении устаревших технологий. Между тем отечественное производство далеко от совершенства. Раньше эти недостатки можно было компенсировать низкой стоимость исходного сырья на внутреннем рынке. Сейчас значительное снижение мировых цен обостряет проблему высокой себестоимости производства азотных удобрений. Большие затраты на транспортировку до рынка сбыта делают отечественные удобрения неконкурентоспособными. Рассмотрим производство, экспорт и потребление удобрений в 2000-2007 гг. в пересчете на 100% питательных веществ в таблице №4.

Таблица №4. «Производство, экспорт и видимое потребление удобрений

в 2000-2007 гг., тыс. т.»

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Производство

12212,7

13035,3

13566,5

13963,7

15798,2


16616,3

16161,7

17647,9

Экспорт

8649,2

9343,1

10109,4

10704,4

11973,9

13343,8

11849,1

11852,7

Видимое потребление

3571,6

3705,4

3568,4

3334,6

3924,5

3339,3

4329,3

5801,5

Доля экспорта в производстве в %

70,8

71,7

74,5

76,7

75,8

80,3

73,3

67,2


Метанол, смола и полимерные материалы. В 2007г. 57,2% произведенного в России метанола продавалось на экспорт, в 2008г. – 50,8%. Этот спирт – сырье для карбамидоформальдегидных, меламиноформальдегидных и фенолформальдегидных смол, а их применяют при изготовлении фанеры и древесно-стружечных плит разного вида. Из этих плит изготавливают 75% современной мебели. Спрос на мебель как предмет длительного пользования даже в период кризисов остается достаточно высоким, поэтому потребность в сырье для ее производства будет постоянной. Помимо этого, увеличение спроса на данную группу продукции способствует повышению востребованности некоторых видов полимерных материалов. (5; с.-46)

Капролактам и синтетические волокна. Капролактам – это важнейшее сырье для изготовления синтетических полиамидных волокон и капрона, которые служат в качестве корда для изготовления шин, а так же различных тканей. Сейчас доля экспорта в производстве капролактама высока и равна почти 69,4%. Крупнейший изготовитель этого вещества – ОАО «Куйбышевазот». Из-за мирового кризиса он был вынужден к началу 2009г. сократить производство на 50%.


В таких условиях легкая промышленность остается одной из самых перспективных отраслей-потребителей: ее предприятия закупают около 60% всех изготавливаемых в России химических волокон и нитей. Однако эту долю можно увеличить, повысив качество и ассортимент отечественных материалов. (5; с.-46)

Стирол, полистирол и сополимеры. В числе жертв экономического кризиса оказался и автомобильный сектор. При этом в 2008 г. объем производства полистирола, служащего основой для автомобильных деталей, снизился на 14% по сравнению с 2007г.. Около 55% выпущенного в России стирола и 23% полистирола не используют внутри страны. В ближайшем будущем следует ожидать роста спроса на полимеры. Также есть ряд перспективных направлений, ждущих своей очереди, - это производство акрилонитрил-бутадиен-стирольного (АБС) пластика и стирол-акрилонитрильного сополимера.

Параксилол, этиленгликоль и полиэтилентерефталат. Параксилол и моноэтиленгликоль – сырье для синтеза полиэтилентерефталата (ПЭТФ), того самого пластика, что идет на изготовление пластиковых бутылок. С этим веществом сложилась парадоксальная ситуация. В 2007г. из России было вывезено 52% всего произведенного моноэтиленгликоля и 54% параксилола. А сделанный из них ПЭТФ, из-за отсутствия мощностей для его выпуска, ввозят из-за рубежа, причем в 2007г. доля импортированного пластика этого типа во внутрироссийском потреблении составила 74,5%. (5; с.-47-48)

Каучук и технический углерод. На экспорт идет 52% произведенного в России технического углерода. Отечественное производство синтетических каучуков также ориентировано на экспорт, доля которого составляет 63%. Низкий внутренний спрос на каучук и технический углерод обусловлен недостаточным их использованием в производстве шин и резинотехнических изделий. Внешний же спрос будет падать до тех пор, пока не восстановится зарубежная автомобильная и связанная с ней шинная промышленность.

