birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
(MSC 84/3/4 +MSC 84/WP.3)


Резолюция MSC.255(84)

Принята 16 мая 2008 г.

ПРИНЯТИЕ
КодексА международных стандартов и рекомендуемой практики
расследования аварии или инцидента на море
(КодексА расследования аварий)


Комитет по безопасности на море,

Ссылаясь на статью 28(b) Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Комитета,

отмечая с озабоченностью, что продолжаются аварии и инциденты, приводящие к потерям человеческих жизней, гибели судов и загрязнению морской окружающей среды, несмотря на усилия, предпринимаемые Организацией,

Отмечая также, что безопасность моряков и пассажиров и защита морской окружающей среды могут быть повышены через своевременные и точные доклады, выявляющие обстоятельства и причины аварий и инцидентов на море,

Отмечая далее важность Конвенции ООН по морскому праву, совершенную в Монтегю-Бей 10 декабря 1982 г., и обычного международного морского права,

Отмечая дополнительно ответственность государств флага судна по положениям Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (правило I/21) (далее именуемой «Конвенция»), Международной Конвенции о грузовой марке 1966 г. (статья 23) и Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (статья 12) за проведение расследований аварий и предоставление в Организацию соответствующих выводов,

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ необходимость обеспечения того, чтобы все очень серьезные аварии на море были расследованы,

ПРИНИМАЯ ТАКЖЕ ВО ВНИМАНИЕ Руководство по справедливому обращению с моряками в случае происшествия на море (резолюцию А.987 (24)),

Подтверждая, что расследование и надлежащий анализ аварий и инцидентов на море может привести к большему пониманию причинно-следственной связи аварий и приведет к мерам по исправлению ситуации, включая повышение уровня подготовки персонала, в целях повышения уровня безопасности человеческой жизни на море и защиты морской окружающей среды,


Признавая необходимость в кодексе, обеспечивающем, насколько это позволяет национальное законодательство, стандартный подход к расследованию аварий и инцидентов на море, с целью предотвращения в будущем аварий и инцидентов на море,

Признавая также международный характер судоходства и необходимость сотрудничества между правительствами, существенные интересы которых затронуты авариями и инцидентами на море, в целях выявления обстоятельств и причин,

ОТМЕЧАЯ резолюцию MSC.257(84), которой он принял поправки к главе XI-1 Конвенции, придающие, по Конвенции, обязательный характер частям I и II Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекса расследования аварий),

Рассмотрев, на своей 84 сессии, текст предложенного Кодекса расследования аварий,

1. Принимает Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий), изложенный в Приложении к настоящей резолюции;

2. Рекомендует Договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС принять к сведению, что Кодекс вступает в силу 1 января 2010 года  по вступлении в силу поправок к Конвенции СОЛАС;

3. Просит Генерального секретаря Организации направить заверенные экземпляры настоящей резолюции и содержащийся в Приложении текст Кодекса всем Договаривающимся правительствам Конвенции СОЛАС;

4. Далее просит Генерального секретаря Организации направить экземпляры настоящей резолюции и текст Кодекса, содержащийся в Приложении, всем членам Организации, не являющимся Договаривающимися правительствами Конвенции СОЛАС;

Приложение

Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море
(Кодекс расследования аварий)


Содержание

Стр.


Вступление

Часть I – Положения общего характера

Глава 1 – Цель

Глава 2 – Определения

Глава 3 – Применение глав в частях II и III

Часть II – Обязательные стандарты

Глава 4 – Расследующий орган

Глава 5 – Уведомление

Глава 6 – Требование расследовать очень серьезные аварии на море

Глава 7 – Соглашение государства флага судна с другим существенно заинтересованным государством о проведении расследования

Глава 8 – Полномочия расследования

Глава 9 – Параллельные расследования

Глава 10 – Сотрудничество

Глава 11 – Независимость расследования от указаний со стороны

Глава 12 – Опрос моряков

Глава 13 – Проекты докладов о расследованиях

Глава 14 – Доклады о расследованиях

Часть III – Рекомендуемая практика

Глава 15 – Административные обязанности

Глава 16 – Принципы расследования

Глава 17 – Расследование аварий (иных чем очень серьезные аварии) и инцидентов на море

Глава 18 – Факторы, рекомендуемые для принятия во внимание при заключении соглашения согласно главе 7 части II

