birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 4 5

II.СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ

Европейское пространство высшего образования (именно это название пришло в 2010 году на смену названию Болонский процесс) опирается на три главных компонента: структура образовательных уровней/ рамки квалификации, гарантия качества и признание квалификаций. Данная глава касается именно этих компонентов.

П.1. Структуры степеней / Рамки квалификаций / Возможность трудоустройства

Структура образовательных уровней / Рамки квалификации / Способность к трудоустройству

А. Пожалуйста, опишите структуру образовательных уровней/квалификационные рамки Вашей страны. Особое внимание уделите описанию того, каким образом это относится к общей рамке квалификаций Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), которая была принята министрами в 2005 году, а также к более широким процедурам и планам самостоятельной сертификации вашей национальной рамки квалификации в сравнении с квалификационной рамкой Европейского пространства высшего образования. Описание должно выделить программы, которые являются исключением из трехуровневой системы, если такие существуют, и описать их место в системе высшего образования, а также показать пропорцию студентов, которые учатся на этих программах.

Страны Единого пространства высшего образования вводят трехуровневую систему высшего образования: первая ступень, во многих странах называемая бакалавриатом (3-4 года), вторая ступень, часто называемая магистратурой (1-2 года) и третья ступень, как правило, называемая докторантурой (3-4 года). С дипломом бакалавра выпускники должны иметь возможность устроиться на работу. Чтобы получить работу на более высоком уровне, нужно углублять знания на уровне магистратуры. А те выпускники, которые хотят заниматься научными исследованиями, продолжают образование в докторантуре.

Такая система позволяет, во-первых, раньше выйти на рынок труда тем из выпускников бакалавриата, которые получили достаточно знаний и умений для работы на тех должностях, которые они для себя выбрали. Во-вторых, студенты могут лучше сориентироваться с выбором будущей профессии: если человек не уверен в том, чем он хочет заниматься в будущем, он может поступить на бакалаврскую программу со сравнительно общим образованием, а к завершению учебы на этом уровне, когда появятся профессиональные планы и интересы, выбор магистратуры будет делаться с их учётом. При этом магистерскую программу можно выбирать не только в своём вузе.


В Беларуси искуственно создана двухступенчатая система высшего образования. Ступень, которая в течение длительного периода времени была единственной ступенью высшего образования, названа первой ступенью. Образование на первой ступени студенты получают от 4 до 6 лет в зависимости от сложности специальности. Второй ступенью назван уровень белорусской магистратуры, который перед вступлением в силу Кодекса об образовании 2011 года исполнял функцию первой ступени научной подготовки. Кодекс предусмотрел также профессиональный профиль магистратуры, однако квалификации, получаемые на этой ступени, не определены. Фактически существующая в Беларуси система ступеней образования искусственно подогнана к европейской структуре, не учитывая дифференциацию компетенций, принятую за основу Дублинских дескрипторов (Dublin Descriptors).

Первая, вторая и третья ступень, созданные в Болонском процессе, – ключевые элементы рамочного описания квалификаций для стран-участников. Эти рамочные описания можно легко понять, если обратиться к Дублинским дескрипторам, разработанным европейскими экспертами и получившим международное признание. Описания эти намеренно общие, что позволяет не только использовать их для широкого спектра дисциплин, но и учитывать особенности систем образования в разных странах. Эти описания показывают разницу в квалификациях каждой из трех ступеней. Кроме трех основных ступеней, Дублинские дескрипторы включают также дополнительный уровень, так называемый короткий цикл. Короткий цикл – это своего рода начальная часть первой ступени высшего образования (бакалавриата), которая короче по продолжительности и скромнее по уровню полученных выпускником такого цикла квалификациям. Тем не менее такой короткий цикл позволяет получать образование на уровне высшей школы студентам, не имеющим достаточных способностей либо не заинтересованным в получении высшего образования на полной первой ступени. Кроме того, короткий цикл часто помогает при создании совместных программ учреждениями среднего и высшего образования.


Описания квалификаций обычно создаются как общие формулировки типичных достижений студентов, которые получили квалификацию во время успешного завершения определенного уровня.

ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ ВЫСШЕГО ОБЬРАЗОВАНИЯ

КОРОТКИЙ ЦИКЛ

(часть первого цикла либо связанный с первым циклом)

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Квалификации, которые подтверждают окончание короткого цикла, присваиваются студентам, которые:

  • демонстрируют знания и понимание изучаемой области на уровне высшем, чем общее среднее образование и как правило основываясь на учебниках высшего уровня; такие знания дают основы профессии или занятия, персонального развития, и другие знания, необходимые для окончания первого уровня высшего образования;

  • могут применять свои знания и понимание в профессиональной среде;

  • умеют искать и использовать информацию, формулировать решения четко определенных конкретных или абстрактных проблем;

  • могут обсуждать свое видение проблемы, свои способности и деятельность с коллегами, руководителями и клиентами;

  • умеют учиться, получать дополнительные знания с определенной степенью самостоятельностьи.

Квалификации, которые подтверждают окончание первого цикла, присваиваются студентам, которые:
  • демонстрируют знания и понимание изучаемой области на уровне высшем, чем общее среднее образование, основываясь на учебниках высшего уровня, включая некоторые аспекты, являющиеся наиболее важными и новыми в изучаемой области знаний;


  • могут применить свои знания и понимание таким образом, который демонстрирует профессиональный подход к их занятию или профессии, и имеют компетенции, обычно проявляющиеся в выдвижении аргументов и доказательств и решении проблем в изучаемой области;

  • умеют собирать и интерпретировать важную информацию (как правило, в изучаемой области) для вынесения суждений, которые учитывают также значимые социальные, научные и этические вопросы;

  • умеют представить информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистами в изучаемой области;

  • имеют развитые умения учиться, необходимые для получения дальнейшего образования с большой долей самостоятельности.

Квалификации, которые подтверждают окончание второго цикла, присваиваются студентам, которые:

- демонстрируют знания и понимание, которые являются более глубокими и/или широкими, чем те, которые обычно ассоциируются с первым циклом, и которые являются основой для оригинальности в разработке и/или применении идей, часто в исследовательском контексте;

- могут применять свои знания, понимание и умение решать проблемы в новых, незнакомых обстоятельствах в более широком (или мультидисциплинарном) контексте, связанным с изучаемой областью;

- умеют интегрировать знания и справляться со сложностями и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации, учитывать значимые вопросы социальной и этической ответственности, связанные с применением их знаний и суждений;

- умеют передать свои выводы, знания и рационально обоснованные тезисы как специалистам, так и неспециалистам четко и и непротиворечиво;

- обладают умением учиться, позволяющим продолжать образование в основном самостоятельно и автономно.

Квалификации, которые подтверждают окончание третьего цикла, присваиваются студентам, которые:


  • демонстрируют системное понимание изучаемой области и превосходные умения и методы исследований в данной области;

  • демонстрируют умения понимать, разрабатывать, внедрять и вести научный процесс с честностью, свойственной ученым;

  • вносят вклад благодаря оригинальным исследованиям, которые расширяют границы знания и оражены в публикациях, которые рецензируются в стране или за рубежом;

  • способны к критическому анализу, оценке и созданию новых и комплексных идей;

  • могут обсуждать со своими коллегами, а также с более широким национальным сообществом и обществом в целом вопросы своей экспертной области;

  • способны содействовать в рамках академических и профессиональных контекстов технологическому, социальньному и культурному развитию в интересах формирования общества, основанного на знании.

Образовательные стандарты для отдельных специальностей на первой ступени беларуской структуры высшего образования, утвержденные Министерством образования в 2007 и познее, ясно показывают, что декларируемый уровень квалификаций выпускников этой ступени сопоставим с квалификациями, предусмотренными вторым уровнем Дублинских дескрипторов (Dublin Descriptors). Искуственно же созданная вторая ступень высшего образоания до сих пор не имеет своих неакадемических стандартов. Данная ситуация показывает, что беларуские власти фактически не понимают того, в каком направлении движется европейское образование. Европейское образование предусматривает возможность получения высшего образования для людей с разными интересами, возможностями и карьерными планами. Поэтому в Европе не существует строго регламентированных программ высшего образования по каждой специальности и каждому предмету, как это делается в Беларуси. Европейский абитуриент имеет право выбора профиля программы (например практического, направленного на получение знаний и умений, необходимых в конкретной профессиональной деятельности, либо академического, направленного на получение более широких знаний, которые могут быть полезны в научной карьере). Студент в Европе в большой степени самостоятельно выбирает программу своего образованя (выбирая предметы, которые позволят ему иметь знания и умения, уникальные на рынке труда). Закончив программу на уровне бакалавра и приняв решение о образовании на уровне магистратуры, европейский студент часто учится на этом уровне по другой специальности и в другом вузе (что позволяет ему познакомиться с другим подходом к интересующим вопросам, учебному процессу, расширить круг потенциальных коллег).Студент может 1-2 семестра учиться за границей (знакомясь с подходом к образованию в избранной стране, учась у специалистов с другими подходами, окунаясь в другую культуру, совершенствуя иностранный язык). Беларуские же студенты могут выбирать лишь специальность, все остальное в беларуском высшем образовании регламентировано. Выбрав одинаковую специальность беларуские студенты, независимо от своих интересов, способностей и карьерных планов, в каждом вузе изучают один и тот же материал (который по часам расписан Министерством образования), с очень незначительным числом предметов по выбору и минимальным программным компонентом самого вуза. Выбор специальности абитуриент делает в 17-18 лет и уже до окончания учебы в вузе фактически не имеет возможности ее измененить.