Еще одной важной статьей российского экспорта кроме энергоресурсов и химических продуктов является рынок зерна. Независимо от урожая страна ежегодно импортирует около 1 млн.т. зерна, что связано с качественной спецификой российских зерновых. На внутренне потребление в России стабильно уходит чуть более 70 млн.т. зерна. Часть излишков реализуется в виде экспорта. Россия реально вышла на мировой рынок сырья только после 2000г. и быстро заняла устойчивые позиции как один из ведущих экспортеров пшеницы, поставки которой велись в разные годы в 45-75 стран мира. В 2007/2008 сельскохозяйственном году российские аграрии экспортировали 12,7 млн.т. зерна. В рекордно урожайном 2008/2009г. экспорт зерна составил 22 млн.т. зерна. (5; с.96-97)


Основные покупатели российского зерна – Египет, Марокко, Тунис, Саудовская Аравия и другие страны Северной Африки и Ближнего Востока. В целом этот регион потребляет 22% мирового экспорта пшеницы. Россия продает за рубеж зерно относительно низкого качества, наша ниша в мировой торговле – пшеница 4-ого класса. То есть экспорт не ущемляет внутренних потребностей: мы продаем всего 5% пшеница 3-ого класса, которая традиционно является базовым продуктом для производства муки.

Экспорт зерна – самый выгодный способ использования излишков. А излишки неизбежны. В России 75% прибыли сельхозтоваропроизводителей связаны с зерном.

Российский экспорт характеризуется высоким уровнем концентрации по рынкам сбыта, что является одним из факторов, ограничивающим его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на одну страну - Нидерланды, 60% поставок алюминия осуществляется в две страны - Японию и США, около 70% лесоматериалов вывозится в Финляндию и Японию, более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.

В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС при­ходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ - 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона - 16,1%.

Более интенсивное вхождение в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав.

Вопрос 2: Положение России на мировом рынке импорта

Во втором полугодии 1998 года вслед за другими странами Россия вступила в полосу валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства, незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным финансовым возможностям страны. В современное время положение России на рынке импорта изменилось незначительно. Рассмотрим далее эту проблему более подробно.


В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и сырьё для их производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.

Основная часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей, стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестомесилки, дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов, оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.

Объем импорта в Россию по сравнению с прошлым веком (без данных по Белоруссии) уменьшился на 45,4%, в т.ч. из стран дальнего зарубежья - на 45,7%, из СНГ - на 44,1%. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло за счет сокращения закупок продовольствия, товаров химической промышленности, машиностроения (на 36%). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных средств, который заметно сократился.

Падение импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству, сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах, страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а контрагенты требуют 100% предоплаты.

Доля импортных товаров в общем объеме товарных ресур­сов розничной торговли составила в последние три года 49%. Как мы можем наблюдать, импорт товаров и оборудования в Россию имеет высокий уровень, но импорт сырья развит слабо, так как Россия имеет достаточное количество собственных ресурсов.


Тем не менее за счет импорта удовлетворяется 34% потребностей роз­ничной торговли в мясе и мясопродуктах, 46% - в рыбе, 27% - в масле животном, 42% - в масле растительном, 18% - в молоке и молочных продуктах. Сложилась устойчивая ори­ентация многих отраслей пищевой промышленности на им­портное сырье.

В импорте преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана - 2,3%. В десятку основных торговых партнеров России входят также Италия, Китай, Турция, Польша, Великобритания, США, Нидерланды, Финляндия и Швейцария.

В импорте преобладали поставки из Германии - 13,3%, Китая - 12,2%, Японии - 6,4%, США - 4,7%, Италии - 4,3%, Франции - 3,9%, Соединенного Королевства (Великобритании) - 2,8%, Финляндии - 2,5%, Польши - 2,3%, Нидерландов - 1,9%.

В импорте России основными статьями являются изде­лия машиностроения (51,0%), продовольствие и сырье для его производства (13,8%), продукты химии (13,8%). Т.о. в товарную структуру импорта РФ входят:


  • сельскохозяйственное сырье

  • минеральные продукты

  • железо и сталь

  • продукция химической промышленности, каучук

  • волокна хлопковые

  • кожевное сырье, пушнина

  • текстиль

  • драгоценные камни

  • мясо свежемороженое

  • мясо птицы

  • рыба свежемороженая

  • цитрусовые

  • Кофе, какао бобы и чай

  • Зерновые культуры

  • Сахар и т.д.

Одну из самых важных ролей в сегодняшнем импорте России играет рынок мяса. Мировой рынок мяса – это рынок трех «китов»: свинины (40%), птицы (30%) и говядины (25%). На прочие виды мяса(баранина, конина, оленина и пр.) приходится всего 5%. Общий объем мирового производства мяса – более 260 млн.т..