Глава 19 – Акты незаконного вмешательства

Глава 20 – Уведомление вовлеченных сторон и начало расследования

Глава 21 – Координация расследования

Глава 22 – Сбор доказательств

Глава 23 – Конфиденциальность информации

Глава 24 – Защита свидетелей и других вовлеченных сторон

Глава 25 – Проект доклада и окончательный доклад

Глава 26 – Повторное расследование

Международные стандарты и рекомендуемая практика
расследования аварии или инцидента на море


Вступление

1 Данный Кодекс объединяет передовую практику расследования аварий и инцидентов на море, которая была установлена Кодексом расследований аварий и инцидентов на море, принятым в ноябре 1997 года Международной морской организацией (Организацией) резолюцией А.849(20) и основан на этой практике. Предполагалось, что Кодекс будет способствовать сотрудничеству и общему подходу государств к расследованиям аварий и инцидентов на море.


История вопроса

2 Организация поощряет сотрудничество и признание взаимного интереса посредством большого количества резолюций. Первой была резолюция А.173(ES.IV) (Участие в официальных расследованиях аварий на море), принятая в ноябре 1968 года. Затем последовали другие резолюции, включая: резолюцию А.322(XI) (Проведение расследований аварий на море), принятую в ноябре 1975 года, резолюцию А.440(XI) (Обмен информацией в целях проведения расследования аварий на море) и резолюцию А.442(XI) (Кадровые и материальные ресурсы, необходимые Администрациям для расследования аварий и нарушений конвенций), принятые в ноябре 1979 года, а также резолюцию А.637(16) (Сотрудничество при расследованиях аварий на море), принятую в 1989 году.

3 Эти отдельные резолюции были объединены и расширены Организацией посредством принятия Кодекса расследований аварий и инцидентов на море. Резолюция А.884(21) (Поправки к Кодексу расследований аварий и инцидентов на море (Поправки к резолюции А.849(20)), принятая в ноябре 1994 года, расширила Кодекс, обеспечив его руководством по расследованию человеческих факторов.

4 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС) 1948 года включала положение, требующее от Администраций государства флага судна проведения расследования любой аварии судна под его флагом, если расследование может оказать помощь в выявлении того, являются ли регулятивные нормы способствующим фактором. Это положение было сохранено в Конвенциях СОЛАС 1960 и 1974 годов. Оно также было включено в Международную конвенцию о грузовой марке 1966 года. Более того, от государства флага судна требуется расследовать определенные аварии и инциденты, случившиеся в открытом море*.

5 Суверенитет прибрежного государства простирается за пределы его сухопутной территории и внутренних вод**, включая территориальное море. Эта юрисдикция дает прибрежному государству неотъемлемое право расследовать аварии и инциденты на море, связанные с его территорией. Большинство национальных Администраций имеют юридические положения, охватывающие расследование инцидента в судоходстве в пределах внутренних вод и территориального моря, независимо от флага судна.


Обращение с моряками

6 Еще не вступившая в силу Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 года Международной организации труда включает положение о расследовании некоторых серьезных аварий на море и определяет условия труда моряков. Признавая необходимость особой защиты моряков в ходе расследования, Организация приняла (в декабре 2005 года) резолюцией А.987(24) Руководство по справедливому обращению с моряками в случае происшествия на море. Руководство было распространено ИМО и МОТ 1 июля 2006 года.

Принятие Кодекса

7 Со времени принятия первой Конвенции СОЛАС произошли значительные изменения в структуре международного судоходства и в международном праве. Эти изменения потенциально увеличили число государств, заинтересованных в процессе и в результатах расследования аварии или инцидента на море, увеличивая возможность юридических и других процедурных разногласий между заинтересованными государствами.

8 Данный Кодекс, устанавливая некоторые обязательные требования, в то же время признает различия в международном и национальном праве в отношении расследования аварий и инцидентов на море. Кодекс предназначен способствовать объективным расследованиям на благо государств флага судна, прибрежных государств, Организации и морского судоходства в целом.

