birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3

Палеоантропологические находки. Гипотезы

В 1929 г. в Трансваале, в местности Спрингбок-Флэтс, был найден череп, относящийся, по всей вероятности, к палеолиту. Он характеризуется долихокефалией, слегка наклонным лбом, умеренно развитыми надбровными дугами и, насколько можно судить по довольно смелой реставрации, очень высоким лицом. Череп не сходен ни с австралоидными, ни с боскопскими черепами. Высказывалось мнение о сходстве его с черепами современной эфиопской группы. Вывод этот был бы очень важен для понимания проблем этногенеза народов Южной Африки, если бы он не был основан только на единичной, и притом реставрированной, находке. Поэтому, несмотря на возможную правильность этой гипотезы, считать ее доказанной нельзя.

Многочисленные находки костных остатков дают возможность утверждать, что население всей Северной Африки и северной Сахары в эпоху неолита в общем мало отличалось в антропологическом отношении от современного и имело все признаки современной европеоидной расы (с несомненной примесью эфиопского типа) . Этот тип был распространен как в Египте, так и к западу от него, в Судане и в Сахаре, не говоря об областях к востоку и югу от Египта, где он бытует до наших дней.

Хотя строение черепа древних египтян имеет в общем европеоидный характер, но, по-видимому, ему присуща очень значительная примесь эфиопского расового типа. Надо иметь в виду, что черепа европеоидов и черепа эфиопской расовой группы с трудом отличимы друг от друга. Принимая во внимание, что сами египтяне изображали себя красно-коричневыми и безбородыми, мы приходим к заключению, что население древнего Египта имело черты европеоидного типа в сочетании с чертами эфиопского расового типа.

При археологических изысканиях в Нубии в 1929-1934 гг. неподалеку от южной границы Египта, около местечка Аниба, были найдены погребения, в которых обнаружены черепа эфиопского типа. Они отличаются крайней долихокефальностью, высокими узкими лицами и ортогнатностью. Наличие украшений и разных предметов быта позволило точно определить возраст этих погребений временем среднего царства (начало II тысячелетия до н.э.) . Таким образом, эти находки устанавливают, что область распространения эфиопского типа простиралась далеко на север уже в эту эпоху.


Основные находки, свидетельствующие о древности расового эфиопского типа, были сделаны в районе Восточной Африки — в Кении и Уганде.

В 1913 г. в северной части Танганьики под руслом реки Оль-Геджу-Олдоваи при геологических работах был найден скелет современного вида человека. Череп очень большой, с прямым лбом и резко долихокефальный. Лицо очень высокое и узкое, слегка прогнатное, нос тоже очень узкий и выступающий. Рост "олдовайского человека" 180 см. Определение геологического возраста находки вызвало оживленную полемику. Череп обнаружен под руслом реки, на основании чего, определяя геологическую эпоху образования русла, считали возможным отнести эту находку к глубочайшей древности. По-видимому, данный случай — это захоронение в русле реки. Погребения подобного типа известны в этнографии. С этой целью отводили реку, хоронили умершего на дне, а затем направляли ее в прежнее русло. По преданию, вождь гуннов Аттила был погребен в отведенном заранее русле реки. Аналогичные способы захоронений засвидетельствованы также у некоторых народов Африки. По-видимому, место олдовайской находки представляет собою довольно позднее погребение такого типа.

Близ озера Эльментеита (Кения) при археологических исследованиях в пещере Гембл найдено несколько скелетов, погребенных в скорченном положении. Они были густо осыпаны красной охрой и завалены камнями. В окружающем слое найдены кремневые орудия и керамика. Неподалеку, на так называемом участке Бромхеда, обнаружены такие же погребения. Всего в пещере Гембл найдено два полных скелета, на участке Бромхеда — шесть более или менее полных черепов и много других костей. Черепа всех этих находок похожи на олдовайский череп. Все они долихоили мезокефальные, лица исключительно высокие, орто- или мезогнатные, носы узкие и умеренно выступающие. Рост очень высокий. Все эти находки совершенно явно определяются эпохой неолита. С антропологической точки зрения они принадлежат древним представителям эфиопской расовой группы, отличающимися от современного типа более крупными абсолютными размерами черепов.