В производстве свинины и птицы доминирует Азия (около40%), говядины – Европа ( примерно 33%). На Северную и Южную Америку приходится соответственно около 20% и 10% мирового рынка мяса. Африка и Океания его практически не производят. Странами-лидерами в производстве мяса в последние десятилетия является Китай и США. И если в 90-х они были почти на равных, то сейчас превосходство Китая перед Штатами бесспорно (примерно 28% и 15% соответственно). На третьем месте в 1990г. была Россия – около 6% рынка, но сегодня ее доля составляет менее 2%, а тройку лидеров замыкает Бразилия (около 7,5%). (5.- с-41-43)


В России мясной рынок – самый крупный из продуктовых (около 9 млн.т.), за ним следуют зерновой и молочный. За 2000-2007гг. общий объем импорта продовольствия и сельхозсырья (кроме текстильного) в стране увеличился в 2,9 раза. На этом фоне рынки мяса и молока характеризуются наиболее высокой долей импортной продукции – около 30-40%. В 2008г. в страну было импортировано около 1,5млн.т. говядины и свинины и примерно 1 млн.т. мяса птицы.

Очевидно, что основная причина импорта мяса в Россию – недостаточность собственного производства. И если по потреблению мяса за счет импорта мы сегодня почти догнали 1990г., то уровень производства достиг лишь 50%.

После спада производства продукции мяса был заложен проект «Развитие АКП». Производство мяса увеличивается медленно, т.к. у животноводчества очень длинный инвестиционный цикл и срок окупаемости. Так в производстве свинины он составляет пять лет, а говядины – десять, что делает этот сегмент наименее привлекательным для инвесторов. В России наблюдается бурный рост птицеводства и вполне заметный рост свиноводства: по итогам 2008г. прирост по мясу птицы составил 16%, а по свинине – 8%. Правда сокращается поголовье крупного рогатого скота.

Однако дело не только в нехватке отечественного мяса. Импортное технологически более удобно для использования в мясопереработке и общественном питании. Штабеля заморозки легко переходят в формат колбасы, а рестораны и кафе видят в импорте гарантированное единообразие вкуса и качества. Объемы переработки мяса весьма внушительны: примерно 30% мяса, отечественного и импортного, используется для изготовления колбас, 20% - полуфабрикатов и консерв. Импортное мясо – унифицированное, как продукт фабричного производства. Отечественное мясо более «живое», с перепадами качества и вкуса.

В связи с этим, в 2003-2008гг. квоты на импорт мяса год от года росли, а таможенные пошлины на импорт сверх квот – сокращались. Например, квота насвежую говядину составляла в 2003г. 11,5 тыс.т., а в 2006г. – уже 27,8 тыс.т.. На мороженую говядину квота в 2003-2006 гг. выросла с 315 до 435 тыс.т., а пошлина на импорт сверх квоты сократилась с 60% до 40%; квота на свинину выросла с 337,5 тыс.т. до 476,1 тыс.т, а пошлина снизилась с 80% до 60%. В 2007г. квоты снова были повышены: на ввоз свежей и мороженой говядины – до 468,3 тыс.т., свинины – до 484.8 тыс.т. Лишь в 2009г. этот тренд был сломлен – квоты на импорт мяса впервые за пять лет были снижены, а таможенные тарифы на сверхквотный импорт – повышены. (5; с.-50-51)


Экономические доводы сводятся к тому, что, по оценкам Мясного союза России, при сохранении прежних импортных квот и нынешних темпов роста отечественного птицеводства и животноводства уже к 2010-2011гг. страна столкнется с проблемой излишков мяса.

Что касается других статей импорта, то в структуре российского импорта из развивающихся стран преобладают такие товары, как чай и кофе (Индия и Бразилия), сахар (Куба и Аргентина), легковые автомобили (Республика Корея и Тайвань). Удельный вес продовольствия и напитков в импорте с Кубы достигает почти 100%, из Аргентины – 90%, Бразилии – 85%, Индонезии – 80%, Индии – 55%. На продовольствие и напитки приходилась треть совокупного импорта России из десяти ведущих поставщиков.

Из Японии Россия покупает в основном машины и оборудование потребительского и инвестиционного назначения. Основными статьями южнокорейского экспорта в РФ являются автомобили и бытовая техника.

Также в Россию импортируются и минеральные удобрения. Это происходит за счет того, что у России не хватает производственных и технологических мощностей для производства некоторых видов удобрений. (5; с.-50-52) Рассмотрим производство, импорт и потребление удобрений в 2000-2007 гг. в пересчете на 100% питательных веществ в таблице №5.
Таблица №5. «Производство, импорт и видимое потребление удобрений

в 2000-2007 гг., тыс. т.»

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Производство

12212,7


13035,3

13566,5

13963,7

15798,2

16616,3

16161,7

17647,9

Импорт

8,1

13,2

111,3

75,3

100,2

66,8

16,7

6,3

Видимое потребление

3571,6

3705,4

3568,4

3334,6

3924,5

3339,3

4329,3

5801,5

Доля импорта в потреблении в %

0,2

0,4

3,1

2,3

2,6

2,0

0,4

0,1


Согласно предоставленным в таблице данным, можем наблюдать рост импорта удобрений в РФ в 2002-2005. Сейчас же количество импортируемых удобрений стало гораздо ниже.