Часть 1

Положения общего характера

Глава 1

Цель


1.1 Целью данного Кодекса является обеспечение того, чтобы государства применяли общий подход при проведении расследований аварий и инцидентов на море. Эти расследования нацелены не на распределение вины или определение ответственности. Напротив, расследование, как оно определено в Кодексе, является расследованием, проводимым с целью предотвращения в будущем аварий и инцидентов на море. Кодекс предусматривает, что эта цель будет достигнута государствами через:

.1 применение последовательной методологии и подхода, что позволит и будет способствовать обширному расследованию, при необходимости, в интересах выявления причинных факторов и других рисков в отношении безопасности; и


.2 представление в Организацию докладов, что позволит обеспечить широкое распространение информации с целью обращения внимания международного судоходства на вопросы безопасности.

1.2 Любое такое расследование должно проводиться отдельно и независимо от любой другой формы расследования. Однако, целью данного Кодекса является не предотвращение любой иной формы расследования, включая рассмотрение дел в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Кроме того, Кодекс не предусматривает того, что государство или государства, проводящие расследование, воздержатся от полного доклада о причинных факторах аварии или инцидента на море под тем предлогом, что на основании выводов доклада о расследовании могут быть установлены вина или ответственность.

1.3 Данный Кодекс признает, что согласно документам Организации, каждое государство флага обязано проводить расследование любой аварии, произошедшей с любым из его судов, если оно считает, что такое расследование может способствовать определению того, какие изменения было бы желательно внести в действующие правила, или если такая авария нанесла большой вред окружающей среде. Кодекс также принимает во внимание, что государство флага судна должно* организовать расследование определенных аварий или инцидентов плавания в открытом море лицом или лицами подходящей квалификации. Однако, Кодекс также признает, что если авария или инцидент на море происходит в пределах территории, включая территориальное море государства, это государство имеет право** расследовать причину такой аварии или инцидента на море, если они могли подвергнуть опасности людей или причинить вред окружающей среде, вовлекают в поиск и спасание власти прибрежного государства или иным образом затрагивают интересы прибрежного государства.

Глава 2


Определения

Если нижеследующие термины используются в обязательных стандартах и в рекомендуемой практике расследования, они имеют следующие значения:


2.1 Агент означает любое лицо, физическое или юридическое, вовлеченное от имени и по поручению владельца судна, фрахтователя или оператора судна, или владельца груза, в предоставление услуг в сфере судоходства, включая договоренности по менеджменту судна, являющегося объектом расследования.

2.2 Причинный фактор означает действия, бездействие, события или условия, без которых:

.1 авария или инцидент на море не могли бы произойти; или

.2 тяжелые последствия, связанные с аварией или инцидентом на море, вероятно, не могли бы иметь места или не были бы настолько серьезными;

.3 иное действие, бездействие или условие, связанные с результатом события, упомянутого в пункте .1 или .2, вероятно, не имели бы места.

2.3 Прибрежное государство означает государство, на территории которого, включая территориальное море, произошли авария или инцидент на море.

2.4 Исключительная экономическая зона означает исключительную экономическую зону, как она определена в статье 55 Конвенции ООН по морскому праву.

2.5 Государство флага означает государство, под флагом которого судно имеет право плавания.

2.6 Открытое море означает открытое море, как оно определено в статье 86 Конвенции ООН по морскому праву.

2.7 Заинтересованная сторона означает организацию или отдельное лицо, которые, как определено расследующим государством, имеют значительный интерес, права или законные ожидания в отношении результатов расследования.

2.8 Международный кодекс по управлению безопасностью (мкуб) означает Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Организацией резолюцией А.741(18) с поправками.

2.9 Авария на море означает событие или последовательность событий, которые привели к любому из нижеперечисленного, произошедшего в прямой связи с эксплуатацией судна:


.1 гибель человека или серьезное телесное повреждение;

.2 потеря человека с судна;

.3 гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;

.4 повреждение судна;

.5 посадка судна на грунт или лишение его возможности движения или
участие в столкновении;

.6 повреждение, нанесенное морской инфраструктуре вне судна, которое могло бы
серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица; или

.7 серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей
среде, вызванный повреждением судна или судов.

Однако, термин авария на море не означает умышленное действие или бездействие с намерением причинить вред безопасности судна, отдельному лицу или окружающей среде.

2.10 Инцидент на море означает событие или последовательность событий, иных чем авария на море, произошедшие в прямой связи с эксплуатацией судна, которые угрожали бы безопасности или (если не были бы предотвращены) увеличили бы опасность для судна, его людей или любого иного лица или окружающей среды.