Уровень белорусской аспирантуры, согласно международным договорам, приравнивается к III уровню высшего образования (например, Польши). Однако в Беларуси высшим образованием занимается Министерство образования, тогда как правом конечной экспертизы диссертаций – Высшая аттестационная комиссия. Данное распределение ролей не было изменено Кодексом об образовании 2011 года, что говорит о декларативности заявленного перехода на трехуровневую систему образования. Нужно отметить, что в Беларуси система подготовки научных кадров к настоящему времени окончательно оформилась как административная вертикаль, подотчетная президенту. Под предлогом борьбы за качество диссертационных исследований создан механизм ограничения прав академического сообщества в процессе аттестации научных кадров и идеологического контроля содержания научных исследований. Видимым результатом этого процесса стало значительное сокращение числа утвержденных диссертаций.

При получении высшего образования в беларуской системе образования не предусмотрена процедура признания квалификаций, полученных при получении образования в системе дополнительного образования взрослых либо полученных вне системы формального образования. Признаваться могут исключительно учебные дисциплины, полученные в системе высшего (иногда среднего специального) образования. В то же время в европейских странах процесс признания квалификаций, полученных вне системы высшего образования, становится все более значимым. Это позволяет гражданам европейских стран сократить период и часто цену своего высшего образования. Например, талантливый тренер, воспитанники которого становятся чемпионами Европы, должен иметь возможность признания его профессиональных квалификаций вузом. При этом он может получать высшее образование в области физической культуры, проходя только те предметы, дающие знанаия и умения, которые не могут быть подтверждены его профессиональными достижениями.

Все специальности, программы образования по которым могут реализовать высшие учебные заведения (с разрешения Министерства образования), перечислены в республиканском классификаторе «Специальности и квалификации». Такое ограничение выбора специальностей вузами не позволяет создавать инновационные междисциплинарные программы и быстро реагировать на новые научные знания и потребности рынка труда. Кроме того, около 80% программы для каждой специальности регламентируется Министерством образования. Причем регламентируются не только знания и умения, которые должен иметь выпускник специальности, но также предметы программы и даже количество часов по каждому предмету. Отдельно регламентируется содержание каждого предмета, в том числе количество часов на определенную тему. Фактически роль вуза сводится к тому, чтобы получить разрешение на подготовку специалистов по выбранным специальностям, определиться с методами преподавания 80% регламентированной программы и разработать 20% «вузовского компонента».


Фактически во всей системе образования студенты одной специальности получают практически одинаковые знания и навыки. Такая система не позволяет учитывать потребности и возможности разных групп студентов, что в условиях массового образования является крайне важным. Усреднение же программ приводит к неэффективному использованию возможностей студентов и, соответственно, снижению качества образования. Для изменения ситуации в беларуской системе высшего образования должна быть изменена структура образования, т.е. введена трехступенчатая система образования, предусматривающая компетенции согласно Дублинским дескрипторам (Dublin Descriptors). Кроме того, вузы в кооперации с работодателями должны получить возможность самостоятельно разрабатывать программы образования, чтобы привести в соответствие стандарты образования с потребностями и возможностями целевых групп студентов и рынка труда.

Б. Разработка национальных рамок квалификации, среди прочего, тесно связана с заботой об улучшении способности к трудоустройству выпускников вузов. Пожалуйста, опишите Вашу политику и приоритеты в сфере улучшения способности к трудоустройству выпускников вузов и включите в описание публичный и частный сектор. Пожалуйста, опишите, в какой степени первый уровень высшего образования (бакалавр или его эквивалент) готовит к устройству на работу, как в государственном, так и в частном секторе.