Также в Россию производится экспорт некоторых химических продукций. Это связано с отсутствием мощностей для самостоятельной переработки некоторого сырья. Поэтому РФ осуществляет экспорт чистого, не переработанного сырья, а импортирует уже переработанное сырье. Так, например, Россия экспортирует за границу моноэтиленгликоль и параксилол, а импортирует сделанный из них этилентерефталат (ПЭТФ).

Из-за границы в Россию поставляются и моющие средства. Рассмотрим импорт и его долю в потреблении в таблице №6.


Таблица №6. «Производство, экспорт, импорт и видимое потребление синтетических моющих средств в России в 2000-2007гг., тыс.т.»

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Производство

427,9

442,1

502,4

527,1

639,4

715,9

795,4

755,7

Экспорт

43,8

62,5

112,7

113,4

144,5

185,8

227,2

219,9

Импорт

75,9

98,9

124,5

132,8

162,3

154,7

136,6

128,5

Видимое потребление

460

478,5

514,2

546,5

657,2

684,8


704,8

729,9

Доля экспорта в производстве, в %

10,2

14,1

22,4

21,5

22,6

26,0

28,6

29,1

Доля импорта в потреблении, в %

16,5

20,7

24,2

24,3

24,7

22,6

19,4

17,6


Благодаря таблице, хорошо видно, что импорт средств до 2005 г. повышался. После 2005г. он начинает снижаться. Но все же доля импортируемых моющих средств очень высока. Это объясняется тем, что еще в 1990-х годах многие российские компании были куплены американскими и немецкими компаниями. Конкурировать с этими компаниями, использующими производственную базу бывших советских предприятий, собственные прогрессивные технологии и отечественное сырье с относительно низкой стоимостью, вряд ли возможно.

Более 4/5 импортных потоков идут из десяти государств, то есть импорт России привязан к ограниченному числу развивающихся стран даже более жестко, чем экспорт. Российская экономика превратилась преимущественно в источник сырья и рынок сбыта продовольствия, продукции легкой промышленности и потребительской электроники.


Заключение

Географическая структура торговли России характери­зуется двумя основными направлениями: страны СНГ и даль­нее зарубежье. В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. На ЕС при­ходится 52,1% российского товарооборота, на страны СНГ — 15,3%, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 16,1%.


Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, форми­рующие вместе с Россией единое экономическое пространство. В 2007 г. в общем объеме экспорта России на долю Беларуси приходилось 4,9%, Украины - 4,6%, Казахстана - 3,4%. В импорте преобладали поставки из Украины - 6,7% от всего объема российского импорта, Беларуси - 4,4%, Казахстана - 2,3%.

В январе-октябре 2008г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 659,6 млрд. долларов США (144,7% к январю-октябрю 2007г.), в том числе экспорт - 413,4 млрд. долларов (147,8%), импорт - 246,2 млрд. долларов (139,8%).

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствитель-ным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.

Литература к части I


  1. Под ред.проф. А.С.Булатова. Мировая экономика: Учебник – М.: Юристъ, 2002. – 734 с. (355-367).
  2. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник.- М.: Издательство БЕК, 2000.-464 с.


  3. Словарь по мировой экономике: Учебное пособие для студентов экономических специальностей /Составитель – Антонова И.В., канд. экон. наук., доцент – Изд. 2-е, испр. И доп. – Тюмень, ТюмГАСА, 2004. – 60 с.

  4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-735 с.

  5. Товарные рынки//ЭКО, 2009, №9, с.42-55, с.96-97

  6. Е.Гурвич, Е.Вакуленко, П.Кривенко, Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах//Вопросы экономики, 2009, №2, с.51-70

  7. И.Башмаков, Российский ресурс Энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды// Вопросы экономики, 2009, №2, с.71-89

  8. И.Подколзина. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка// Вопросы экономики, 2009, №2, с.907

  9. Загашвили, Энергетическая безопасность ЕС и интересы России//МЭМО, 2009, №8, с.4, с.10

10.С.Ю.Барсукова, Рынок мяса: игры с импортом//ЭКО, 2009, №8, с.4151

11.С.Костяев, Лоббизм российского бизнеса в США//МЭМО, 2009, №4, с.44-49

12.www.tse.exsport.gov

13.www.minprom.gov.ru

14.www.bir.prime-tass.ru



<< предыдущая страница   следующая страница >>