Однако, термин инцидент на море не включает в себя умышленное действие или бездействие с намерением причинить вред безопасности судна, отдельному лицу или окружающей среде.

2.11 Расследование означает расследование или дознание (смотря по тому, как его именует государство) аварии или инцидента на море, проводимое с целью предотвращения в будущем аварий и инцидентов. Это расследование включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов и выработку, при необходимости, рекомендаций по вопросам безопасности.

2.12 Доклад о расследовании означает доклад, который содержит:

.1 краткое изложение фактов аварии или инцидента на море с указанием произошедших в связи с этим случаев смерти, телесных повреждений или загрязнения;

.2 название государства флага, владельцев, операторов, компании, указанной в Свидетельстве об управлении безопасностью, и классификационного общества

(с соблюдением национального законодательства относительно конфиденциальности);

.3 относящиеся к делу сведения о размерениях и двигателях любого вовлеченного судна, вместе с описанием экипажа, организации работ и других вопросов, таких как стаж работы на этом судне;

.4 подробное изложение фактов, разъясняющее обстоятельства аварии или инцидента на море;

.5 анализ и замечания в отношении причинных факторов, включая все технические, человеческие и организационные элементы;

.6 обсуждение результатов расследования, включая выявление вопросов безопасности и выводы расследования; и

.7 при необходимости, рекомендации с целью предотвращения в будущем аварий и инцидентов на море.

2.13 Расследующий орган означает орган в государстве, ответственный за проведение расследований в соответствии с данным Кодексом.

2.14 Расследующее(-ие) государство(-а) означает государство флага или, если применимо, государство или государства, которые по взаимному согласию приняли ответственность за проведение расследования в соответствии с данным Кодексом.

2.15 Документ расследования означает нижеследующие типы документов, собранные расследованием:

.1 все показания, полученные в целях расследования;

.2 весь обмен информацией между лицами, связанными с эксплуатацией судна;

.3 вся медицинская информация или информация личного характера в отношении лиц, вовлеченных в аварию или инцидент на море;

.4 все документы с анализом информации или доказательным материалом, полученные в ходе расследования;

.5 информация прибора регистрации данных о рейсе.

2.16 Существенный ущерб в отношении аварии на море означает:

.1 Повреждение, которое:

.1 значительно ухудшает конструкционную целостность, работу или эксплуатационные характеристики морской инфраструктуры или судна; и

.2 требует существенного ремонта или замены существенного компонента или компонентов; или


.2 разрушение морской инфраструктуры или судна.

2.17 Моряк означает любое лицо, нанятое или работающее в любом качестве на судне.

2.18 Серьезное телесное повреждение означает полученное лицом телесное повреждение, приведшее к нетрудоспособности на период времени свыше 72 часов, начинающийся со дня получения телесного повреждения и продолжающийся в течение семи дней.

2.19 Серьезный ущерб окружающей среде означает ущерб окружающей среде, который, по оценке пострадавшего государства (государств) или государства флага  в зависимости от случая, привел к существенному вредному воздействию на окружающую среду.

2.20 Существенно заинтересованное государство означает государство:

.1 которое является государством флага судна, вовлеченного в аварию или инцидент на море; или

.2 которое является прибрежным государством, вовлеченным в аварию или инцидент на море; или

.3 окружающая среда которого была опасно или в значительной степени загрязнена аварией (включая окружающую среду его вод и территорий, признанных по международному праву); или

.4 в котором последствия аварии или инцидента на море причинили ущерб или угрожали нанести серьезный ущерб этому государству или искусственным островам, установкам или сооружениям, над которыми оно имеет право осуществлять юрисдикцию; или

.5 в котором, в результате аварии, погибли или получили серьезные телесные повреждения граждане этого государства; или

.6 которое в своем распоряжении имеет важную информацию, считающуюся расследующим(-ими) государством(-ами) значимой для расследования; или

.7 которое, по какой-либо иной причине, обнаруживает интерес, считающийся значительным расследующим(-ими) государством(-ами).

2.21 Территориальное море означает территориальное море, как оно определено в разделе 2

Части II Конвенции ООН по морскому праву.

2.22 Очень серьезная авария означает аварию, повлекшую за собой полную гибель судна или смерть человека, или причинившую серьезный ущерб окружающей среде.



следующая страница >>