Антропологический тип эфиопской расы. Место проживания

Эфиопская раса, или эфиопская антропологическая группа, представляет собою как бы звено между негроидными и европеоидными типами. К этой группе принадлежат народы северо-восточной части Африки: Сомалийского полуострова, Эфиопии и прилегающих к ней стран. По-видимому, эфиопский тип представлен также и в южной части Аравийского полуострова. Все наиболее значительные народы Эфиопии (амхара, тигре, гураге, галла, сомали, данакиль, беджа и др.) входят в эту эфиопскую группу.

Антропологические типы эфиопской группы, с одной стороны, имеют некоторое сходство с негрскими. К числу общих признаков относятся, во-первых, коричневый с красноватым оттенком цвет кожи: он лишь немного светлее цвета кожи негрских народов тропического леса; во-вторых, вьющиеся волосы, иногда почти курчавые, хотя никогда не достигающие характерной для негров степени курчавости; в-третьих, довольно полные губы, но не столь вздутые, как у представителей негроидной расы. С другой стороны, признаки отличия носят совершенно европеоидный характер: прогнатизм полностью отсутствует, но узкий и выступающий. Таким образом, по лицевому скелету эфиопская группа резко отличается от негроидной расы. Поэтому некоторые антропологи относят эфиопскую группу к числу европеоидных. Специфические для нее признаки: очень узкое (около 130 мм) и довольно высокое лицо, узкий длинный череп (головной указатель 74-76) , с прямым лбом и слабо развитыми надбровными дугами, средний и высокий рост. Считать эфиопскую расу результатом смешения европеоидной и негроидной рас нельзя, так как в этом случае должны были возникнуть промежуточные формы. Считать ее исходной формой, из которой развились и негры, и темноволосые европеоиды, также нельзя. Более возможно другое предположение. Одна из древних форм негро-австралоидной расы могла развиться в направлении уменьшения прогнатизма и ширины носа, общей грацилизации черепа и т.п. Вопрос этот приходится считать открытым. Во всяком случае, палеоантропологические данные указывают на то, что эфиопская группа уже вполне сформировалась в раннем неолите в пределах Восточной Африки. Весьма вероятно, что антропологические особенности негроидных типов Восточной Африки возникли при участии древних форм эфиопского типа.


Языки

Семитские языки Эфиопии, или, как их иногда называют, эфиопские, составляют одну из подгрупп семитских языков, наиболее приближающуюся к семитским языкам южной Аравии.

Эфиопские языки подразделяются на следующие: (a) языки североэфиопские. К ним относятся геэз, тигре и тиграи (тигринья) . Геэз — язык древнего государства Аксум — в настоящее время исчез. На языке геэз в Эфиопии теперь ведется только богослужение, и его преподают в монастырских школах как язык богослужебных книг. Тигре — язык населения основной части Эритреи, около Массауа и на всем побережье, вплоть до Касалы. На нем говорят также на островах архипелага Дахлак. Язык тигринья употребляется к югу от области распространения тигре. Название его происходит от амхарского слова "тигринья", которым население центральной части Эфиопии называет своих северных соседей тиграи. В пределах собственно Эфиопии живет лишь часть тиграи, остальные -- в Эритрее; (b) языки южноэфиопские (языки собственно Эфиопии) подразделяются на западные и восточные. К западным относятся амхара — государственный язык Эфиопии, западные диалекты гураге и, возможно, язык аргобба; к восточным—восточные диалекты гураге и язык населения Харара — харари.

Город Харар уже в XIV в. был центром мусульманства. Влияние арабской культуры заметнее всего в этой части страны. Харари, в отличие от всех других языков Эфиопии, имеет письменность, основанную на арабском алфавите. Письменность всех остальных языков Эфиопии — амхара, тигре, галла и др. — основана на древнеабиссинском алфавите. Письменность всех остальных языков Эфиопии — амхара, тигре, галла и др. — основана на древнеабиссинском алфавите геэз, с некоторыми к нему добавлениями. Древнеэфиопская письменность возникла на основе сабейской письменности — одного из видов южноарабского письма.