Практически все выпускники беларуских вузов, оплата обучения которых покрывается из средств бюджета страны, принудительно распределяются на работу под угрозой возврата оплаты за полученное образование. Такая практика противоречит статьям 41 и 49 Конституции Беларуси, а также статье 13 трудового кодекса Беларуси. Обязательная отработка установленного срока выпускниками учреждений образования соответствует правовому смыслу термина «принудительный или обязательный труд», означающий в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Конвенции МОТ 29 «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно». Для существующей власти принудительный труд является решением проблемы кадрового голода в некоторых бюджетных отраслях. Т.е. при помощи такой практики компенсируется неэффективная социальная политика. Вместе с тем, выпускники, которые обучались не на бюджетных местах, хотя и не подлежат обязательному распределению, ущемлены в своих правах в другом плане. Они не получают статус молодого специалиста, не имеют гарантии первого рабочего места и защиты от увольнения.


Способность к трудоустройству (employalility) – способность человека трудоустраиваться (employment) в течение всего работоспособного периода жизни. Чтобы способность к трудоустройству была высокой, т.е. чтобы выпускник вуза имел возможность адаптироваться к постоянным изменениям рынка труда, он должен иметь не только знания и умения, необходимые на рынке труда к моменту завершения образования, но должен уметь учиться самостоятельно, знать, как и где можно повысить свою профессиональную квалификацию, уметь принимать решения, нестандартно подходить к решению проблем, иметь хорошие коммуникативные способности и т.д. Эти умения и способности должны развиваться во время обучения в вузе. В европейских странах они развиваются не только благодаря интерактивным методам работы со студентами, но и благодаря активному участию самих студентов в управлении вузом, определении своих образовательных траекторий (например, благодаря студенческому самоуправлению, самостоятельному выбору части предметов программы, участию в научных кружках, позволяющих углублять знания в выбранной сфере). Кроме того, европейские вузы не имеют регламентированной на уровне министерства образовательной программы или учебного плана специальности. Таким образом, они готовят студентов к различным рынкам труда, а также конкурируют между собой, постоянно совершенствуя свои программы, сотрудничая с работодателями, отслеживая спрос на знания и умения, которые могут выгодно отличать их выпускников от выпускников других вузов. Европейские вузы создают специальные отделы, которые помогают студентам лучше ориентироваться на рынке труда уже в первые месяцы учебы. Таким образом студенты получают знания о рынке труда, умения правильно составлять необходимые при поиске работы документы, учатся планировать свою карьеру и выбирать предметы, которые дадут знания и умения, необходимые при поиске работы, которую они себе запланировали.

Утвержденные беларуским Министерством образования программы высшего образования обязательны для использования во всех вузах страны. Это не позволяет достаточно дифференцировать их исходя из потребностей рынка труда.


Органы государственного управления Беларуси принимают решения о потребности народного хозяйства страны в кадрах в разрезе специальностей на десятилетний период. Эти прогнозы влияют на открытие либо закрытие специальностей в вузах, а также на количество мест в вузах, финансируемых из государственного бюджета. При этом потребность в специалистах той или иной специальности определяется на основании заявок предприятий на 5-10 летний период. Учитывая скорость изменения технологий , появления новых знаний и новых отраслей знаний в современном мире, а соответственно и компетенций, которыми должны обладать современные квалифицированные специалисты, Беларусь добровольно обрекает себя на отставание от современных мировых трендов. Такая система не способна оперативно реагировать на самые новые разработки и открытия, чтобы передавать эти знания студентам, которые, в свою очередь, принесут их в организации, в которых будут работать. В Беларуси же распространенной практикой является то, что выпускник вуза вместо того, чтобы быть носителем новейших know-how, фактически получает необходимые для работы знания и умения уже на рабочем месте.

В беларуских вузах нет активно действующих отделов, которые консультируют студентов в вопросах рынка труда, готовят их к активному поиску работы, помогают выбрать обязательные и дополнительные практики, которые были бы связаны с карьерными планами студентов, помогли бы им построить первый контакт с потенциальным работодателем. Кроме того, на не очень большой интерес самих студентов к вопросам своего будущего трудоустройства влияет факт обязательного распределения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>