В число южноэфиопских языков входит почти исчезнувший ныне язык гафат. В конце XVII в. на нем говорило население области Гафат, сохранившей это название до наших дней. Судя по сообщению современного нам эфиопского историка Аляка Тайе, издавшего в 1927 г. "Историю Эфиопии", до сих пор местные жители области Гафат иногда еще говорят между собою на этом языке. Исчезновение его показывает, с какой быстротой распространяется государственный язык Эфиопии — амхарский.


Хозяйство народов Эфиопии (середина ХХ в.)

Ремесла. Промышленность. Одежда. Украшения. Обработка кожи, дерева. Гончарство. Плетение

В хозяйстве народов центральной и северо-западной Эфиопии значительное место занимают такие ремесла, как ткачество, обработка кожи, плетение, гончарство, обработка дерева и металла.

Одежду изготовляют из домоткани. Горизонтальный ткацкий станок амхара, тигре и галла довольно широк и позволяет довести ширину ткани до 1 м. Выделка тканей для широкого потребления почти прекратилась в городах еще до итальянской оккупации, так как местную ткань вытеснили английские, американские и японские ситцы, но она вновь возродилась во время второй мировой войны в связи с сокращением импорта.

Мужской костюм трудящегося населения состоит из штанов, длинной рубашки, накидки- шаммы и бурнуса. Мужская рубаха туникообразного покроя — камис шьется из одного куска ткани с вырезом для головы; вшитые длинные рукава сильно сужены у кисти. Ворот рубахи стоячий. Короткие и узкие штаны — сури сшиваются из двух полотнищ и четырехугольного клина, образующего широкий шаг, и немного ниже колен плотно обтягивают ногу. Рубаху носят поверх штанов. Широкий пояс (маканат) имеет в длину 6-10 м, в ширину 15-35 см; на обоих концах пояса вытканы разноцветными шелковыми нитками поперечные полоски. Этот пояс обертывается вокруг талии несколько раз.

Шамму носят поверх рубахи. Шаммы бывают различные: собственно шамма — с узкой цветной каемкой по двум длинным сторонам, шамма без каймы — год зекзек, тонкая шамма с широкой красной полосой, идущей вдоль шаммы посредине, — джано, или кута, и тонкая шамма с широкой разноцветной шелковой вышивкой посредине — макалькем, и т.д. Способы ношения шаммы очень разнообразны.

В холодную погоду поверх шаммы надевают бурнус из черной шерсти с капюшоном для головы. Бурнусы-накидки без рукавов надеваются через голову. В хорошую погоду обычно головного убора не носят и в очень редких случаях повязывают голову куском белой ткани – шаш, кисейной или хлопчатобумажной.


Обувь в большинстве случаев отсутствует. Только когда крестьяне направляются в пустынные местности, где раскаленный песок обжигает подошвы ног, они надевают сандалии. Сандалии сшиваются из семи-восьми слоев кожи, вырезаемой по ступне.

Мужская одежда имущих классов населения обычно состоит из рубахи, штанов и особого вида бурнуса — каббы. Рубаху и штаны шьют из дорогой тонкой материи, часто из шелковой. Ворот рубахи и рукава застегиваются на множество мелких круглых медных или серебряных пуговиц и обшиты черным шелковым бордюром. Кабба, это накидка из черного тонкого сукна, шелка или атласа, часто обшитая бахромой или золотой тесьмой. В качестве головного убора носят белую или цветную повязку либо соломенную шляпу. Кожаные орнаментированные сандалии уступают место европейской обуви со шнурками и гетрами.

Современный костюм — брюки, рубашку с галстуком и пиджак — носят преимущественно интеллигенты, чиновники и купцы. Большинство населения придерживается национального костюма.

Одежда крестьянки состоит из длинной плотной рубахи, шаммы и бурнуса. Шамма иногда украшается узкой вышитой каймой по бокам. Штаны крестьянки носят только при верховой езде. Крестьянки ходят босиком, с обнаженной головой, лишь изредка повязываются платком. Волосы заплетаются в многочисленные косички, начинающиеся у лба и спускающиеся на плечи.

Костюм женщины имущих классов отличается от описанного выше только качеством материала. Рубахи имеют тот же покрой, что и у крестьянок. Рукава очень узкие, иногда более полутора метров длины. Рубаху подпоясывают широким поясом, как у мужчин. Шаровары длиной более трех метров, сильно суженные у щиколотки, образуют поперечные складки. Рукава рубах и края штанов расшиты цветным шелком. Национальный эфиопский орнамент вышивки на одежде отличается очень своеобразным и сложным рисунком, напоминающим то цветы, то геометрические фигуры, и выполняется черным, красным и серым шелком. Шаммы женщин имущих классов изготовляются из тонкой привозной ткани; каббы шьют из черного сукна, атласа или шелка с яркой бахромой. Женщины носят головную повязку, поверх которой надевают фетровую шляпу. На ногах — кожаные сандалии или привозные европейские туфли.


И женщины, и мужчины любят различные украшения местного производства, по своему качеству почти не уступающие тонким изделиям ювелиров Европы. Женщины носят разнообразные драгоценности: серьги — гутча тонкой филигранной работы, ожерелья, браслеты, кольца из золота и серебра, головные шпильки — вальба, серебряные колечки, надеваемые по нескольку штук на первый сустав пальца — калабат. Мужчины носят медные и золотые серьги, иногда с подвесками из цепочек.

Еще в конце XIX в. эфиопские воины носили поверх рубахи джано (шамму с красной полосой внизу) , лемд (накидку) и головные повязки из львиной гривы. В настоящее время лемд (бархатная накидка, по форме напоминающая шкуру льва, леопарда или барса) надевается в очень редких случаях. Почти повсеместно введен европейский воинский костюм, которому приданы некоторые национальные черты: к верху офицерской фуражки пришивается кусок меха, так как раньше воины носили на голове повязки из львиной гривы. Иногда вместо погон пришивают куски меха. Воины носят обмотки и почти все ходят босиком, лишь немногие имеют кожаные сандалии.

Обработка кож, так же как и ткачество, имеет большое значение в хозяйстве народов Эфиопии. Из кожи изготовляют седла, сбрую, ремни, сумки, щиты и ножны, кувшины для воды, формой напоминающие чайники, разнообразную посуду, футляры для роговых и деревянных кубков. Щиты служат теперь только для военных парадов; их выделывают из кожи быка, гиппопотама или буйвола.

Не менее искусны народы Эфиопии в обработке дерева и рога, производстве глиняной посуды, плетении корзин и других изделий. Плетеные изделия самой разнообразной формы и назначения очень распространены в быту. Способ плетения корзин — спиральный. Для отделки пользуются соломой, окрашенной в разные цвета, чаще зеленый, желтый или фиолетовый; сомали и данакиль предпочитают желтый и лиловато-красный. Орнамент — шахматный ромбовидный или в виде концентрических кругов разной окраски. В большом ходу корзины продолговатые и плоскодонные; дно и отверстия их имеют овальную форму, крышки — конусообразную. Очень часто встречаются плетеные сосуды в виде графинчиков, открытые корзины в форме вазы на подставке. Для упаковки кофе амхара, галла и тигре плетут большие мешки. Представляют интерес плетеные сита, стол-корзина и зонтики. Сита с подставками делают из толстых, предварительно плотно скрученных веревок. Стол-корзина — круглое плетеное блюдо на высокой широкой подставке в форме усеченного конуса; в перевернутом виде стол этот может служить корзиной для хранения запасов.


Из дерева изготовляют сосуды, части седел, плуги, древки копий и т.д. Выделываются всевозможные резные ложки, деревянные сосуды, широкие чашки для хранения капусты и мяса, деревянные резные кубки для пить. Все изделия орнаментированы резьбой в виде концентрических кругов или треугольников и часто окрашены в красный, желты и черный цвета. Несколько грубее и проще по выделке деревянная посуда сомалийцев.

Рог идет на изготовление утвари и табакерок. Дном для роговых кубков обычно служит деревянный или кожаный кружок.



<< предыдущая страница   следующая страница >>